Геральдический розыск
Часть 3-я.
Осталось прояснить некоторые мелочи.
С XI по XIII век, один только боевой рыцарский щит нес на себе самом герб. С XIII по XV век, к щиту добавился рыцарский шлем со своими знаками.
Впоследствии щит и шлем, в геральдике, рассматриваются не как предметы вооружения, а как обязательные части изображения любого герба. К ним добавляются и другие детали. Например «нашлемник», т.е. надстройка на верхушке шлема.
Изначально нашлемники были практически необходимы, для защиты головы и шеи от рубленых ударов. Они изготавливались из конского волоса. Такая защита продержалась в русской кавалерии до начала ХХ века.
Следующим дополнением головных уборов вообще и шлемов в частности, стали птичьи перья.
Обычно их брали из доступной окружающей среды: у орлов, воронов, цапель, сов, фазанов...
Но доступней других были петушиные. Все они крепились на верхушках шлемов, или вставлялись в особые колчаны. Их часто и по-разному окрашивали. Изображения в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними.
Еще в V в. до н.э. павлины попали в Грецию. Естественно, что эти птицы были доступны только очень богатым людям. В Риме, на столах знати, павлиньи перья были в качестве украшения, Из Рима через Альпы павлины попали в Западную Европу. Гербы с павлиньими перьями появляются в середине XVIвека. Перья изображаются естественного для них цвета,часто в виде веера.
Мода на страусиные перья, пришла в XVI веке. Она показывала уровень богатства шлемоносца. Т.к. стоили такие перья больших денег, намного дороже самого шлема. В геральдике они чаще всего изображаются нечётным числом, 3 или 5 перьев, другое их количество встречается реже. Сначала перья изображались серебряными (белого и жёлтого цвета в геральдике нет), позже стали окрашиваться в основные цвета герба. Одиночные перья полностью окрашиваются в основные цвета щита или металлы герба (золото или серебро), и могут нести на себе фигуру из щита или любую другую.
Вошло в обиход и слово «плюмаж» (фр. plumage «оперение» от plume «перо») – т.е. «много перьев».
Кроме того, перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана (цилиндрического, удлиненного или заостренного книзу), или из короны.
Собственно в этом экскурсе нужно было только уточнить появление павлиньих перьев в нашлемнике. Это середина XVI века (≈ 1550 г.).
Графика гербов – очень важна для датировки изображения. Для каждой эпохи характерны особые элементы рисунков, которые часто не замечают современные художники.
На шлеме обычно находятся: намёт, бурелет или корона и нашлемная фигура.
Намёт (лабр, покрывало, плащик, одежда), это кусок ткани на шлеме, целый или прорезанный.
В нашем случае, это большие и «кудрявые» намёты, т.е. начатые в 16 веке.
На намёте, чаще всего, помещаются бурелеты или короны, редко – нашлемные фигуры.
Бурлет или бурелет (фр. bourrelet – жгут, набухание или припухлость). Заимствован (как и намёт) у бедуинов во время первых крестовых походов. Служили для удержания намёта и смягчения рубящего удара. В геральдике они окрашиваются по цветам герба поочерёдно, начиная с металла.
Короны на фигурах герба, с начала 13 века, чаще всего обозначали королевское достоинство.
А обычай украшать шлем короной появился у рыцарей в XV веке, во время турниров. В Германии увенчанный короной шлем считался признаком дворянства. Но особые турнирные короны, надевали и обычные рыцари – победители (короли) турниров. На гербах, украшение шлема коронами разного достоинства, появилось не ранее XVII века.
В нашем случае определить точный вид короны – не представляется возможным. Будем считать, что на почётной стороне: дворянская.
А противоположная, должна бы быть баронской, но она ставилась на щите, а не на шлеме. Значит: тоже дворянская.
Нашлемники (клейноды) применяются в Польше с 14 века. Они иногда повторяют фигуры и цвета (тинктуры, колеры, финифти и металлы) герба. Тогда же, появились редкие для всей Европы цвета: зелень и пурпур. Нашлемные фигуры появились благодаря турнирам. Их изготавливали из наиболее лёгких материалов: дерева, кожи и папье-маше. Со временем использование клейнодов остались только среди наиболее знатных рыцарей, которые участвовали в турнирах. На гербах могли совмещаться и два вида нашлемников: фигура + перья. Размещаться нашлемные фигуры могли: на шлеме, на намёте, в бурелете и в короне.
Окончание следует.