По трем известным фактам об Иисусе Христе, которые нельзя отрицать, докажем, что некоторые события, описанные в библии (евангелиях), тоже являются фактом, как ЕДИНСТВЕННО возможные события способные соединить рассматриваемые факты в логичную, непротиворечивую причинно-следственную связь. Эти евангельские события, признанные фактом, и будут доказательством существования Бога.
Факты об Иисусе Христе:
- Неизвестность Христа. Христос не был очень богатым, известным и уважаемым в больших кругах человеком до наступления евангельских событий, когда ему уже было 30 лет. Об этом говорится не только в библии, это также подтверждается тем, что мы ничего не знаем о нем из других небиблейских источников.
- Непопулярные высказывания и призывы Христа. В своих речах Христос призывал делать довольно неприятные и, можно сказать, почти невыполнимые вещи. Он призывал людей продавать все свое имущество и вырученные деньги раздавать нищим, призывал не противиться злому, подставляя щеки под удар, молиться и помогать своим врагам, в отношении духовенства и начальства призывал слушаться их, даже если первые ничего сами не делают, а только учат других как жить.
«тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак ВСЁ, ЧТО ОНИ ВЕЛЯТ ВАМ СОБЛЮДАТЬ, СОБЛЮДАЙТЕ И ДЕЛАЙТЕ; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (евг. от Матфея).
Его высказывания доходили до того, что он говорил, что принес не мир людям, а меч (т.е. разделение и войну), призывал людей оставлять своих родителей и детей ради него.
«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (евг. от Матфея).
Если бы Христос на самом деле говорил что-то отличное от того, что написано в евангелиях, что-то более приятное, легкое и поддерживаемое большинством, то именно эти принципы, высказывания и призывы сформировали христианское движение, а не то что написано в библии. По факту с первого же века, сначала через апостолов, а потом и через святых отцов в основе христианства были и есть высказывания и призывы Христа, описанные в евангелиях.
3. Зарождение христианства в тяжелых условиях. Христианство зародилось и распространялось в условиях гонения со стороны иудеев и римлян. Даже под угрозой смерти некоторые христиане не отказывались от Христа, о чем свидетельствуют небиблейские источники. До нашего времени дошла переписка правителя Вифинии и Понта Плиния Младшего с императором Траяном. Из письма Плиния к Траяну:
«Всяких тебе благ! У меня уже вошло в привычку приносить для твоего рассмотрения всякое дело, в котором я не уверен или сомневаюсь. Потому что кто может лучше тебя управлять моими нерешительными суждениями или же пополнить мою некомпетентность в познаниях? До моего вступления в управление этой провинцией я никогда не вёл допроса христиан. Я в этом некомпетентен и не могу решить, какова цель судебного расследования и наказания в этом деле… Между тем, я поступал с такими, которых приводили ко мне, как христиан, так: я спрашивал, действительно ли они христиане. Если они упрямо настаивали на своём, то я приказывал их уничтожить… Другие же сначала объявляли, что они христиане, а затем отрекались от Него… О их прежней религии они говорили… и сообщали следующее: они имели в определённый день перед восходом солнца собираться вместе и совместно воспевать гимны Христу, как Богу, давать перед Ним обеты никогда не делать нечестия, не заниматься кражей, воровством или блудом, не нарушать данного слова, не удерживать данного им в залог. После же этого их обыкновением было принимать участие в безобидной трапезе, на которой все они поступали без какого-либо нарушения порядка. И этот последний обычай они исполняют, несмотря на то что по твоему повелению обнародован мною указ, запрещающий всем общинам поступать так… Число обвиняемых так велико, что дело заслуживает серьёзного разбирательства… Не только города, но и малые деревни, и полупустынные места переполнены этими иноверцами…».
Другим автором, упоминающем о Христе, является крупнейший римский историк Корнелий Тацит. В «Анналах» он в следующих выражениях описывает действия Нерона сразу после пожара Рима (июль 64 г.) в ответ на слухи, упорно обвинявшие его в поджоге:
«Но вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощрённейшим казням тех … кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме… Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах, или обречённых на смерть в огне поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады».
Теперь соединим эти факты и ответим на следующий вопрос. Могло ли чисто гипотетически случиться так, чтобы неизвестный, небогатый сын ремесленника, получивший славу только от Иоанна Крестителя, используя в своих речах не популярные высказывания, в которых бы обещал улучшения условий жизни, призывал перестать слушаться и подчиняться несправедливому начальству, перестать терпеть нападки от врагов и др., а наоборот призывал продавать свое имущество, слушаться начальство, платить налоги («кесарю кесарево»), любить своих врагов и др., смог обратить тысячи людей, целые народы в свое учение так, чтобы они считали его Сыном Божьим, терпели притеснения и шли на смерть ради него? Сложно такое представить. Некоторые группы легко убеждаемых людей вполне могли быть, но целые народы, тысячи людей не могли просто верить словам простого человека, которого впервые видели, что он Сын Божий, каким бы добрым он не был. Представленных фактов об Иисусе Христе явно недостаточно, чтобы получилась логичная, непротиворечивая причинно-следственную связь. Недостающие факты о Христе можно придумать. Можно наделить Христа всеми возможными ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ способностями и талантами и все равно этого будет никак не достаточно. Ум, мудрость, ораторские способности, эрудиция, доброта, смелость, эпатажная внешность и т.д. – все это и многое другое может привлечь внимание, вызвать восхищение, но почти не приблизит к тому, чтобы целые народы следовали его учению, называли его Сыном Божьим и умирали за его имя. Это близко к тому, если сейчас или в какое-либо другое время простой рабочий человек выйдет на площадь и начнет привлекать людей, поражая своей добротой, мудростью, знаниями, ораторскими способностями и пр. Много ли людей поверит ему, что он пришел от Бога, многие ли станут выполнять то, что он говорит и будут готовы отдавать жизни за его имя? Большинство людей ему не поверит и еще меньше людей станут выполнять то, что он говорит. Стало быть, недостающие факты о Христе должны быть НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ, т.е. он обязательно должен был делать что-то невозможное человеку. В евангелиях такими невозможными событиями являются чудеса, которые совершал Христос: слепых делал зрячими, глухих слышащими, очищал прокаженных, воскрешал мертвых, пятью хлебами и двумя рыбками насыщал пять тысяч человек и др. Когда люди могли видеть каждый день эти чудеса, то они скорее верили в то, что Христос совершал их с помощью божественной силы, чем если бы он говорил, что это человеческая способность, они скорее верили, что он пришел от Бога, чем если бы он говорил, что он обычный человек. Только принимая за факт совершенные Христом чудеса, описанные в евангелиях, можно получить логичную, непротиворечивую причинно-следственную связь всех рассмотренных фактов. Таким образом, если признаем за факт чудеса, совершенные Христом божественной силой, значит признаем за факт существование Бога.
Воскрешение Лазаря