Как уже упоминалось в предыдущих публикациях, Ренессанс – эпоха богатая на талантливейших художников. Однако на недосягаемой высоте, по сравнению со всеми ними, стоит творчество трёх величайших мастеров Возрождения, именуемых титанами: Леона́рдо да Ви́нчи, Рафаэ́ль Са́нти и Микела́нджело Буонарро́ти. Им будут посвящены несколько следующих статей. Сейчас же предлагаю поговорить о старшем из них - Леона́рдо да Ви́нчи (1452 – 1519).
Это одна из самых известных в мире личностей. О Леонардо и его творчестве написаны тысячи книг и исследований. Все прекрасно знают, что он был одинаково ярко одарен во многих областях, являясь характерным примером разносторонней универсальной личности. Да Винчи с увлечением занимался наукой, изобретательством и творчеством: был математиком, анатомом, химиком, ботаником, биологом, оптиком, физиком, гидравликом, военным инженером, архитектором, скульптором, живописцем, поэтом, писателем и музыкантом.
Поражает широта его научных интересов и перечень изобретений и исследований. Приведу слова В. Лазарева, описывающего его достижения в области науки и изобретательства:
«Леонардо сделал целый ряд замечательных открытий, на многие столетия опередивших технические возможности его эпохи. Только долгое и пристальное изучение его рукописей учёными самых различных специальностей наглядно показало, каким глубоким и разносторонним исследователем был Леонардо. Он первым пытался сформулировать закон сохранения энергии, объяснил, до Галилея, падение тел, он вычислил величину трения, разработал волновую теорию, исследовал, в мельчайших деталях, полёт птиц и строение глаза, точно установил происхождение облаков, дождя и молнии, открыл в рычаге первоначальную, простейшую машину – прообраз всех будущих машин, сконструировал сложнейшие приборы и аппараты. Он изобрел станки для витья веревок прялки, буровые инструменты, конические мельницы для растирания красок, горизонтальные турбины, блоки и лебедки самого разнообразного типа, токарные станки, машины для насечки напильников, пил и нарезки винтов, машины для прокатки золота и штамповки монет, паровую пушку, землечерпалку, спасательные пояса. Он разработал особые методы приготовления выпуклых и вогнутых зеркал, и различные способы применения архимедова винта. Леонардо напал на мысль об использовании маятника сжатого воздуха, для измерения времени, его гениальному воображению уже мерещилась идея пропеллера…»
Однако, до сегодняшнего дня, жизнь Леонардо окружена ореолом загадочности и таинственности. Огромное количество вопросов, касающихся биографии гения и его творений, так и не имеют точных и убедительных ответов. Например, нет никаких сведений о том, кто была его мать. Винчи - это не настоящая фамилия художника, а название городка, в котором он родился. Практически ничего неизвестно о его личной жизни.
Большинство портретов, написанных художником, не поддаются точной идентификации (кто послужил моделью, определяется весьма условно, по косвенным данным), даже его знаменитый, рисованный автопортрет не считается однозначно достоверным портретом художника.
Ни одна из изобретенных им машин и конструкций не были изготовлены при его жизни и не применялись по назначению. (Исключением стал, так называемый "колесцовый замок" для огнестрельного оружия, производство которого было освоено в Европе ещё при жизни гения).
Самые известные из его монументальных работ (конный монумент Сфо́рца, панно «Битва при Ангиа́ри» и «Тайная вечеря») либо не сохранились вовсе, либо находятся в крайне плохом состоянии.
Известно, что он был поэтом, но нет дошедших до сегодняшнего дня его стихов (сохранились некоторые сказки и притчи Леонардо).
Кстати, точно известно, что Леонардо был одарённым музыкантом. На службу к герцогу Милана - Лодовико Сфорца он был принят именно в этом качестве. Есть свидетельства, что он обладал красивым певческим голосом и музицировал на многих тогда распространённых музыкальных инструментах. Своему покровителю он подарил лютню собственного изготовления, сделанную из конского черепа, инкрустированного серебром, с накладными рогами и орлиным клювом. Струны же натягивались, по его задумке, на верхнюю челюсть черепа.
Однако, если вы услышите (или уже слышали), что Леонардо сочинял оперы, то это, скорее всего информационное недоразумение. Дело в том, что был полный тёзка нашего героя - композитор, живший в эпоху барокко. На всякий случай вот ссылка из википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Винчи,_Леонардо
Почти всю свою жизнь Леонардо да Винчи посвятил научной деятельности, результаты его размышлений и открытий он фиксировал в трактатах, которые остались так и незавершёнными, а после смерти Леонардо, вообще разошлись по фрагментам и листам. Что-то утеряно, что-то сохраняется в музейных и частных коллекциях. Ни один из них не был доведён до ума, и ничего не было издано при жизни мастера.
Остаётся открытым вопрос, зачем да Винчи, ведший дневниковые записи всю свою сознательную жизнь, писал так, как будто пытался зашифровать их - все слова и буквы написаны справа налево, в зеркальном развороте (существует даже такое понятие, применяемое к подобному явлению - «почерк Леонардо»).
К слову отметим, способности Леонардо, в одинаковой степени хорошо владеющего обеими руками (таких людей называют амбиде́кстрами), позволяли ему, по некоторым сведениям, писать разными руками одновременно разные тексты! (что тоже не точно :) )
Очень популярны высказывания, что Леонардо был убеждённым вегетарианцем. Те, кто придерживается этого мнения, приводят в качестве доказательства следующую цитату, якобы принадлежащую самому художнику: "Мы живём, умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса». Однако, это лишь фраза из художественного произведения «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», созданного писателем Дмитрием Мережковским.
Тоже самое относится к распространённому мнению, что Леонардо был очень работоспособен или постоянно практиковал полифазный сон - это всего лишь эксплуатация имени гения и вырванные из контекста цитаты.
Наконец, существует могила Леонардо (замок Амбуаз, Франция), но сами останки величайшего гения человечества утеряны.
В данном формате, к сожалению, нет возможности хоть сколько-нибудь подробно осветить всё творчество этого мастера, поэтому остановимся только на его художественной деятельности, и здесь мы рассмотрим лишь открытия, сделанные им в живописи.
Следует отметить, что Леонардо, по своему типу мышления, был, прежде всего, учёным. Изобразительное искусство для него было, пожалуй, «побочным» родом занятий, ремеслом, приносящим доход.
Из всех видов творчества он особенно выделял живопись, к которой относился как к науке и поэтому ставил её выше других искусств, утверждая, что принципы живописи соотносятся с законами математики. Поэтому не надо удивляться тому, что до нас дошло всего чуть более десятка его картин.
Да и то, не все из них были завершены мастером, который в силу широты спектра своих увлечений, часто бросал начатое, быстро теряя к работе интерес.
Показательный пример: когда папа римский Лев Х решил заказать Леонардо картину, тот начал работу с того, что стал… изобретать лак, которым покроет готовое полотно! Понятна реакция папы – воздев руки к небесам, он воскликнул - «Этот человек никогда ничего не закончит! Он думает о конце прежде, чем начнёт!» - в итоге Ватикан никогда не делал заказов гению.
Обладая научным мышлением, Леонардо и в живописи сделал несколько основополагающих открытий. Например, да Винчи строил композицию картин, основываясь на математических расчетах и строгой геометрии, располагая фигуры в пространстве так, чтобы они «вписывались» в пирамиду (т.н. пирамидальная композиция), тем самым, создавая ощущение уравновешенности и устойчивости.
Добиваясь максимальной естественности и правдоподобия на своих полотнах, он отказывается от обязательного, для художников его эпохи, чёткого линейного контура, описывающего фигуры. Леонардо окружает персонажи лёгкой, едва уловимой дымкой, которая смягчает все контурные линии и делает более мягкими цвета. Такой приём, введенный в живопись Леонардо, получил название сфума́то.
Отметим, что художника к «открытию» сфумато привели его научные размышления над явлениями света и атмосферы. Он обратил внимание на то, что чем дальше от нас находится изображаемый объект, тем более зримо должно быть на полотне «наличие» воздуха между ним и зрителем.
Таким образом, Леонардо пришёл в живописи к «открытию», так называемой, воздушной перспективы – чем дальше изображаемое, тем менее чёткими должны быть его контуры и тем более размытыми, бледными и монохромными становятся цвета, постепенно приближаясь к дымчато-голубому и серому.
В целом, все художественные работы да Винчи можно разделить на две категории, по их жанровой принадлежности:
- картины, написанные на религиозный сюжет («Благовещение», «Св. Анна и св. Мария с младенцем Христом и Иоанном Крестителем», «Иоанн Креститель»);
- портреты («Джиневра Бенчи», «Чечилия Галлерани» или «Дама с горностаем», «Портрет молодого человека»).
И... да... нашумевшая, не так давно ушедшая за огромную цену с аукциона, случайно "обнаруженная" картина Леонардо "Спаситель мира" не признаётся подлинной большинством серьезных исследователей и учёных.
Среди религиозной живописи Леонардо большое место занимает образ Мадонны - Богоматери с младенцем Христом («Мадонна Бенуа» или «Мадонна с цветком», «Мадонна Лита», «Мадонна в скалах»).
В отличие от предшественников и современников, да Винчи раскрывает эту тему по-своему, часто отступая от существующих в современной ему живописи канонов. Так, на полотне «Мадонна Бенуа» - Дева Мария предстаёт перед зрителем не как мать Бога, а как обыкновенная, живая юная женщина, переживающая счастье материнства, нежно любующаяся на своего пухлого малыша, и даже её одежда – не традиционный хитон и плащ, а платье модного в ту эпоху покроя.
Пожалуй, самой значительной работой, созданной художником на сюжет христианской мифологии, стала фреска «Тайная ве́черя», написанная на стене трапезной, монастыря Са́нта Ма́рия де́лла Гра́ция, расположенного недалеко от Милана (о ней будет отдельная статья).
Ну и, конечно, именно Леонардо принадлежит самая известная в мире картина, написанная в жанре портрета. Конечно, это «Джоко́нда» или «Мо́на Ли́за». (Об этом шедевре тоже напишу отдельно).
Говоря о художественном наследии Леонардо, нельзя обойти вниманием огромное количество исполненных им рисунков.
«… Он делал рисунки на бумаге, - пишет Вазари, - с такой виртуозностью и так прекрасно, что не было художника, который равнялся бы с ним… Рисунком от руки он умел так прекрасно передавать свои замыслы, что побеждал своими темами и приводил в смущение своими идеями самые горделивые таланты…». Пожалуй, именно они дают наиболее полное представление обо всех областях его интересов.
Это эскизы, наброски к будущим картинам, рабочие этюды – руки, головы, драпировки, карикатуры;
необычные лица, сильные эмоциональные состояния, схваченные художником удивительно точно и правдоподобно;
проекты изобретаемых им аппаратов, иллюстрации к научным трактатам, анатомические зарисовки; чертежи, придуманных им машин и проектируемого «идеального города»;
многочисленные варианты конного монумента, над которым долго работал Леонардо при дворе миланского герцога Сфо́рца;
части тел различных животных – лошадиные головы и крупы, крылья птиц; растения и цветы, скалы и бурные водные потоки, а концу жизни - природные катаклизмы, напоминающие видения апокалипсиса.
Иногда, как пишет тот же Вазари, «он расточал драгоценное время на изображение сложного сплетения шнурков так, что всё оно представляется непрерывным от одного конца к другому и образует замкнутое целое».
Умер художник во Франции в возрасте 67 лет, приняв приглашение на переезд от французского короля Франциска I, безмерно ценившего талант гения.
Его жизнь и творчество, всё ещё, до конца не исследованы, и возможно, ответы на все вопросы, касающиеся великого мастера, не будут найдены никогда. Некоторые исследователи склонны считать, что Леонардо да Винчи был не только титаном эпохи Возрождения, но и величайшим гением человечества за всю историю его существования!
Если вам понравилась публикация, то не забудьте поставить лайк, а может, и подписаться на канал. :) Все публикации вы можете найти в полном каталоге статей.
Больше о культуре и искусстве эпохи Возрождения читайте здесь:
Эпоха Возрождения. Особенности и достижения
Проторенессанс. Живописные новаторства Джотто
Что нужно знать о "Божественной комедии" Данте?
Чистилище Данте - путь спасения
Рай Данте - обитель Света и Любви
Франческо Петрарка, его вечная Любовь и классический итальянский сонет
Джованни Боккаччо и его "Декамерон"
Медичи - правители Флоренции
Купол Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, и его создатель Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески - первопроходец ренессансной архитектуры
Как Филиппо Брунеллески стал архитектором, а Лоренцо Гиберти создал "Райские врата"
Почему Донателло считается первым скульптором Ренессанса?
Мазаччо - первый художник Ренессанса
Боттичеллевское настроение
Загадки Леонардо. Что мы знаем о гении?
Тайны "Тайной вечери" Леонардо да Винчи
Опять Джоконда?!
Рафаэль Санти - "певец Мадонн"
Рафаэль в Риме
Рафаэль - архитектор, скульптор и поэт
Микеланджело Буонарроти - скульптор. Молодость
Микеланджело Буонарроти - живописец. Зрелость
Микеланджело Буонарроти - архитектор. Финал
Микеланджело - поэт
Венеция принимает эстафету
Загадки Джорджоне