Обсуждение событий, связанных с «Конвоями свободы» - Канадским и остальными, только еще планируемыми – тема, конечно, горячая. Западные СМИ уж совсем обходить ее больше не могут, а наши просто прорвало статьями. Ну и я недалеко ушел. Тоже напишу свои рассуждения.
У нас говорят многое: и о том, что эта новая форма гражданской войны и новый образ настоящих революций. Пишут о том, что власти на Западе перезакрутили "гайки" со всеми своими ограничениями и принудиловками. Рассуждают и о том, что, мол, какие безвольные власти в Канаде. Сочувствуют протесту дальнобойщиков. Много чего пишут обозреватели. И все это, наверное, так и есть. Конкретно у нас стране мы, думаю, все знаем, кому в первую очередь обязаны тем, что "гайки" докручивать пока что бросили, и пытаются сместить акценты недовольства с центра в регионы.
А что говорят на Западе? Те, кто у власти уже как только не назвали водителей-манифестантов – от «кучки маргиналов» до «предателей нации», называя протест уже и "общенациональным восстанием". Власти Канады привычно (как делают и все правительства мира) уже уверенно предполагают иностранное финансирование – еще пара дней и дальнобойщики могут стать «международной террористической организацией». Да и материалы несуществующих расследований опубликуют, если понадобится, в которых будет доказано, что все это – чья то рука. Вроде уже пытаются сделать виноватым Трампа, поддержавшего протест и говоря про его «методички». Но кто-то должен найтись. Но ситуация на мой взгляд такова, что, не сумев отреагировать быстро, правительство Канады получило настоящую патовую ситуацию. Ведь теперь "ни сесть, ни слезть", и экономике вредно. Не буду подробно писать о том, как я сам отношусь к «Конвою свободы», к теме рассуждений отношение это имеет небольшое. Но
в связи с этим возникает несколько (пока еще условных) вопросов.
Как может разрешиться проблема противостояния в Западных обществах? А ведь объявили о солидарности с «Конвоем свободы» дальнобойщики США, множества стран Европы, водители грузовиков Австралии. Пат о котором я говорил, выглядит так: тяжелый гражданский транспорт и активисты перемещаются и фактически блокируют жизнь крупных городов, власти настаивают на том, что они ведут «антинародную» и «экстремистскую» деятельность. Сейчас это все – неуверенные вмешательства канадской полиции в стиле «отдай канистру и не жги костер», как и блокировки средств протестующих и блокировки аккаунтов движения в социальных сетях на ситуацию повлиять сейчас не способны. Применять вооруженные силы и вводить военное положение государства в данный момент не очень, видимо, хотят (хотя, режим ЧС уже пытаются ввести). Но и на переговоры выходить с каждым днем становится все более бессмысленно.
Военный эксперт из Штатов предлагают 4 вида купирования протестов, но ни один из них результатов, удовлетворяющих стороны, не принесет точно. И вот почему:
Обрезать «питание» бастующим, скорее всего уже поздно – они полны решимости и пользуются в данный момент ощутимой народной поддержкой. Отволакивать грузовики - и дорого и нечем, да и владельцы эвакуаторов - причисляют себя, по всей видимости, к "братству тракеров".
Переговоры не принесут ничего – позиции сторон ультимативны, непримиримы и противоположны. Снятия ограничений? Отставки правительства? Это прецедент, который усилит «давление снизу», показав его эффективность.
Разойтись и разъехаться? Скорее всего, этого не могут себе позволить уже протестующие, желая довести дело хоть до какого-нибудь логического завершения – ну хоть какого-нибудь. Акция настроилась, как видно из сообщений «со стороны грузовиков», на долгую забастовку.
Расправляться с помощью регулярных войск? Можно, но и тут проиграют все – процесс станет более популярным, обретет персоны «мучеников» и «жертв режима». Появятся мученики – появятся идеалы даже выше по уровню пафоса (в хорошем смысле) чем декларации свобод. К тому же все это рискует перерасти в настоящую гражданскую войну.
Движение во всем мире продолжает нарастать, а власти как-то зависли в действиях. Не мудрено зависнуть, когда явно мирный протест достигает таких масштабов. Любое действие властей сейчас будет осуждено – кроме, пожалуй, полной смены аппарата, а, возможно, и самой системы власти в стране. Пока в Канаде.
Бойня? Возможно. Надеюсь, этого не случится. Но нужно понимать, что если сейчас правительство Канады отступит, начнется цепная реакция и в других странах. Не во всех. Отступятся от своей политики тотальных ограничений постепенно и другие страны, которые, кстати, уже начали это делать: здесь, здесь, здесь и в других местах, хотя и "со скрежетом зубовным". Меры эти рассудит история, впрочем, суды и следствия уже начинаются. И явно не по медицинским показаниям, как они в этом ни убеждают.
Правительства могут отступить, но понять, простить и забыть - ни в коем случае.
Ведь всего лишь несколько новых законов и правил – и частных владельцев грузовых автомобилей попросту не станет. Просто меры будут вводиться размыто по временной шкале. Усложнение лицензирования такого вида частного бизнеса. Ограничения по возможности покупки топлива (здесь пригодится бред про личный углеродный след). Введение дополнительных пошлин и сборов (привет «Платону» и «зеленой энергетике»). Какая-нибудь шумиха в СМИ – чем глупее, тем лучше, но с обязательным участием дальнобоев, как класса – ну, например, о том, что инопланетяне, смущенные фильмом о трансформерах, не могут выйти с нами на контакт, потому что не получается у них определить кто здесь разумный – фуры или легковые авто. А что? Чем хуже вот этого материала? Да много что можно придумать.
Так что, наслаждаясь победами, нельзя протестующим забывать и о реакции – откате «завоеванных достижений» через некоторое время.
А кто останется в выигрыше? Если задуматься… то высокотехнологичные корпорации. Старые конспирологические теории уже не конспирологические и стали скучны убежденным конспирологам. Мне конечно симпатична фигура Илона Маска – он обаятельный, но я стараюсь не забывать и то, в каких высокотехнологичных областях предпринимательства он трудится. Естественно, его поддержка (пока на словах) «Конвоя свободы» может идти от чистого сердца, но и заменить живых и способных на протесты водителей автопилотами он бы вполне смог. При необходимости. Не может же быть, что это такая подстава. Хотя... С другой стороны, автопилоты способны конструировать не только компании Маска – очень даже много кто. Но высказал то поддержку Маск со своими "тараканами". Хотя, возможно, это просто его «фи» в сторону тех, с кем он повздорил – в сторону нынешнего штатовского госаппарата.
И да, вот еще – профсоюзы водителей грузовых автомобилей давнишняя кость в горле как у Google с ее гугломобилями, так и у других владельцев компаний беспилотных автоперевозчиков и вала производителей беспилотников. А это уже вопрос работы и выживания – вопрос появления, а, скорее, даже развития (так как они давно уже появились) «новых луддитов».
Искусственное удержание технического прогресса мирным путем и на длительное время, можно сказать, что и невозможно. Автоматизация производств и множества услуг на месте стоять не будут. И в проблеме бунта именно грузоперевозчиков их смелость, согласованность и организованность может выйти если не "пшиком", то точно "боком", в первую очередь им самим. Думаю, они это понимают. В этом случае их мотивации еще более революционны, чем кажутся на первый взгляд.
И еще вопрос возникает – любопытно, что станут писать все отечественные журналисты, аплодирующие сейчас «Конвою свободы», когда раскачается и русский медведь, а его можно будет остановить только – ну вы сами знаете как. Будут хвалить решительность властей, если дойдет дело до применения бронетехники? А потом? Выступать за опасность использования частными лицами тяжелой колесно-гусеничной строительной и сельскохозяйственной техники, вспоминая Killdozer?
И последнее – в большинстве фантастических книг, которые я читал (а прочел я их немало - люблю сказки), есть частные грузоперевозчики, но только вот в космосе – по поверхностям планет грузы обычно возят как раз автопилоты. Да, это фантастика, но с «нюхом» у фантастов все в порядке. Как впрочем, оказывается, и у конспирологов с футурологами.
Иван Тимофеев