8 февраля правительство утвердило систему Министерства финансов по регулированию криптографических валют. Заместитель премьер-министра и главы аппарата Дмитрий Григоренко дал поручение руководителю Министерства финансов Антону Силуанову вместе с Центральным Банком до 18 февраля внести в правительство соответственный проект общегосударственного закона.
В собственной идеи Министерство финансов дает проводить все операции с цифровыми валютами через финансовые организации России, устанавливать личность держателей криптокошельков и поделить клиентов на обученных и неквалифицированных финансистов. Согласно расчетам профессионалов, на которые ссылается министерство, гражданами Рф открыто несколько миллионов криптовалютных кошельков, размер средств на которых составляет приблизительно 2 трлн руб.
Проведение операций через банки, как полагает Министерство финансов, дозволит обеспечить соответствующий контроль за такими операциями и идентификацию всех участвующих. Чтоб совершать их, клиентам необходимо будет пройти облегченную либо полную идентификацию и открыть электронный кошелек в банке. Чтоб держать под контролем и выслеживать платежи, предлагается применять сервис «Прозрачный блокчейн» (система изучения криптовалютных операций при помощи искусственного ума, разработку которой летом 2020 года предложил Росфинмониторинг). Министерство финансов при всем этом желает позволить работу в Российской Федерации зарубежных криптобирж — с этой целью им нужно будет открыть в государстве свое консульство. Контрольные функции предлагается распределить меж ЦБ, Министерством финансов, Росфинмониторингом, ФНС, Минцифры и Генеральной прокуратурой.
Содержание:
Плюсы и минусы идеи Министерства финансов
Управляющий практики финтех и крипто правовой компании DRC Михаил Быстров
Можно было бы представить, что доктрина обязана была бы содержать предложения по подробному регулированию всей сферы в общем, но это неверно. Документ сосредотачивается только на более непрозрачном, но более удачном для страны секторе — купли/реализации и обмена криптографических валют, так что майнерам снова придется подождать. Ясно, что прозрачность конкретно этого сектора, при его реализации согласно идеи, дозволит обложить всех его участвующих налогом.
Однако самому факту возникновения идеи можно только рукоплескать, у нее есть как свои плюсы, так и свои минусы. Разберем детальнее.
Доктрина предполагает распространение только комфортной для полного контроля операций страной всецело замкнутой экосистемы «банк — обменник / биржа — клиент», при этом предполагается, что эта связка будет работать всецело в online-режиме. Конкретно банки будут являться так называемыми «устроителями системы обмена криптоденег» (ОСО). На банки возлагается масса обязательств, в том числе проверку «планируемых операций криптовалютного кошелька на предмет вероятной связи с нелегальной работой в рамках ПОД/ФТ» при помощи цифрового сервиса «Прозрачный блокчейн» от Росфинмониторинга и банковское сервис всех участвующих соглашений с криптой. Банки будут должны идентифицировать клиентов с учетом условий ПОД/ФТ, и предоставлять клиентам справки по операциям, нужным для задач предоставления данных в ФНС. Одним из основных инноваций является обязательство проведения тестов клиентов с целью выделения обученных финансистов.
Вводится понятие «оператора обмена криптоденег», которые признаются организациями, которые осуществляют операции с валютными средствами по «антиотмывочному» 115-ФЗ. Они разбиты на два вида: владеющих базисными (р2р-обмен) и всепригодными правами (цифровые биржи). Это значит не только возможность узаконивания имеющихся р2р-обменников, да и возможность сотворения российских бирж криптографических валют. Все подобные лица будут должны открывать счета/электронные кошельки в банках-ОСО, быть включенными в соответственный Перечень, который, вероятнее всего, будет вести ЦБ, идентифицировать клиентов, также, во содействии с банками-ОСО. Добавочно, они должны будут владеть «подходящим размером уставных капиталов», но каким он будет, доктрина не объясняет. Так как доктрина фактически предполагает только работу обменников в интерактивном режиме, выходит, что все обменники, которые работают с наличными, автоматом станут незаконными.
В идеи обсуждается и регулирование работе зарубежных бирж. Как и подразумевалось до этого, их будут «приземлять» через требование об открытии консульства в Российской Федерации. Важным аспектом является запрет выступать зарубежными биржами криптоденег организациям, зарегистрированным в юрисдикциях с льготным режимом налогообложения налогообложения и/либо офшорах. Так как большая часть зарубежных криптобирж документально зафиксировано конкретно в таковых зонах, для настоящей работы в Российской Федерации они будут вынуждены работать тут или через какую-то «белую» структуру из их группы компаний, или же такую структуру в срочном порядке создавать. Таким биржам будет нужно и контракт с банком-ОСО, который содержит запрет на вывод денег клиента с зарубежной площадки на счета/электронные кошельки, хорошие от счета/электрического кошелька клиента у соответственного банка-ОСО.
Клиентами по сделкам с цифровыми валютами сейчас могут являться как физические, так и организации. Подразумевается деление «физиков» на обученных и неквалифицированных финансистов с установлением лимитов по операциям — и это то, чего криптосообщество довольно очень боялось. Предъявляемые к «квалам» и «неквалам» требования при всем этом в идеи не описаны. У клиентов должен быть открыт счет либо электронный кошелек у банка-ОСО, и к нему должен быть привязан криптокошелек клиента у обменника/биржи. Принципиально, что все клиентские операции с цифровой валютой будут проходить под полным контролем банков-ОСО — без их одобрения сделки после проводимой банком тех «планируемых операций криптовалютного кошелька» окончить сделку будет нереально.
Как один из вариантов реализации идеи, предлагается доработать уже обширно узнаваемых «всадников Апокалипсиса» в виде 4 проектов законов от декабря 2020 года — изменений в НК Россия, УК Россия, КоАП Россия и 115-ФЗ. В отношении самого неоднозначного из них — изменений в УК — снова предлагается установить уголовное наказание за уклонение от обязанности декларирования информации об операциях, которые связаны с внедрением криптовалюты. Предлагается и новелла про то, что что совершение преступного деяния с внедрением криптовалюты является обстоятельством, которые отягчают наказание.
Напомню, что на момент вынесения на публичное обсуждение в ноябре-декабре 2020 года эти проекты законов являлись непроработанными, очень «сырыми», и вызвали волну недовольства у криптосообщества и практикующих юристконсультов. По данной причине, если реализации идеи пойдет этим методом, то будет нужно глубочайшая переработка всех этих проектов законов с обязательным участием экспертов из криптосообщества.
Никаких дат реализации доктрина не предусматривает, но, с учетом этого Министерству финансов и ЦБ распоряжения приготовить к 18 февраля соответственный проект закона, предполагаю, что мы снова увидим те же самые 4 проекта закона в мало переработанном виде.
Органы охраны правопорядка усилят контроль
Юрист Criminal Defense Firm Даниил Горьков
Утвержденную ранее Кабинетом министров России систему можно назвать первым суровым шагом страны к построению законодательной и финансовой системы регулирования этого высокорискованного и неожиданного денежного инструмента, как цифровая валюта.
Участникам криптовалютного рынка нужно находится в готовности к усилению внимания не только со стороны контрольных (ФНС Рф, Министерство финансов РФ, Росфинмониторинг и т.д.), но также и органов охраны правопорядка.
Быть криптоинвестором в Российской Федерации очень рискованно
Юрист АБ S&K «Вертикаль» Руслан Милованов
Думаю, что в скором времени будет подготовлен некоторый проект закона либо корректировки к иным законам в целях выполнения идеи Министерства финансов.
Думаю, что криптоинвесторы и майнеры будут ожидать определенных нормативных положений для принятия решения о деанонимизации и узаконивания работе. Почти все будет зависеть от ставки налога на доходы от реализации криптографических валют и налогового администрирования.
При этом, отталкиваясь от текущих положений идеи можно прийти к выводу, что совсем регулирование криптографических валют может быть будет реализовано таким образом, что быть криптоинвестором либо майнером на территории Российской Федерации будет очень рискованно.
Майнерам и участникам биржевых торгов придется сделать выбор
Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Столичного отделения Ассоциации юристконсультов Рф Ефим Казанцев
Так как доктрина принята с подачи президента и мгновенно утверждена Кабинетом министров, думаю её в таком же бодреньком темпе реализуют.
Готовиться, по моему мнению, необходимо к тому, что уже чрезвычайно скоро всем, кто занимается майнингом либо трейдингом криптографических валют, придется сделать сложный выбор — выходить из тени и трудиться в белую либо переезжать в какую-то другую юриспунденцию. В Российской Федерации с принятием нового регулирования трудиться в тени будет небезопасно, так как концепцией предвидено внесение соответственных изменений в УК Россия и УПК Россия.
Могу также представить, что принятые в спешке нормы будут сырыми и поставят массу вопросов по их исполнения на практике. ЦБ Россия и ФНС Россия, естественно, будут как обычно выпускать какие-то разъясняющие письма, но любые разночтения в законах, как это у нас водится, будут трактоваться не в пользу людей. Потому время для российских криптоэнтузиастов наступает сложное. Придется и им прямо за другим коммерческим обществом хлебнуть проверочных мероприятий, контроля, пеней, штрафов и доначислений налоговых платежей.
Однако не все так грустно, есть и плюсы. Есть надежда, что тот, кто все таки сможет выполнить все правила и трудиться в белую, сумеет без танцев с бубнами выводить правдиво заработанную крипту в фиат. На сегодня это самая проблемная стадия работы с криптой, так как банки с подачи ЦБ Россия очень подозрительно относятся к хоть каким операциям, тем или иным образом связанным с цифровой валютой. Стоит им заподозрить, что какое-то перечисление было соединено с криптой — они здесь же заблокируют операцию и выкатят запрос по 115-ФЗ с большим перечнем документов, которые необходимо представить, чтоб обосновать легальность происхождения перечисляемых средств.
Будем возлагать надежды, что с введением нового регулирования эта позиция обменяется, и выводить криптографическую валюту в фиат можно будет полностью законно через находящиеся под контролем ЦБ Россия криптообменники, всего только уплатив все налоговые платежи и отчитавшись во все заинтригованные учреждения.