Найти тему
Война и История

Супертяжелые танки Германии

Оглавление

Сразу после появления на поле боя новых стальных машин в Первой Мировой войне, крупные государства стали вынашивать идею создания супертяжелых танков. Основная задача подобных машин заключалась в прорыве укрепленных позиций врага.

Британский танк Mark I с пехотой на броне
Британский танк Mark I с пехотой на броне

Со временем концепция себя изжила ввиду того что война сменила облик. В 30-е годы стало очевидно значение маневров и быстрых перебросок соединений на разные участки фронта. Стальные громадины изжили себя из-за невозможности быстрой транспортировки на необходимое направление и их беспомощности в случае попадания в окружение.

Франция, которая была не готова к новым реалиям ведения боевых действий, сполна ощутила в 1940-м году на себе всю мощь немецкого "Блицкрига", когда целые соединения тяжелых неповоротливых танков окружались быстрыми легкими соединениями Вермахта ,и, оставаясь без снабжения, просто бросались своим экипажем, либо уничтожались не неся существенного урона противнику.

Брошенный танк Renault FT.1.Такую картину можно было наблюдать во время всей французской кампании. Сотни тяжелых танков были отрезаны от подвоза горючего и боеприпасов и становились совершенно бесполезными.
Брошенный танк Renault FT.1.Такую картину можно было наблюдать во время всей французской кампании. Сотни тяжелых танков были отрезаны от подвоза горючего и боеприпасов и становились совершенно бесполезными.

Фатальное решение

В 1942 году руководство Третьего Рейха принимает решение, предопределившее исход войны с СССР. После принятия этого решения экономика Германии уже не сможет восстановиться.

Фирмой "Хеншель" разрабатывается и выпускается в производство первый тяжелый танк "Pz VI Tiger".

Тяжелый танк "Pz VI Tiger" имел прекрасные характеристики орудия ,однако его трансмиссия была весьма капризной и часто ломалась. Соединения вермахта и СС с поступлением тяжелых танков в свои подразделения больше не будут иметь ту мобильность, которую имели раньше.
Тяжелый танк "Pz VI Tiger" имел прекрасные характеристики орудия ,однако его трансмиссия была весьма капризной и часто ломалась. Соединения вермахта и СС с поступлением тяжелых танков в свои подразделения больше не будут иметь ту мобильность, которую имели раньше.

Этим решением Германия ставит крест на принципе "молниеносной войны". Больше Третий Рейх не сможет восполнить свои потери в средних и легких танках, в которых так будет нуждаться в дальнейшем. Промышленность не сможет больше в полной мере восполнять потери, а немецкие соединения и корпуса уже будут не в состоянии быстро перебрасывать свои соединения на необходимые участки фронта. Битва промышленных сил была проиграна принятием на вооружение тяжелых, неповоротливых машин, а к концу Второй Мировой и вовсе разработкой фантастических проектов.

Первые шаги. Первая Мировая. Проект K-Wagen.

Макет сверхтяжелого танка K-Wagen
Макет сверхтяжелого танка K-Wagen

K-Wagen (также Kolossal-wagen, Kolossal или просто K, иногда встречается название Großkampfwagen)

Уже в конце марта 1917 года Ставка главного командования войск Германии выдала главному инженеру Опытного отделения Инспекции автомобильных войск Йозефу Фольмеру задание на разработку танка колоссальных размеров для прорыва французских позиций на Западном фронте. Проект машины был утверждён военным министерством 28 июня того же года. В соответствии с проектом, получившим название Kolossal-Wagen (K-Wagen), планировалось создать танк массой в 150 тонн. Вооружение танка должны были составлять две или четыре 50-77-мм пушки, четыре пулемёта и два огнемёта. Машина имела два двигателя мощностью по 200—300 л. с. каждый и защищалась 30-мм бронёй. Экипаж состоял из 18 человек.

На постройку опытного экземпляра отводился год, однако потом Ставка сократила этот срок до 8 месяцев. По программе планировалось создать 100 танков «K-Wagen» (при начальном заказе на 10), что было весьма труднореализуемо, так как многие узлы и агрегаты приходилось разрабатывать заново. Кроме того, стоимость танка была очень высокой — один экземпляр стоил не менее 500 тысяч рейхсмарок, то есть общая стоимость всего проекта составляла порядка 50 миллионов рейхсмарок, что для обороняющейся Германской империи было бы неподъёмными расходами.

В апреле 1918-го началась постройка первых 10 танков типа «К». Контракт на постройку пяти машин был выдан фирме «Рибе» в Берлин-Вайсензее. Ещё пять машин должен был построить завод «Вагонфабрик Вегман» в Касселе. К концу войны на заводе «Рибе» был почти достроен первый экземпляр танка, для второго был построен только корпус и основные узлы и агрегаты (кроме двигателей). «Вагонфабрик Вегман» успела изготовить только детали бронекорпуса ещё одной машины. Однако после поражения Германии и подписания Версальского мирного договора все детали были отправлены на металлолом.

Еще один макет машины
Еще один макет машины

"E-100". "Родственник Мауса"

Макет супертяжелого танка "E-100"
Макет супертяжелого танка "E-100"

8 июля 1942 года у Гитлера прошло совещание, в рамках которого обсуждалось создание сверхтяжёлого танка прорыва. Компания "Хеншель" начала разработку целой серии танков проекта Entwicklung (нем. – развитие, разработка), которая включала в себя бронетехнику начиная от лёгкого танка E-5 и заканчивая сверхтяжёлым танком E-100. В разработке E-100 компании "Хеншель" также помогли конструкторы автомобилестроительной компании Адлерверке. Для экономии времени для Е-100 было решено не разрабатывать новую башню, а использовать башню Krupp, изначально разработанную для "Мауса", и установить в неё 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой.

Производство прототипа Е-100 началось на предприятии «Адлерверке» во Франкфурте-на-Майне, но позднее постройкой танка занялось предприятие «Хеншель», и к июню 1944 года были готовы бронированные шасси танка. Но в 1944 году был издан приказ о приостановлении производства сверхтяжёлых танков, включая "Маус" и Е-100. Башню от Круппа Е-100 так и не получил, а сам недостроенный прототип отвезли на хранение для дальнейшего возможного возобновления производства на полигон Хаустенбек около города Падерборн. Весной 1945 года шасси было захвачено британскими военными, а в дальнейшем было отправлено в Англию, где местные инженеры смогли собрать шасси и привести его в рабочее состояние. В процессе последующих испытаний выяснилось, что получившийся танк даже без установки башни и некоторых других элементов конструкции обладает очень низкой проходимостью и максимальной скоростью, которая не превышает 20 км/ч. Спустя некоторое время недостроенный прототип был отправлен на переплавку, из-за чего он не сохранился до наших дней.

E-100 должен был обладать лобовой броней и бронированием башни толщиной 200 мм, бортовая броня и бронирование кормы должны были достигать 180 мм. Согласно требованиям масса танка должна была составлять от 150 до 200 тонн и нести орудие главного калибра в 120–150 мм, но конструкторы "Хеншеля" планировали массу танка в 100–120 тонн и в качестве основного вооружения планировалась 150-мм пушка. Для экономии времени на первые экземпляры танка решили установить башню под 150-мм орудие с курсовой 76-мм пушкой, уже разработанную концерном "Krupp" для танка «Maus».

Систему подвески для танка разработал конструктор Лер из фирмы MAN. Катки подвески должны были располагаться в шахматном порядке по обе стороны от гусеничных гребней, выстроенных в один ряд. Подобная схема использовалась практически на всех тяжелых танках Третьего Рейха.

Е-100 имел классическую компоновку: впереди находилось отделение управления танком, посередине – боевое отделение, сзади – моторно-трансмиссионное. Так как Е-100 не вмещался на железнодорожные платформы, для него разработали два варианта гусениц: транспортировочные – шириной 500 мм, и боевые – шириной 1000 мм.

Незаконченный прототип E-100, 1945 г.
Незаконченный прототип E-100, 1945 г.

"Maus".Стальной "мышонок" весом 189 тонн.

Иллюстрация танка в боевых условиях.
Иллюстрация танка в боевых условиях.

В конце 1942 года по инициативе Гитлера начались работы над «танком прорыва» с максимально возможной бронезащитой. В создании машины приняли участие сразу несколько фирм: корпус и башню изготавливала фирма «Крупп», «Даймлер» отвечала за двигательную установку, а «Сименс» — за элементы трансмиссии. Общая сборка велась на заводе фирмы «Алкетт». Проект «тип 205», разработанный Порше, был частично реализован в 1944 году в виде двух опытных образцов танка «Маус».

23 декабря 1943 года Pz.Kpfw Maus отправился в первый испытательный пробег по территории завода Alkett. Пробег этот являлся нелегальным, так как разрешение на него получено не было. Первый пробег оказался и испытанием на проходимость, так как территория завода была завалена обломками из-за бомбардировки за месяц до этого. Первые же метры показали, что опасения насчет поворотливости были напрасны. Танк легко обогнул узкий проход между кучами мусора. По итогам испытаний отмечалась легкость управления танком. Дальнейшие работы по выпуску десяти серийных танков были прекращены по указанию самого Гитлера, так как у Германии не хватало производственных мощностей для выпуска других, более важных видов оружия.

Цех для «мышонка» в Neuen Verskraft, на полигоне в Куммерсдорфе, 2013
Цех для «мышонка» в Neuen Verskraft, на полигоне в Куммерсдорфе, 2013

Полноразмерный деревянный макет танка был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, а первый прототип «Мауса» поступил на ходовые испытания в декабре 1943 года. После их довольно удовлетворительных результатов танк был оборудован настоящей башней для артиллерийских стрельб и полным комплектом внутреннего оборудования.

Второй прототип был заложен в марте 1944 года и к середине года был оснащен башней и силовой установкой. В течение 1944 года еще четыре корпуса были заказаны к производству. В июле того же года производство всех прототипов было остановлено, а готовые танки были отправлены на металлолом. Испытания второго прототипа продолжались, он модернизировался и развивался в течение 1944 года.

Масса 180 тонн исключала возможность перехода «Мауса» через реки по автодорожным мостам. Поэтому предполагалось переправлять танки попарно по дну реки. При этом загерметизированный, без экипажа, «Маус» получал по кабелю управление и электропитание для движения от другого «Мауса» на берегу.

В бою эти танки испытаны не были. В апреле 1945 года, при приближении частей Красной Армии к полигону, немцами было принято решение уничтожить прототипы ввиду невозможности их эвакуации. Оба танка были взорваны, но значительным разрушениям подвергся только один. В дальнейшем из обоих повреждённых танков по указанию командующего бронетанковых и механизированных войск был собран один; 4 мая 1946 года он был доставлен на полигон. После испытаний силовая установка, как и всё внутреннее оборудование, было демонтировано. В настоящее время танк находится в экспозиции музея бронетанкового вооружения в Кубинке.

Танк в Кубинке
Танк в Кубинке

Экипаж машины состоял из шести человек. Сиденья водителя и радиста располагались в отделении управления между двумя главными баками ёмкостью по 1590 л. каждый. Позади них, в моторном отделении, по бортам были размещены водяные и масляные радиаторы, а в центре — двигатель. Каждый ходовой каток был оснащен собственным электродвигателем.

Сперва на танк предполагали установить дизель, который был значительно экономичнее карбюраторного двигателя, следовательно, не требовал дополнительных топливных баков. Кроме того, дизельное топливо было доступнее и дешевле, чем бензин. Недостатком дизельных двигателей была низкая устойчивость к морозам, что было очень важно в условиях Восточного фронта. Однако Шпеер попросил Порше использовать на танке серийный авиационный карбюраторный двигатель «Даймлер-Бенц», ведь, применяя уже готовый двигатель, можно было сэкономить время, необходимое для создания новой силовой установки. За двигателем, дальше к корме находился генератор. Трансмиссия находится в глубокой части корпуса между электромоторами, позади генератора.

Над боевым отделением корпуса располагалась башня, в которой размещались командир танка, командир орудий и два заряжающих.

Танк был выполнен на высоком технологическом уровне. Применение многокатковой ходовой части и гусениц шириной 1100 мм обеспечило «Маусу» довольно низкое удельное давление на грунт, ненамного больше, чем у обычных немецких тяжёлых танков. Основной его особенностью явилось мощное круговое бронирование и 2-пушечное вооружение, а также использование электромеханической трансмиссии, которая состояла из двух электроприводов левой и правой гусениц. Тяговые электродвигатели питались током от двух генераторов, расположенных в моторном отделении. Две независимые друг от друга электросистемы передавали крутящий момент от двигателей к ведущим колёсам через двухступенчатый редуктор.

Landkreuzer P. 1000 «Ratte». Тысячетонная "крыса"

Так должен был выглядеть проект в боевых условиях. Размеры поражают воображение.
Так должен был выглядеть проект в боевых условиях. Размеры поражают воображение.

23 июня 1942 года инженер Эдвард Гротте, занимавшийся в министерстве вооружений вопросами строительства подводных лодок, вместе со своим коллегой доктором Гаккером представил Гитлеру проект сверхтяжёлого танка «Landkreuzer» (рус. Сухопутный крейсер) массой около 1000 тонн. После обсуждения проекта с рейхсминистром вооружений Альбертом Шпеером 29 декабря разработка чертежей была завершена и проект получил условное обозначение Ratte — «Крыса». Однако непреодолимым препятствием для «Крысы» стало отсутствие технологий и оборудования для производства и здравый смысл Шпеера, который в начале 1943 года закрыл все проекты «Сухопутных крейсеров».

Танк «Крыса» должен был иметь вес до 10 000 тонн. Численность экипажа составляла 21—36 человек. Танк был очень большой. Длина составляла 35 метров, ширина — 14 метров, а высота — 11 метров. Бронирование танка достигало 150—400 мм. Также предполагалось встроить в танк гараж, где разместят два разведывательных мотоцикла , несколько кладовых и санузел. Основным вооружением танка стали две 283-мм корабельные пушки, установленные во вращающейся башне, располагавшейся в передней части корпуса. По поводу расположения 128-мм пушки нет единства у историков: по одной версии одно 128-мм орудие устанавливалось, помимо двух 283-мм, в главной башне, по другой версии в корме танка находились еще две башни, в которых располагалось по одному 128-мм орудию. В носовой части танка было два 15-мм пулемёта. Также на танк ставилось восемь 20-мм зенитных орудий в двух счетверённых установках. На танк предполагалось устанавливать восемь 22-цилиндровых судовых двигателей , мощностью 2000 л. с., или два 12-цилиндровых судовых двигателя MAN V12Z32/44, мощностью 8400 л. с. каждый. Запас хода танка должен был составлять около 190 километров, а скорость — до 40 км/ч, что очень маловероятно.

В сухопутной войне танк «Крыса», обладая низкой подвижностью (вследствие больших размеров и сравнительно низкой удельной мощности), был бы неуязвим для настильного огня артиллерийских орудий (кроме сухопутной артиллерии особой мощности) и обычных противотанковых мин, однако уязвим для бомбардировки с воздуха и гаубичного обстрела, так как единственной защитой от атак с воздуха у него были зенитные установки. Логистическое обеспечение подобной сверхтяжёлой машины представляло бы чрезвычайно сложную проблему; доставка «Крысы» к полю боя могла быть осуществлена только при длительной предварительной инженерной подготовке местности. Сам танк, ввиду высокой заметности и невозможности адекватной маскировки, при любой остановке превращался бы в мишень для гаубичной артиллерии, поражающей его слабозащищённую верхнюю часть. Такие преграды, как многоэтажные дома, такой танк способен разрушить без применения боеприпасов. В то же время, как показывает практика городских боёв, танк, независимо от размера, в этих условиях весьма уязвим. Боекомплект в любом танке крайне ограничен, поэтому, несмотря на довольно мощные орудия «Крысы», их применение вряд ли бы могло отличаться по эффективности от значительно более лёгких танков. Танк «Крыса» мог рассматриваться как одно из возможных воплощений «чудо-оружия», однако его создание не способно было оказать существенного влияния на ход войны. В итоге была построена лишь башня главного калибра, которую установили на бетонное основание и проводили стрельбы(сохранились кадры кинохроники).

Еще одно изображение "Ratte"
Еще одно изображение "Ratte"

Самый фантастический проект Третьего Рейха.Landkreuzer P. 1500 Monster

Нетрудно представить какую разрушительную мощь несло бы в себе орудие "Монстра"
Нетрудно представить какую разрушительную мощь несло бы в себе орудие "Монстра"

Landkreuzer P. 1500 Monster (Сухопутный крейсер P. 1500 Монстр) — нереализованный проект сверхтяжелого на базе орудия "Дора", разрабатывавшийся в Германии в годы Второй Мировой войны.

В наше время (XXI век) точного изображения танка Landkreuzer P. 1500 «Монстр» не существует. Известно, что существовал проект сверхтяжёлого танка, на который планировалось установить орудие 800mm Gustav; таким образом танк представлял бы собой огромную САУ. Он имел бы 42 м (138 футов) в длину, весил бы 1500 тонн, имел бы толщину лобовой брони корпуса 250 миллиметров, 4 V-образных дизельных двигателя и экипаж более 100 человек. Танк должен был вести огонь снарядами массой в 7 тонн на расстояние до 37 км. В основном он должен был использоваться для разрушения хорошо укреплённых сооружений. В случае постройки он бы легко перегнал "Маус" и даже огромную "Крысу" в размере, но мощности его двигателей хватило бы для развития скорости не больше, чем 10—15 км/ч.

В декабре 1942 того же года появился новый проект — тысячапятисоттонный танк «Монстр» (Landkreuzer P. 1500 Monster). В начале 1943-го Альберт Шпеер отменил оба трудноосуществимых в условиях того времени проекта.

Проектный вес Р-1500 превысил все нормы — одно лишь его основное орудие весило бы почти 500 тонн. Другим проблемным фактором являлась необходимость сильного бронирования и наличие большого количества вспомогательного оружия. Из-за огромной проектной массы само обеспечение машине способности к передвижению было серьёзной проблемой для разработчиков. Изначально предполагавшиеся в качестве силовой установки танка восемь двигателей Daimler-Benz оказались слишком слабыми, после чего разработчиками было принято решение об использовании для машины четырёх V-образных двигателей MAN (мощностью 6500 л. с. каждый), использовавшихся на подводных лодках типа VII. Однако даже с такой мощной силовой установкой танк не смог бы развить скорость более 20 км/ч, а для его обслуживания потребовалось бы более 100 человек экипажа.

807-мм. снаряд, которым бы оснащалось орудие танка в сравнении с человеком
807-мм. снаряд, которым бы оснащалось орудие танка в сравнении с человеком

Танк P.1500, даже если бы был закончен, не нашёл бы практического применения в военных действиях. Хотя его толстая броня и мощная артиллерия создавали бы проблемы для наземного противника, ввиду сильно ограниченной манёвренности танк был бы уязвим для атак авиации. Танк нельзя было спрятать от атак с воздуха, что делало его лёгкой мишенью для звена штурмовиков (даже при условии прикрытия машины расчётом ПВО), что в принципе было ясно ещё на стадии проектирования. Усиленное прикрытие же его от авиации было бы делом весьма затратным (что по непроверенным данным и явилось причиной отказа даже проектировать эту весьма дорогую машину, ведь её можно было бы уничтожить при помощи оружия, объём трудозатрат на производство которого был бы несоизмеримо ниже оного у P.1500). При таких условиях единственное возможное применение машина могла бы найти только в глубоком тылу немецкой армии в качестве самоходного орудия (дальнобойная артиллерия), так как дальность артиллерийского огня в 50 км позволила бы разрушать вражеские укрепления. Использование P.1500 вблизи линии фронта не представлялось возможным ввиду невозможности транспортировки: танк не мог бы транспортироваться ни по железной дороге, ни на низкорамном прицепе-тяжеловозе, а его огромные размеры и масса не позволяли использовать мосты и тоннели. О расходе топлива такой исполинской машиной можно только догадываться.

Модель танка из конструктора
Модель танка из конструктора

______________________________________________

На этом все, дорогой читатель. Надеемся, тебе было интересно. Оставляй комменты, подписывайся. Этим ты стимулируешь развитие канала и скорость выхода статей. До скорых встреч!