Найти в Дзене
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Самые знаковые постсоветские альбомы, вышедшие в 1992 году, по версии Romanist Music

Оглавление

Из разряда «некоторые просили, некоторые ждали, а я наконец-то сподобился». Давние читатели канала не дадут соврать – я практически не говорю о нашей музыкальной сцене. Не потому что считаю её какой-то бездарной или отсталой (такие мнения есть, к слову), а просто из-за того, что гораздо больше люблю музыку зарубежную и почти каждый день открываю именно там для себя что-нибудь новенькое.

Но всё же палитру канала следует развивать. И сегодня я протестирую несколько иной формат, но в привычных рамках.

Я выбрал три важнейших (на мой субъективный взгляд) постсоветских альбома, отмечающих в этом году своё 30-летие и постараюсь не слишком утомительно рассказать, чем же хорош каждый из них. Давайте начнём.

Nautilus Pompilius – «Чужая земля»

Одна из групп, вполне удачно переживших распад Союза – свердловский коллектив, чьей самой сильной стороной практически всю карьеру являлся дуэт автора музыки и вокалиста Вячеслава Бутусова и отличного поэта, писавшего тексты в том числе и для Nautilus Pompilius Ильи Кормильцева. При этом остальные участники вокруг регулярно менялись.

Тем приятнее, что седьмой номерной студийник коллектива, впервые вышедший в 1992 году в виниловом и кассетном формате, получился одним из самых лучших в их дискографии. «Чужая земля» – цельная запись практически без слабых мест. При этом альбому даже пошло на пользу то, что группа вынужденно почти полностью отказалась от настоящих ударных.

«Дело в том, что после концертов в Новосибирске сотрудники «Аэрофлота» по ошибке загрузили часть багажа ленинградского рейса в самолёт, который улетал в Ташкент. Дело привычное, но среди прочих пропавших вещей оказались и барабаны Альберта Потапкина. Через несколько месяцев они чудесным образом нашлись, но в Москву Алик приехал без собственных барабанов и весь альбом отстучал на электронных плашках «Simmons», стоявших в студии «Видеофильма».
Отрывок из книги «Порохня, Кушнир: Nautilus Pompilius», 2007 год.

Несмотря на то, что и дальше Бутусов, имевший статус постоянного лидера группы, продолжил тасовать состав, «Чужая земля» остаётся одним из моих любимых альбомов Nautilus Pompilius.

Что послушать: два бессмертных хита – «Прогулки по воде» и «На берегу безымянной реки». А также чуть менее народные, но всё такие же хорошие песни – «Эти реки», «Иван Человеков», «Чужая земля» и завершающая «Летучая мышь».

БГ – «Русский альбом»

Неудачная попытка добиться успеха за рубежом после рухнувшего занавеса вынудила лидера группы Аквариум Бориса Гребенщикова вернуться на родину. Здесь он полностью переосмыслил своё творчество и заявив:

«Россией управляют чудеса, и наша музыка должна быть мистической и религиозной».

обратился в сторону более духовного направления.

Лично я к религии никак не отношусь. Уважаю, но не люблю навязывание. «Русский альбом», совершенно очевидно, пропитан ею насквозь и далёк от классического Аквариума примерно так, как БГ далёк по мировой популярности от Майкла Джексона. Тем не менее, альбом не зря получил со временем статус культового. Слушая его, ощущаешь чудесное умиротворение и спокойствие. Да, над текстами мэтра приходится думать вдвое больше обычного, но в этом нет ничего плохого.

Флейтист Олег Сакмаров, вошедший в состав БГ-Бэнд, который и записал «Русский альбом», говорил в то время следующее:

«Когда я услышал новые песни БГ, у меня захватило дыхание. И это захваченное дыхание у меня сохранилось на протяжении двух лет…».

Не могу сказать, чтобы у меня лично возникло нечто подобное (всё-таки я поклонник более привычных песен Аквариума 80-х), но «Русский альбом» всякий раз оставляет после прослушивания положительные впечатления:

Что послушать: даже в этом акустическом звучании нашлись два классических мотива, которые понравились особенно. «Никита Рязанский», который строил и ему не хватило гвоздя. И «Бурлак», которую легко представить в творчестве Тома Петти (в плане музыки, конечно). Отдельно хочу особенно выделить песню «Волки и вороны», 8-минутный интереснейший эпик.

ДДТ – «Актриса Весна»

Если Nautilus Pompilius и Аквариум я слушаю достаточно избирательно, то любовь к творчеству прославленной группы ДДТ не утихает уже два десятка моих молодых лет. Само собой, песни с альбома «Актриса Весна» играют в этом огромнейшую роль. Недаром именно эта пластинка часто первой приходит на ум, когда говоришь о дискографии ДДТ.

Хорошо известны многие истории, когда на создание шедевров влияет трагедия в личной жизни ключевого участника процесса. Лидер ДДТ Юрий Шевчук в 1992 году потерял из-за онкологии свою жену в возрасте, который я сам уже пережил. Ох. Но трагедия стала одним из катализаторов того, что альбом стал более мелодичным и светлым, чем почти всё из записанного группой ДДТ до этого момента.

Тут и добавить нечего – переслушано не раз и всё ещё невероятно цепляет.

Что послушать: «Дождь», «В последнюю осень», «Родина», «Что такое осень» – половину альбома составляют настолько огромные хиты, что их наверняка знают наизусть даже те ребята, что сейчас ходят в школу. Но и остальные песни не стоит оставлять на заднем плане.

Пускай даже в наши непростые времена многим и приходится отвечать себе на вопрос: а что для вас родина? Вот для меня – в том числе и песни Юрия Шевчука с группой ДДТ.

Фото для обложки материала.
Фото для обложки материала.

На этом я пока завершаю свой небольшой тест. В комментариях предлагаю вам не только поругать автора за банальный выбор альбомов, но и предложить собственную тройку важнейших постсоветских релизов 1992 года. Если вдруг она совпадает – здорово!

А в зависимости от комментариев будет ясно, стоит ли признать эксперимент удачным.

Пара ссылок, напоминающих о моём особом отношении к музыке зарубежной:

Поддержка канала материально:

А ещё можно подписаться на мой активный Телеграм-канал, где я нередко публикую мини-опросы на тему будущего контента для канала в Дзене.