Найти в Дзене
LegenDaily

Как женщины изменили города

Оглавление

Первые универсальные магазины в Европе были созданы с расчетом на женщин: их главной аудиторией были фланерки — дамы, которые целые дни проводили в прогулках по городу. LegenDaily рассказывает о том, какие еще изменения в градостроительстве связаны с влиянием женщин.

Не видна и не слышна

В Древней Греции женщина не была уважаемым человеком. Даже и человеком-то ее не называли (человеком являлся только мужчина), а потому ее интересы не учитывались практически ни в какой отрасли хозяйства. В том числе и в строительстве всевозможных зданий.

А гинекей (женские покои) обычно размещали на втором этаже или в задней части дома — эти зоны считались неудобными. Часто в комнатах женской половины не было окон.

Входить в гинекей мужчинам строго запрещалось, даже если туда ворвутся грабители. Так что мужчины понятия не имели, что происходит на женской территории и не очень этим интересовались. Лишь бы жены, служанки и рабыни добросовестно выполняли свою работу, которой они и занимались в гинекее: ткали, пряли, шили, воспитывали детей. Чтобы выйти на улицу, жена должна была получить разрешение мужа и взять с собой рабыню или пожилую родственницу.

Как писал в научном труде «Домострой» греческий философ Ксенофонт, женщину нужно держать под строгим контролем, чтобы она могла как можно «меньше видеть, меньше слышать, меньше говорить». А идеальная женщина — та, что не видна и не слышна.

Мы не говорим о таких феноменах, как амазонки, или женщины Спарты, или гетеры: они имели куда больше прав, чем большинство их современниц, но это редкие исключения.

Таверна — не место для приличных женщин

В Средние века, эпоху Возрождения и примерно до XVIII века ситуация отличалась незначительно: дамы и в европейской, и в азиатской культурах считались людьми второго сорта, а потому при градостроительстве доминировал мужской взгляд на вещи. Ни в тавернах, ни в цирюльнях, ни в театрах, ни в других общественных местах появление приличной женщины было практически невозможным. Поэтому внешне эти заведения не отличаются особым изяществом: дизайн и интерьеры, как правило, предельно просты и сугубо утилитарны.

Если взглянуть на изображение трактира на картинах, например, Питера Брейгеля-старшего, творившего в XVI веке, то мы увидим, что это довольно неприятное местечко. Здесь сумрачно, грязно, убогая мебель и обстановка. По историческим источникам того времени известно, что меню в общепите не отличалось разнообразием и свежестью, нередки были случаи отравлений.
Если взглянуть на изображение трактира на картинах, например, Питера Брейгеля-старшего, творившего в XVI веке, то мы увидим, что это довольно неприятное местечко. Здесь сумрачно, грязно, убогая мебель и обстановка. По историческим источникам того времени известно, что меню в общепите не отличалось разнообразием и свежестью, нередки были случаи отравлений.

Передвигаться по городу женщинам разрешалось очень ограниченно, поэтому не было потребности в транспорте, которым удобно было бы пользоваться именно женщинам, с их обширными и многослойными юбками. Состоятельные дамы ездили в собственных экипажах, а остальные ходили пешком.

Вместо гинекея — будуар

Постепенно, с усилением роли женщины в обществе, меняются и принципы проектирования и обустройства зданий. Так, в XVII и особенно в галантном XVIII веке женская половина в доме перестает быть табуированным пространством и трансформируется в более открытый будуар. Это по-прежнему территория не для всех, но сюда приглашаются близкие друзья, влиятельные люди, здесь ведут не только задушевные разговоры, но и плетут интриги.

Разумеется, будуары менее знатных дам были куда скромнее королевских, но принципы организации жилого пространства в XVIII веке совершенно точно переориентировались на возрастающую роль женщины.

Шопинг для прекрасных дам

В XIX веке развивающейся европейской промышленности потребовалось больше рабочих рук, в том числе женских, стало резко расти население городов — и общественный вес дам простых сословий тоже вырос. В это время становится заметно, что их интересы все чаще учитываются при проектировании зданий и оформлении общественных пространств.

В универмагах открывают кафе, причем такие, в которые не зазорно зайти приличным дамам: с изысканной отделкой интерьеров, высоким уровнем сервиса, вкусной едой, которая не представляет опасности для здоровья. Фланерки могли проводить в таких магазинах целый день, переходя от одного прилавка к другому.

Кухонный триумф

Настоящий триумф статуса женщин произошел в XX веке: во всех развитых странах мира ее признали гражданкой с такими же правами, как у мужчин. В том числе женщины стали участвовать в проектировании городского пространства и, в частности, жилой среды. Особенно стремительные изменения начались после Первой мировой войны: обедневшие хозяйки перестали нанимать прислугу и сами стали работать. Дамы, которые до сих пор ножа в руках не держали, надели фартуки, и кухня в городских домах из подсобного помещения превратилась в место повседневного пребывания миллионов женщин.

Проектировщики стали придумывать, как сделать кухню удобной, эргономичной. А венский архитектор Грета Лихоцки в 1926 году разработала первый в мире кухонный гарнитур. Грета работала в мастерской архитектора Эрнста Мая над строительством типового жилья для рабочих во Франкфурте-на-Майне. Поэтому ее кухню стали называть франкфуртской.

Феминизация затронула и многие другие стороны городского устройства — всех не перечислить. Интересно, а вы замечаете, как усиление роли женщины в обществе влияет на архитектуру, дизайн интерьера? Поделитесь своими наблюдениями в комментариях!

Источники фото: admagazine.ru, www.breguet.com, www.architan.ru, www.vk.com, www.ru.wikipedia.org, www.peresvetovgallery.ru, www.onlinerad.ru, www.elledecoration.ru, ctgpublishing.com, onlinerad.ru