В прошлой публикации я рассказал уже про героический бой за "форт Сталин" 31 декабря 1941 года, а так же рассказал почему немцы дали такое название высоте 60.0, не имевшей мощного вооружения. А сегодня, как я обещал ранее, мы поговорим о боях за 365-ю зенитную батарею в ходе третьего штурма Севастополя. Итак, стояло начало июня 1942 года, накануне был разгромлен Крымский фронт, и защитники Севастополя, испытывающие нехватку снарядов, остались с грозным врагом один на один на Крымском полуострове, причем немцы имели колоссальное превосходство,. По городу били орудия калибрами 400-600 мм, и даже 800 мм,это была знаменитая Дора. Правда, удачных попаданий у нее не было и она больше соответствовала нашей поговорке про "большую фигуру". В свою очередь, у севастопольцев самыми мощными были 30-я и 35-я батареи с калибрами 305 мм. Линия фронта проходила в непосредственной близости от форта Сталин, который к этому моменту имел три орудия 76 мм.
В эти дни в ходе обстрела тяжелое ранение получает командир 365-й ст. лейтенант Воробьев и его эвакуируют в Новороссийск. Командование на себя берет лейтенант Матвеев, правда, и он получает ранение днем позже. И последним командиром 365-й батареи становится мой земляк, уроженец Верхнеуральского уезда, юга нынешней Челябинской области ст. лейтенант Иван Семенович Пьянзин, пробившийся на высоту накануне с двумя матросами. К этому моменту "форт Сталин" практически окружен, и начиная с 12 июня не имеет связи основными частями СОРа. В этот день на высоту 60.0 пробиваются еще 40 краснофлотцев с водой и провизией, так же в эту ночь были эвакуированы раненые. К этому моменту в строю оставалось всего одно орудие и пулеметы. Так же, накануне, в ходе вылазки защитники высоты Морозов и Лебеденко обзавелись минометом, который взяли трофеем вместе с боекомплектом, возглавил расчет старшина Нагорянский.
Прикрывал метким огнем расчет снайпер Антон Шкода. Наступало 13 июня 1942 года, время бессмертного подвига защитников форта Сталин. В 3 часа ночи враг пошел на генеральный штурм высоты при поддержке бронетехники, три единицы из которой были подбиты. Правда, немцам удалось вывести из строя последнее орудие, а без него шансов на удержание практически не было, это была уже агония. Но бойцы стойко сражались, метко бил трофейный миномет, вели свой огонь пулеметные расчеты. Причем вскоре мины кончились, и подтащить их под огнем было нереально, тогда было решено кидать веревку с камнем в окоп, где ящики привязывали и минометчики тянули их к себе. Это простое и в то же время гениальное решение стоило фрицам очень дорого.
Тем не менее, колоссальное превосходство делало свое дело и враг ворвался в окопы, в которых шел рукопашный бой. Так, в ходе противостояния группа защитников отступила к ДЗОТу, переоборудованному из склада, где стойко оборонялись, исход решили немецкие огнеметы. Шел пятый час штурма, враг вел бой на советских позициях, удержать которые было уже невозможно, теперь была одна задача: взять за высоту 60.0, большую цену с противника. В этот тяжелый день ст. лейтенант Пьянзин трижды выходил в радио эфир. Первый раз в 12-03 «Нас забрасывают гранатами. Много танков. Прощайте, товарищи, добывайте победу за нас». Но, как мы знаем из выше перечисленного, высота еще держалась. В 13ч 00 в радиоэфире звучит «Ведем борьбу за ДЗОТы. Только драться некому-все переранены» А вскоре Пьянзин вышел в эфир в последний раз, сказав «Биться некому и нечем. Открывайте огонь по командному пункту.
Тут много немцев». А перед эти он дал приказ отступить уцелевшим защитникам, единицам это удалось. 14 изможденных бойцов попали в плен, а когда немцы уже собирали трофеи на высоте 60.0, огонь открыл пулеметный расчет из-под завала обломков, против которого фрицы применили гранаты. Такими были последние минуты обороны высоты форта Сталин. А после наступления темноты, в ночь на 14 июня 1942 года, из-под обломков выбрались Иван Шелег, Михайлов, Марченко и Ванюшенко, и поначалу ползком, потом перебежками они пробились к своим. В отместку за этот бой немцы запретили хоронить наших защитников высоты, включая их командира Пьянзина. Это будет сделано после освобождения Крыма в 1944 году.