Бесстрашные войны
Борьба против императора
Строгие и таинственные рыцари Страны восходящего солнца всегда были окутаны романтическим ореолом. За этой пеленой порой забывается тот простой факт, что прежде всего они были представителями знатных родов, которые активно боролись друг с другом за власть. Итогом распри между домами Тайра и Минамото в XII веке стало то, что император Японии окончательно утратил реальную власть, на долгие века став декоративной фигурой на престоле.
О том, что император Японии в Средние века не являлся фактическим правителем, знают все, кто хоть как-то соприкасался с историей этой страны. Император — для того, чтобы сидеть на троне, исполнять придворные церемонии и воплощать собой высшее существо. Реальные же бразды правления находились в руках самого главного самурая и главнокомандующего армией — сёгуна. Но как же так вышло и почему императорский двор превратился в красивую игрушку? В какой момент самураи, само название которых происходит от глагола «служить», решили, что будут править вместо своего богоподобного императора? Страна восходящего солнца двигалась к этому довольно долго и плавно. Но окончательно система сёгуната оформилась в XII веке, после одной из самых масштабных гражданских войн в японской истории.
Советники и затворники
Власть японских императоров всегда основывалась на вере в божественное происхождение (свой род они возводили непосредственно к богине солнца Аматэрасу), а потому была окружена огромным количеством ритуалов и мистических практик. Это неминуемо приводило к тому, что реальную власть захватывали администраторы — представители близких ко двору самурайских родов, решавших насущные проблемы, пока императоры были заняты духовными практиками и искусством. К X веку самым влиятельным родом в Японии были Фудзивара, которые исправно поставляли невест для наследников престола. Соответственно, именно Фудзивара занимали должности ключевых советников и регентов, собирая в своих руках все нити государственного управления. Их главными конкурентами были Минамото, отличившиеся как умелые воины и безжалостные усмирители восстаний.
Императоры еще не вполне утратили самостоятельность, и растущее влияние Фудзивара их не очень устраивало. Из-за этого в конце X века сформировалась оригинальная система под названием «ин-сэй», или «правление императоров-затворников». Суть ее заключалась в том, что в какой-то момент император передавал престол своему сыну, а сам вроде бы удалялся на покой. Часто даже становился буддийским монахом. Однако на самом деле именно с этого момента он начинал реально править, отстраняя от принятия решений как юного императора, сидящего на троне, так и представителей знатных родов, толпящихся вокруг.
В целом эта система довольно благотворно влияла на внутреннюю политику, так как давала возможность укрепиться мелкой столичной знати и провинциальным губернаторам, разрушая властную монополию придворных родов. Но круг тех, кто мог оказывать заметное влияние на политику, все же был очень узок. В начале XII века возвысился еще один феодальный дом — Тайра. Именно этим трем фамилиям — Тайра, Минамото и Фудзивара — предстояло в ближайшем будущем определить судьбу страны.
Смута за смутой
Переломным моментом стало правление императора Тоба, который с 1107 по 1123 год занимал престол, а затем с 1129-го по 1156-й действовал как инсэй, оттеснив в сторону своего сына. После смерти Тоба Японию подряд сотрясли две масштабные смуты, в ходе которых члены императорского дома пытались разобраться в окончательно запутавшейся системе престолонаследия и выяснить, кто должен сидеть на троне, кто реально править, а кто — навсегда отойти от дел. Во всем этом им активно помогали поддерживавшие разные партии Тайра и Минамото. Как это обычно бывает, все стороны конфликта заявляли, что действуют исключительно в интересах законной власти и сражаются во имя истинного императора. Но при этом главы враждующих кланов почти не пытались скрывать, что кукла на троне им нужна исключительно как символ, способный узаконить их собственную власть.
В итоге к 1180 году расстановка сил была такой. Фудзивара практически сошли с политической арены, растеряв все остатки былого величия. Минамото в ходе кровопролитных войн были разгромлены и ослаблены. Тайра же праздновали триумф — вся власть в Японии принадлежала им, отрекшийся император Го-Сиракава находился в полной зависимости, а имена действующих императоров вообще мало кого интересовали. Тайра лишь следили, чтобы короновали по возможности самых младших и безобидных потомков Аматэрасу.
Так, в 1180 году был возведен на престол трехлетний Антоку - внук Го-Сиракавы. Это вызвало бурю негодования у дяди Антоку - принца Мотихито, которого уже второй раз лишали законного права на власть. Недолго думая, он решил поднять мятеж, опираясь на соперников Тайра — род Минамото, который как раз достаточно оправился от поражений прошлых лет. С восстания принца Мотихито началась пятилетняя жестокая война между Тайра и Минамото, которая сформировала японскую политическую систему на несколько веков вперед. Само восстание было довольно бестолковым и плохо спланированным, а потому бесславно завершилось бойней на реке Удзи, где Мотихито погиб, а глава рода Минамото после поражения совершил харакири. После этого Тайра поняли, что пока они не изведут всех конкурентов под корень, спокойствия им не видать. Поэтому по всей стране были развернуты масштабные боевые действия против Минамото и их союзников.
Без страха и упрека
Во главе клана Минамото теперь стоял суровый и жестокий Ёритомо, готовый ради власти и победы на любые жертвы. Однако войска Тайра были несравнимо многочисленнее и сильнее, так что сначала по большей части ему приходилось отступать, прятаться и скрываться, периодически выдерживая тяжелейшие бои. Однако за тем ситуация выправилась, и Минамото начали побеждать. Причиной тому стали сильные союзники, недовольные диктатурой Тайра. Кроме того, у Ёритомо появился очень талантливый помощник — его младший брат Ёсицунэ.
Минамото-но Ёсицунэ - один из главных героев средневековой японской истории. Рассказами именно о его подвигах зачитываются школьники и именно им представляют себя во время игр в самураев. По популярности с ним может поспорить разве что легендарный самурай XVII века Миямото Мусаси. Ёсицунэ был одним из тех младенцев, которых Тайра пощадили во время истребления рода Минамото в 1159-1160 годах. О своем происхождении он узнал лишь в возрасте 11 (по другой версии - даже 15) лет, после чего загорелся идеей кровной мести. Необыкновенно быстро овладев боевыми искусствами и всеми навыками, необходимыми для самурая, он стал одним из самых яростных и талантливых тактиков XII века. И вся его ярость была направлена против Тайра. Ёсицунэ был настоящим гением внезапных атак. Он был начисто лишен чувства страха и окружил себя такими же людьми. Его имя прославила знаменитая атака на армию Тайра, занимавшую укрепленную позицию при Ити-но-Тани в 1184 году.
Ожидая штурма, воины Тайра были совершенно спокойны, зная, что лезущие через высокий частокол враги будут отличными мишенями для их луков. Но Ёсицунэ поступил иначе. Отобрав 70 самых отчаянных вояк, он обошел укрепления с тыла и верхом на лошадях спустился по крутому, осыпающемуся склону горы, появившись в самом неожиданном месте. Атака на ставку была столь стремительной, что армия Тайра попросту разбежалась перед бурным натиском 70 безумцев. Другой, не менее дерзкой, безумной и победоносной операцией стал морской поход против базы на острове Сикоку, где собирались остатки армии Тайра. В марте 1185 года был собран флот, на котором Ёсицунэ должен был переправить армию. Вопреки советам бывалых моряков, легендарный храбрец скомандовал выходить ночью, причем в шторм. По его мнению, так можно было обрушиться на врага в самый неожиданный момент. И этот расчет оправдался! Тайра снова были отброшены, а еще через месяц - окончательно разгромлены.
Братская ненависть
Историю пишут победители. А потому в классических японских сочинениях Тайра предстают настоящими исчадиями ада, коварно захватившими власть в стране, унизившими императора и почти уничтожившими благородных Минамото. Их соперники, в свою очередь, описываются как рыцари без страха и упрека, сражавшиеся за правду. На самом деле, разумеется, обе стороны стоили друг друга. И это лучше всего подтверждает биография Минамото-но Ёритомо, стоявшего во главе рода на всем протяжении войны.
Он действительно проявил себя как тонкий политик. Искусно манипулируя отрекшимся императором Го-Сиракавой, он создал вокруг себя ореол защитника престола, а Тайра выставил злобными узурпаторами. Хотя, по сути, цели у них были абсолютно одинаковые. О том, что Ёритомо был предельно циничным и беспринципным персонажем, лучше всего свидетельствует то, как он обращался со своими союзниками, когда переставал в них нуждаться.
На первом этапе войны неоценимую помощь Ёритомо оказал его двоюродный брат Ёсинака по прозвищу Кисо. Именно он нанес первое серьезное поражение армии Тайра, переломив весь ход боевых действий. Но как только Ёритомо почувствовал в нем соперника (и небезосно-вательно — Ёсинака на какое-то время занял столицу Японии Киото, получил титул сёгуна и держал под домашним арестом императора), дружбе пришел конец. В конце концов Ёсинака был разбит новым героем клана Минамото — юным Ёсицунэ.
Увы, но и его ждала та же судьба. После уничтожения дома Тайра старший брат стал воспринимать младшего как еще одного конкурента. Вскоре он отправил Ёсицунэ в изгнание, а потом организовал на него покушение.
Младший Минамото пытался собрать для своей защиты войско, но неудачно. Уделом Ёсицунэ стали четырехлетние скитания, которые позднее дали богатую пищу авторам героических романов и легенд. В конце концов, его предал один из представителей рода Фудзивара, у которого он пытался найти укрытие. В 1189 году, находясь в окружении врагов, Ёсицунэ совершил харакири, навсегда оставшись непобедимым.
Грозный призрак
Так Минамото-но Ёритомо стал главным человеком в стране. Он добился от окончательно сломленного Го-Сиракавы, чтобы тот наделил его высоким титулом сёгуна. Это давало ему монопольное право собирать армию и распоряжаться ею. Теперь любой, кто осмелился бы собрать вооруженный отряд без разрешения сёгуна, автоматически считался мятежником и подлежал уничтожению. Оппозиция в такой ситуации возникнуть не могла.
С 1192 года Ёритомо стал фактически править Японией. Причем делал это не из столицы, справедливо рассудив, что нужно рвать старые связи и создавать новые. Став ка нового сёгуна расположилась в небольшом городке Камакура, где во время войны находилась база его армии. По названию этого города и период с 1192 по 1333 год называют сёгунатом Камакура. До 1226 года сёгунами были представители рода Минамото, после чего титул ненадолго перешел к сохранившим остатки былого могущества Фудзивара. Самостоятельность императоров окончательно отошла в прошлое. Сёгун, хоть и лишенный сакральной составляющей власти, руководил всеми процессами в стране, опираясь на армию. Императору же оставалось слушаться и опасаться своих верных слуг- самураев. Ведь противопоставить им он не мог фактически ничего.
Последовательно расправившись со всеми, кого он подозревал в нелояльности, Ёритомо успел насладиться всей полнотой власти лишь несколько лет. В 1199 году он нелепо погиб, упав с лошади и сломав себе шею. Доброй памяти после себя он не оставил — ему так и не простили несправедливой травли героического брата. Более того, народная легенда гласит, что упал он не просто так — конь якобы взбрыкнул от ужаса, увидев перед собой призрак Ёсицунэ.
Есть и еще одна, не менее фантастическая легенда. Согласно ей, Минамото-но Ёсицунэ не погиб в последней битве, а лишь инсценировал свою смерть, сумев скрыться от врагов. После этого он бежал на континент, скитался там много лет и в конце концов возглавил союз племен под именем... Чингисхан!