Найти тему

Что такое тайное монашество?

В 20-м веке в СССР Русская Церковь была гонима словно в первые века христианства. Храмы и монастыри закрывали, вера государственной пропагандой признавалась пережитком темного прошлого, а верующих преследовали, ссылали, убивали. В таких условиях зародился новый феномен — тайное монашество, когда монахи были вынуждены жить в миру, не особо отличаясь от обычных граждан СССР.

В 1917 г. в Российской империи насчитывалось около 100 тыс. монашествующих, включая послушников и трудников. После прихода власти коммунистов развернулась кампания по «ликвидации» монастырей. Итогом ее стало то, что к 1929 г. официально действующих монастырей в СССР не осталось. Некоторые монастыри, которые для вида перерегистрировались как сельскохозяйственные артели, смогли просуществовать еще небольшой промежуток времени.

Ввиду этого, монахам пришлось уйти в мир. Некоторые существовали коммунами, кто-то стал селиться в отдаленных деревнях, кто-то искал места при храме, в особенности те монашествующие, которые имели священный сан.

А некоторые монашествующие с виду вели обычную жизнь. Среди них было много тех, кто был пострижен уже после революции и никогда не жил в монастыре. Духовники, вынужденные обитать в миру, по своей духовной опытности и глубине подхода к человеку резко отличались от обычных приходских священников, а потому и притягивали к себе прихожан. Постепенно у некоторых из их духовных чад появлялось желание стать монашествующими. И постриги, несмотря на отсутствие монастырей, проводились. Мужчины долго не могли скрываться, поскольку Церкви остро были необходимы новые священнослужители. Принимая сан, они знали, что репрессий не избежать. Поэтому большинство тайных монахов составляли женщины.

Некоторым даже удавалось основывать тайные монастыри. Например, монахине Анне (Благовещенской), ныне канонизированной в лике преподобномучениц. В 1922 г. в деревне Захарьино Ярославской области она зарегистрировала женскую коммуну в честь Н. Крупской (жена Ленина). Их деятельность внешне соответствовала революционным представлениям о том, что женщины могут жить и работать без мужчин.

Преподобномученица Анна Благовещенская
Преподобномученица Анна Благовещенская

«Коммуна» оказалась успешной, о ее успехах даже писали в государственных газетах, ей присуждали награды. Она просуществовала 10 лет, затем монахини были разоблачены и репрессированы. Число подобных тайных коммун, артелей, а тем более простых общин сосчитать невозможно, ввиду их максимальной конспирации. Многие тайные монахи также остаются неизвестными нам, поскольку многие раскрывали факт своего монашества только на смертном одре или даже после смерти, путем оставления посмертной записки.

А некоторые тайные монахи при жизни были почитаемы как в миру, так и в Церкви. Монах Андроник был настоящим молитвенником и окормлял духовных чад, и в то же время был известен на весь мир как А.Ф. Лосев, крупнейший исследователь культуры и языкознания. Он принял монашество вместе со своей супругой уже будучи профессором. При пострижении они получили имена Андроника и Афанасии, в память о раннехристианских супругах, также оставивших мир ради монашеского подвига.

Алексей Федорович Лосев с женой Валентиной Михайловной
Алексей Федорович Лосев с женой Валентиной Михайловной

По каким же правилам жили тайные монахи в миру?

Иеросхимонах Сампсон (Сиверс) пишет о том, что нельзя было разглашать тайну своего монашества вплоть до смерти, носить монашескую одежду, оглашать свое монашеское имя даже перед Чашей, бывать в обществе, общественных местах (кроме работы), гостях, праздно проводить время под любым предлогом.

А прпмч. Игнатий (Лебедев) давал своим чадам следующие инструкции: «В Церкви не надевайте черный платок, апостольник даже на праздник дома не надевать, монашеским именем не называться даже на исповеди, полностью слиться со всеми прихожанками».

Таким образом, жизнь тайных монахов в миру была если не сложнее, то точно не легче монастырской. Путь особножительства куда сложнее киновийного, поэтому монахи в миру также постоянно стремились создать общину любыми средствами, либо хотя бы просто иметь между собой общение. И каждое такое действие, будь то встреча или письмо, только добавляло рисков быть разоблаченным и репрессированным.

Тайные монахини, уцелевшие во время репрессий. 1950-е годы
Тайные монахини, уцелевшие во время репрессий. 1950-е годы

Не стоит и говорить о том, что сам факт жизни в миру и необходимость социального взаимодействия в нем были источником для искушений. Мирская работа, при этом, тайным монахом должна была восприниматься как монастырское послушание, поскольку каждый монах обязан работать. Но и с этим возникали сложности. Не всегда мужчинам получалось работать чисто в мужском коллективе, а женщинам в женском, что служило дополнительным поводом для искушений.

Но сам факт существования тайных монахов показывает, насколько сильна может быть человеческая вера и любовь к Богу. Видя пред собой многочисленные примеры страданий за Христа, тайные монахи все равно выбирали наивысший по самоотверженности путь служения Ему. Преследования христиан практически не прекращались до самого распада СССР, но тайные монахи, как и простые верующие, священство, исповедники и мученики, беспрестанно показывали силу и стойкость веры, истинность слов Господа о Его Церкви: «…создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16. 18).

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
-5

КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ