Одним из древних народных промыслов России является финифть. В настоящее время, ранее широко распространенный народный промысел, редко где сохранился.
Древняя техника росписи по эмали
Эта технология росписи эмалью по металлу появилась на Руси в Х веке. Некоторые из тех, кто видел впервые такие изделия, думали, что для финифти используют расплавленные драгоценные камни. Но реально все намного скромнее: на металлическую пластину наносится эмаль, после чего художник рисует надглазурными красками оригинальный сюжет.
Такая технология пришла на Русь из Византии. Красивое название «огненное письмо» она заслужила в результате обжига готового предмета в печи. Первое время такая роспись использовалась в церквях, в том числе для изготовления икон, оформления мебели и атрибутики. Постепенно ремесленники начали использовать такой декор и для бытовых предметов: небольших украшений, шкатулок и столовых приборов.
Красота изделий способствовала дальнейшему развитию технологии. Француз Жан Тутен изобрел полупрозрачные огнеупорные краски, что дало возможность множеству мастеров использовать ее в своей работе. В результате финифть становится ключевым промыслом Севера России, постепенно распространяясь по всей стране.
Особенности регионов
Существует устойчивое мнение, что основой для финифти может быть только белая эмаль, но это исключительно особенность изделий из Архангельской области. Многие используют синий или зелёный фон.
Тематикой часто служили темы природы и народные легенды: растения, животные, птицы, мифологические персонажи (птица Сирин, олень Золотые Рога и другие), также писали портреты и делали репродукции известных произведений искусства. Конечно, не забывали и про религиозную тематику. Стоимость изделий была весьма доступна, поэтому пользовались огромным спросом у простого народа и не только. Императорский двор также благоволил к таким изделиям, в частности множество произведений изготовили лично для Екатерины II и Павла I.
Жизнь при СССР и наше время
В ХХ веке было сделано множество изобретений и усовершенствований в технологиях: фотография, штамповка, печать. Все это привело к тому, что ручное производство перестало себя оправдывать. Но советская власть нашла ему применение, финифть была спасена.
В основном промысел сохранился в Ростове Великом. Поддержка шла за счет госзаказа, лучшие произведения шли на выставки за рубеж. После распада Советского Союза мастера стали возрождать религиозную тематику, в том числе изготовление икон.
Так как в моду вошли штучные уникальные изделия, то начали заново развиваться направления ювелирных изделий и сувениров, начали выпускать наборы посуды в технике горячей эмали, в том числе из драгоценных металлов. Популярность стилей этно и винтаж только способствуют развитию народного промысла.
Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком, оставьте комментарий и подписывайтесь на наш канал!
Спасибо!