Найти тему
TRIP на своей шкуре!

Перевал Кату-Ярык на Renault Fluence!

Перевал Кату-Ярык. Длина 3,9 км. 9 поворотов.
Перевал Кату-Ярык. Длина 3,9 км. 9 поворотов.

Перевал Кату-Ярык в Улаганском районе республики Алтай давно уже не так опасен, как каких-то пять лет назад. Хотя движение по нему началось в далеком 1989 году! В те годы с 1987 по 1989 строительство перевала велось по инициативе директора совхоза "Советский Алтай" (с. Былыктуюль) Арсентия Санаа. До осени 1989 года жители окрестных деревень пользовались крутой лошадниой тропой. В наши дни перевал ежегодно подчищают, равняют, расширяют. Но простым и комфортным, как Чике-Таман, Кату-Ярык пока не стал. Особенно для переднеприводных автомобилей.

Найти перевал просто в картах Яндекса
Найти перевал просто в картах Яндекса

Я уже спускался по нему пешком, как того требует техника безопасности для пассажирских перевозок, и поднимался на трёхмостовом полноприводном Урале. Впечатления сохраняются до сих пор! Но вот проехать его вниз и, самое главное, вверх самому... Это была мечта!

Впечатляющий серпантин...
Впечатляющий серпантин...

В мае 21го года стремление к мечте перевесило переживания за автомобиль и возможные финансовые потери, а так же робкие возражения супруги в стиле "а может не надо..." И мы привычными дорогами по Чуйскому тракту, Улаганскому тракту и дороге Балыктыюль - Кату-Ярык (которую я проезжал уже неоднократно, в том числе в зимнее время) направились к цели...

Сразу сообщу один лайф-хак! В начале мая далеко в Горный Алтай на машине лучше отправляться на зимней резине! Семинский перевал и летом снегом может припорошить, а уж в мае... То же самое касается и окрестностей Акташа и Улагана. В моём случае дополнительным фактором выбора зимних шин было то, что я докатывал на них крайнюю зиму, а протектор на них "позлее", чем на летних "шоссейных". И я не прогадал! Ранним утром, резво поднимаясь на Семинский перевал, я от всей души сожалел владельцам стоящих на обочинах машин. Они не могли ни тронуться, ни ехать вверх. А небо обильно сыпало снег на полотно дороги на перевале...

Майский Кату-Ярык во второй половине дня встретил сухим покрытием, что несказанно радовало.

На фоне перевала и Чулышманского ущелья
На фоне перевала и Чулышманского ущелья

Так как ночёвку мы запланировали внизу в ущелье реки Чулышман, то не стали терять время. Трое пассажиров (моя супруга с друзьями) вышли и направились пешком, я же воткнул первую передачу и покатился вниз, периодически притормаживая, когда двигатель раскручивался до высоких оборотов.

На спуске...
На спуске...

За всё время спуска два раза я останавливался на поворотах, чтобы тормоза подостыли, хотя старался использовать их по минимуму, тормозя двигателем. Таким неторопливым образом я успешно скатился примерно за двадцать минут вниз - долину Чулышмана. Осталось дождаться моих спутников - пешком спуск занимает гораздо больше времени!

Площадка под перевалом.
Площадка под перевалом.
Мое лицо после спуска))))
Мое лицо после спуска))))
В ожидании я любовался окрестностями
В ожидании я любовался окрестностями
А вот и ребята!
А вот и ребята!

Чтобы не терять время, я успел прокатиться и посмотреть дорогу до предполагаемого места ночлега. Это с километр направо от перевала вдоль русла Чулышмана. Дорожка узенькая, местами каменистая, но вполне проезжабельная на переднем приводе. Выводит на широченную поляну, на которой расположена турбаза и... заканчивается тупиком, упираясь в реку и скалы. На другой берег только на лодке.

Осмотрев окрестности и прикинув место для лагеря, я отправился обратно к подножью перевала, где в скором времени дождался своих спутников. Мы доехали до поляны, расставили палатки и принялись отмечать успешный спуск. Солнце, тем временем, скрылось за границами ущелья...

Сумерки в Чулышмане
Сумерки в Чулышмане

Утром нас ожидала прогулка на водопад Куркуре. Для этого было необходимо переправиться на орографически правый берег реки Чулышман. Переправу организовывает турбаза. Через реку натянут стальной трос, к которому по типу парома прикреплена лодка, чтобы её не снесло течением, а лодочник веслами просто гребёт в направлении противоположного берега. В тот раз переправа туда и обратно стоила 500 рублей за лодку, куда помещаются 4-5 человек.

После переправы километра два каменистой тропы с незначительным набором высоты приводят к водопаду Куркуре, что в переводе: журчащий, звенящий, гремучий.

Водопад Куркуре
Водопад Куркуре

Налюбовавшись водопадом и наделав снимков мы отправились.. нет, не обратно! Если вернуться метров на 70 назад от водопада, то по не особо крутой тропке можно подняться на скалу, с которой и низвергается Куркуре! И найти там второй водопад!

Второй водопад.
Второй водопад.
Вид со скалы на место падения воды Куркуре
Вид со скалы на место падения воды Куркуре

И вот это место мне лично понравилось больше самого Куркуре. Вдоволь насладившись брызгами, видами и свежестью, мы отправились в обратный путь к лагерю. Сегодня нас ждёт главное событие всей поездки - подъём обратно на перевал Кату-Ярык.

Видео подъёма с авторегистратора по прямой ссылке тут!

Вообще, самый сложный участок перевала - первый взлёт. Он самый затяжной и, местами, довольно крутоват. Поэтому переднеприводные авто, зачастую, начинают шлифовать колесами дорогу, теряют скорость и, в конце концов, останавливаются и не могут тронуться дальше. Некоторые при таком раскладе разворачиваются, откатившись вниз, и едут задом, как как таким образом повышается нагрузка на ведущие колёса и машина меньше буксует. Других спасает только трактор или ГАЗ-66, услуги по подъему оказывают местные жители. Ну и третий вариант, что помогут такие же путешественники на тяжёлых полноприводных внедорожниках. Хотя, бывали случаи, когда небольшой участок машину толкали вручную. В общем, вариантов не много.

Я рассматривал все, планируя поездку, поэтому был морально и материально готов нанять местный тягач (обычно это сумма в пределах 5 тысяч рублей). Всё-таки Fluence машина более тяжёлая, в сравнении с Логаном или Сандеро, да и загружен под завязку. Момент истины приближался...

Кату-Ярык с вертолёта, внизу течёт Чулышман
Кату-Ярык с вертолёта, внизу течёт Чулышман

Подъехав к началу подъёма, я постарался максимально разогнаться на второй передаче, чтобы была хоть какая-то инерция. Моя супруга, которая недолюбливает обрывы вдоль дорог, даже заявила о желании выйти, но отступать было поздно. Когда мы проехали первые метров 50, скорость движения и обороты начали ощутимо падать, поэтому я на скорости около 20 км/ч воткнул первую передачу. Двигатель закрутился резвее, пошёл набор скорости и высоты. Вся надежда была на зимнюю резину (пояснения в начале статьи) и возможность двигателя спокойно крутиться на высоких оборотах. Так мы и ехали весь первый взлёт: 5000 оборотов двигателя, 1 передача, скорость около 35 км/ч, вылетающие из под колёс камешки и почти полная тишина в салоне. И мы заехали, прогребли этот длиннющий первый подъём! А дальше было уже значительно проще. Крутизна снизилась, отрезки от поворота до поворота стали короче, стало гораздо веселее.

Встреча с серьезными автомобилями
Встреча с серьезными автомобилями

На одном из поворотов решили передохнуть, выбрали место поровнее и остановились. Сверху как раз спускались ребята на внедорожниках. Не скажу, что они удивились, но искренне порадовались за нас и рассказали, как однажды поднимались на перевал в дождь.

Попрощавшись с ребятами, мы продолжили подъём. Всё так же высокие обороты двигателя и предельная внимательность, ведь перевал "живой" и новые довольно крупные камни появляются там, где ещё вчера их не было, а пробить картер вдали от цивилизации такое себе удовольствие. Минута за минутой, метр за метром и впереди стала видна вершина перевала! Нашему ликованию не было предела!

Видео подъёма "от борта" по прямой ссылке тут!

Выбрались!
Выбрались!
Наши друзья, которые впервые были в тех местах...
Наши друзья, которые впервые были в тех местах...

Немного о ТТХ автомобиля: МКПП 5-ст, ДВС 1.6, 106 л.с. 2013 г.в.

Непередаваемые ощущения! МЫ СМОГЛИ! Я и Флю.
Непередаваемые ощущения! МЫ СМОГЛИ! Я и Флю.

Вот так сбылась одна маленькая, но важная мечта. На канале ниже вы можете найти полное видео подъёма - запись с регистратора. В ближайшем будущем будет ещё видео с камеры за бортом.

Спасибо за внимание!

P.S. Готов ответить на все вопросы в комментариях. Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии.

P.P.S. Не всегда поездки по перевалу заканчиваются хорошо...

Взято тут: https://www.drive2.ru/l/288230376153062416
Взято тут: https://www.drive2.ru/l/288230376153062416