Найти тему
Загадки истории

ИМПЕРИЯ САМУРАЕВ #1.3/Бесстрашные войны/3.Величайший клинок государства

Оглавление

Бесстрашные войны

Величайший клинок государства

Клинок «Хондзё Масамунэ», вы­ кованный когда-то непревзой­денным японским мастером Горо Нюдо Масамунэ, считается лучшим мечом мира и реликви­ей эпохи Эдо. Четыре сотни лет им владели потомки сёгуна Току­гавы, но в декабре 1945 года он был утерян.

Первые мечи появились в Японии во второй половине III века. Их завозили с материка китайские и корейские торговцы. История собственно японского меча началась в период Хэйан (VІІІ-ХІІ века). Тогда как раз сформировался класс самураев, была освоена металлур­гия, и ремесленники, опираясь на китайский и корейский опыт, нача­ли выпуск собственной продукции.

Сечение японского меча. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ, справа - масамэ
Сечение японского меча. Слева: металл клинка проявит текстуру итамэ, справа - масамэ

Дорога к совершенству

В силу политики самоизоляции Японии от остального мира ору­жейная технология развивалась по своему, совершенно оригинально­му пути.
Это касалось и формы мечей, и процесса ковки, и закалки.
Классический японский меч имеет слегка изогнутый клинок с одно­сторонней заточкой, характерным острием, овальной гардой (цубой) и длиной рукоятью, обернутой шелковыми шнурами или акульей кожей. Мечи делились на несколько видов, из которых можно выделить: тати или катана (длинные мечи), вакидзаси (короткий меч) и танто (кин­жал). Катана и вакидзаси носились в паре, ковались одним мастером и в совокупности назывались «дайсё». Технология ковки японского меча подразумевала весьма сложный и долгий процесс. Полотно меча ком­поновалось из нескольких сортов стали: с пониженным и повышенным содержанием углерода. Причем все заготовки проковывались множе­ство раз. Их нагревали, сплющивали, затем сворачивали вдвое и опять сплющивали, повторяя процесс снова и снова. При закалке такой многослойной стали на лезвии клинка появлялся своеобразный и неповто­римый рисунок (хада), напоминающий рисунок древесины.
В древней Японии профессия кузнеца-оружейника имела очень высокий статус, практически равный статусу самурая. Часто кузнеч­ным делом занимались монахи, горные отшельники, но даже кузне­цы, работавшие в замках и ремесленных посадах, превращали ковку меча в религиозное действо. Они придерживались в это время строго­го воздержания в еде, питье и общении с женщинами и приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониаль­ные одеяния.

Японские мастера столетиями хранили секрет изготовления мечей
Японские мастера столетиями хранили секрет изготовления мечей

Мастер мастеров

Период Камакура считается золотым веком японского меча, а са­мым известным кузнецом этого периода считается монах Горо Нюдо Масамунэ. Несмотря на то что имя этого человека стало легендарным, его биографии, подтвержденной достоверными фактами, практически не существует. Считается, что он родился в провинции Сагами, жил в промежутке между 1260 и 1340 годами и учился у знаменитого оружей­ника Шинтогу Кунимитсу.
Расцвет творчества Масамунэ приходится на конец XIII — начало XIV века, в это время он разработал особую технику — «соею» и изго­товил в этой технике целую серию мечей. Технология позволяла создавать необычайно прочные изделия. Секрет оружейника заключался в использовании четырех сваренных между собой металлических по­лос, которые складывались вместе пять раз, образуя в стальном клин­ке 128 слоев.
Мечи Масамунэ отличались не только высоким качеством, но и особой красотой. Полагают, что Масамунэ усовершенствовал метод получения стали типа «ниэ», когда перлитовая матрица насыщается кристаллами мартенсита, и после окончательной закалки и полировки поверхность приобретает вид «вечернего неба, усыпанного звездами»: четкие темные линии, как молния, прорезают лезвие, а серая тень ле­жит на его передней части.
В 1714 году по приказу Токугава Ёсимунэ был составлен «Мэйбуцу Те Кехо» - трехтомный каталог изделий лучших японских оружей­ников. В первом томе перечислены работы трех известнейших кузне­цов Японии: 41 меч Масамунэ и 32 меча двух его коллег. Оставшиеся тома включают описание еще 20 клинков великого мастера, а в осталь­ном на треть состоят из упоминаний работ, выполненных его ученика­ми. Согласитесь, это многое говорит о статусе кузнеца и уважении, ко­торое вызывали его шедевры.

Вода в ручье

Самым знаменитым клинком Торо Нюдо Масамунэ японцы счита­ют меч, именуемый «Хондзё Масамунэ». Следует отметить, что мечи для уроженцев островной империи всег­да имели не только сугубо утилитарную, но и сакральную ценность. Катана в японских сказаниях — символ доблести, душа самурая. Наряду с бронзовым зеркалом (олицетворе­нием знаний) и яшмовыми подвесками (ис­кусством) она была передана богами семье первого императора.
«Хондзё Масамунэ» тоже имеет свою ле­гендарную историю. Сказания утвержда­ют, что когда-то Масамунэ получил вызов от другого кузнеца — Мурамаса. Тот заявлял, что сделает клинок, который превзойдет все работы великого мастера. Масамунэ принял вызов, и оружейники взялись за работу. Мурамаса изготовил «Дзюути Иосаму» («Десять тысяч холодных ночей»), а Масамунэ сделал легендар­ный «Хондзё Масамунэ».
Чтоб испытать мечи, их по обычаю укрепили в русле небольшого ручья против его течения. Меч Мурамасы рассекал все, что едва касалось его лез­вия: плывущих рыб, кув­шинки, листья. Меч же Масамунэ, казалось, был неспособен разрубить ни одного проплывающего листа. Мурамаса уже начал насмехаться над противником, но следив­шие за испытанием монахи заметили, что все листья и рыбы оплыва­ют лезвие «Хондзё Масамунэ», словно бы сам меч отводит их в сторо­ну. Если первый клинок с маниакальным упоением убивал все, чего касался, то второй не пытался никого губить понапрасну и щадил то, что невинно.
По одной из версий этой легенды меч Масамунэ даже воссоединил и исцелил лист, разрубленный мечом Мурамасы.
Масамунэ редко подписывал лезвия своих клинков, мотивируя это тем, что его работу невозможно подделать или перепутать с изделием другого мастера. Однако сегодня мы знаем целый ряд его мечей: «Фудо Масамунэ», «Кегоку Масамунэ», «Дайкоку Масамунэ», «Хотё Масаму­нэ», «Котэгири Масамунэ» и, конечно, «Хондзё Масамунэ».
Эта знаменитая катана считалась символом сёгуната Токугава, правившего Японией в период Эдо более двух с половиной веков. Имя меча связано с именем генерала Хондзё Сигенаги, захвативше­го оружие в качестве боевого трофея в одном из сражений. Позже меч был продан, сменил нескольких хозяев и наконец попал к Иэясу Токугаве, основателю прославленной династии сёгунов. Постепенно став очень важной фамильной реликвией, катанана протяжении ве­ков передавалась из поколения в поколение.
В 1939 году меч был объявлен культурным достоянием Японии.

Токугава Иэмаса (1884-1963) - японский аристократ и политический деятель, 17-й глава рода Токугава. На фото он запечатлен с женой
Токугава Иэмаса (1884-1963) - японский аристократ и политический деятель, 17-й глава рода Токугава. На фото он запечатлен с женой

Последняя война «Хондзё Масамунэ»

Во время Второй мировой войны Япония, воевавшая на стороне стран «оси», потерпела поражение. В сентябре 1945 года генерал Ду­глас Макартур на борту американского линкора «Миссури» принял капитуляцию представителей островной империи. После подписания акта командование оккупационными силами предприняло меры к демили-таризации страны. Все воинские формирования, а также граж­данские лица должны были сложить оружие, а поскольку в японской армии мечи официально стояли на вооружении офицерского и сер­жантского состава, то их надлежало сдать так же, как пистолеты, пуле­меты и винтовки.
Конечно же, подавляющее большинство мечей для армии выпуска­лось в массовом порядке, и качество их оставляло желать лучшего, но при этом у части офицеров и гражданских лиц имелись настоящие са­мурайские клинки, выкованные столетия назад. Они тоже подлежали сдаче.
В декабре 1945 года Иэмаса Токугава сдал «Хондзё Масамунэ» и 14 других мечей из семейной коллекции в полицейский участок в Мэйдзиро. Согласно официальной версии, спустя месяц полиция Мэйдзиро передала конфискованные мечи сержанту 7-го кавалерийского пол­ка Колди Баймору...
Однако на то эта версия и «официальная», чтобы ею можно было прикрыть реальное положение дел. Истина в том, что дальнейшая судьба «Хондзё Масамунэ» неизвестна. В худшем случае он с тыся­чами других мечей был отправлен на переплавку в качестве метал­лического лома, в лучшем — осел в одной из частных коллекций или пылится на каминной полке где-нибудь в доме одного из потомков американского ветерана из Аризоны или Техаса, прихватившего за­нятную железку в качестве военного сувенира.
Установить подлинную личность человека, забравшего меч из поли-цейского участка, оказалось невозможно. Перевод его имени снача­ла с английского языка на японский, а затем вновь на английский при­вел к тому, что его звучание и написание были полностью искажены. А сержант Колди Баймор никогда не числился в списках личного соста­ва 7-го кавалерийского полка США.
Увы, легендарный шедевр великого мастера пропал без вести. Его местонахождение до сих пор остается тайной. По слухам, сломанный клинок этого меча был найден в 2009 году на Окинаве, однако специа­листы воспринимают эту новость скептически.

14 августа 1945 года имперский генеральный штаб выпустил приказ: прекратить военные действия, сложить оружие и безоговорочно капитулировать
14 августа 1945 года имперский генеральный штаб выпустил приказ: прекратить военные действия, сложить оружие и безоговорочно капитулировать

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)