Найти в Дзене
Журнал Миниполис

Большая сцена

Оглавление

Каждая премьера театральной студии «Жар-птица» становится событием, причем не только для жителей Строгинского миниполиса.

Что ни премьера, то аншлаг

Свой 19-й сезон детская театральная студия «Жар-птица» решила отметить одним из самых любимых зрителями (да и, что скрывать, артистами тоже) спектаклей – это, конечно, «Золушка». Зрелищная музыкальная сказка, замечательные костюмы и декорации, а на главную роль всегда претендуют несколько прим. Вот и в этом сезоне тоже. «У меня сразу четыре претендентки на роль Золушки, – говорит режисер-постановщик спектакля, руководитель социально-культурных проектов в компании «Сити-ХХI век» Галина Глоба. – И нам нужно распределить роли красиво, не обидев никого, и при этом угадав с амплуа».

Можно не сомневаться, что у режиссера и артистов все получится. За все годы работы студии провалов не случалось, а каждый спектакль неизменно проходит с аншлагом.

Готовые спектакли юные артисты показывают не только в соседских клубах миниполисов «Сити-ХХI век», но и на «больших сценах»
Готовые спектакли юные артисты показывают не только в соседских клубах миниполисов «Сити-ХХI век», но и на «больших сценах»

Среди пьес, поставленных «Жар-птицей», всем известные «Снежная королева», «Чиполлино», «Кошкин дом», «Маленький принц», «Золушка» и другие. К некоторым постановкам в студии возвращаются: первый состав артистов уже вырос, а новым участникам труппы тоже хочется примерить на себя популярные роли.

«Например, один из любимейших спектаклей – и детей, и мой – «Маленький принц», автор – Антуан де Сент-Экзюпери, – рассказывает Галина Глоба. – Спектакль идет на фоне видеоряда с изображениями планет, хорошие декорации, замечательный свет. Ребята с большим удовольствием играют эту пьесу».

Готовые спектакли юные артисты показывают не только в соседских клубах миниполисов «Сити-ХХI век», но и на «больших сценах» – в различных ДК, а также на других площадках. «Наш театр волонтёрский, бесплатный как для жителей миниполисов, так и для других зрителей. На премьерные спектакли мы обязательно приглашаем детей сотрудников ГК «Новард». Также показывали свои постановки участникам программы «Московское долголетие», подопечным различных благотворительных фондов, например, для детей из Фонда Константина Хабенского организовали спектакль», – продолжает Галина Глоба.

Детская театральная студия «Жар-птица» была создана 19 лет назад для детей сотрудников Группы компаний «Новард». Впоследствии соседский клуб Строгинского миниполиса стал для студии одной из основных площадок. Театр «Жар-птица» – это социальный проект, занятия в студии бесплатны.
Каждому новому спектаклю «Жар-птицы» предшествует долгая кропотливая работа
Каждому новому спектаклю «Жар-птицы» предшествует долгая кропотливая работа

Театральная кухня

Каждому новому спектаклю «Жар-птицы» предшествует долгая кропотливая работа. Артисты растут, состав труппы меняется, поэтому сезон начинают не с репетиций, а с занятий: обучение театральному мастерству, технике речи. Сначала студийцы тренируют дикцию, мимику, учатся передавать эмоции. Следующий, более сложный уровень – этюды, когда юные актеры, выполняя задания режиссера, учатся играть, входить в предполагаемые обстоятельства. На этом этапе уже понятны амплуа, и можно раздавать роли. Конечно, в студии учитывают как возможности, так и желания детей: кого именно они бы хотели сыграть.

По словам Галины Глоба, каждый спектакль – это художественное произведение, которое вытекает из работы всей студии, итог регулярных занятий и многократных репетиций. Постановочный процесс требует большой подготовки, а премьера обычно назначается в День защиты детей, 1 июня.

У «Жар-птицы» много поклонников и помощников: родители и близкие актеров по собственному желанию, на добровольной основе, помогают шить костюмы, готовить декорации. Соседский клуб Строгинского миниполиса тоже всегда поддерживает студию: при необходимости арендуют большой зал или берут на себя расходы по постановке.

Артисты меняются от репетиции к репетиции, и ещё больше – от спектакля к спектаклю
Артисты меняются от репетиции к репетиции, и ещё больше – от спектакля к спектаклю

«Сцена дает детям уверенность»

«Для детей занятия в студии очень много значат. Как минимум, это общее развитие, культура речи, умение себя держать. Они тренируют память, заучивая роли, не боятся быть на публике ни в детском садике, ни в школе, выступают, стихи читают. Активнее становятся», – делится своим не только профессиональным, но и отчасти личным опытом Елена Горчинская, комьюнити-менеджер Строгинского миниполиса. Ее сын второй год занимается в студии. Как говорит Елена, раньше у него были проблемы с речью, сейчас все в порядке: что не смогли сделать логопеды, сделали занятия в студии.

Юная актриса, которую зовут Даша, рассказала журналу «Миниполис», что ходит на занятия в «Жар-птицу» с четырех лет (а сейчас ей уже восемь). Играла во многих спектаклях: например, Мандарина в спектакле «Чиполлино», Звездочку и Овечку в «Маленьком принце». Сейчас, конечно, мечтает сыграть Золушку, но если не удастся получить эту роль, не очень расстроится, есть и другие интересные персонажи: «На «плохих» героев зрители больше обращают внимание, без них не интересно. Если не будет злых, то как понять, где хорошие? – объясняет Даша. – Мне очень нравится быть на сцене и играть. Я люблю, когда на меня смотрят зрители. Я меняюсь, начинаю читать и говорить с выражением».

«Наши артисты очень меняются от репетиции к репетиции, и ещё больше – от спектакля к спектаклю, – подтверждает Галина Глоба. – Сцена дает детям уверенность. Помню одну девочку: придет, забьётся в уголочек, такой у нее был зажим. И вот несколько репетиций спустя смотришь на неё – красотка, звезда! Дети раскрепощаются, это самое главное, наверное. И, конечно, они воспитываются на наших сказках».

«Любовь к театру у меня с детства...»

Галина Глоба, руководитель социально-культурных проектов в компании «Сити-ХХI век»
Галина Глоба, руководитель социально-культурных проектов в компании «Сити-ХХI век»

Галина Глоба, руководитель социально-культурных проектов в компании «Сити-ХХI век»:

«Помню, я была маленькая, жила с родителями в небольшом поселке в Казахстане (папа с мамой приехали туда осваивать целину, и я там родилась) и делала себе Театр. Брала коробку (это была сцена), вырезала из бумаги героев, ставила их на сцену и ими играла. Это у меня началось где-то с шести лет. То есть любовь к театру у меня с детства. Наверное, и генетика тоже сказывается: моя родная тётя в годы Великой Отечественной войны играла в Саранском академическом театре драматические роли, была профессиональной актрисой.

Я окончила пединститут по специальности «учитель музыки», затем в Москве поступила в университет, где изучала специальности «академическое пение» и «режиссура оперных спектаклей». Когда пришла работать в «Сити-ХХI век», проявилась тяга к театру, к спектаклям: театр меня вновь увлек.

"В нашей постановке Маленький принц прилетает на планету, где живёт мальчик, который не отрывается от компьютера"
"В нашей постановке Маленький принц прилетает на планету, где живёт мальчик, который не отрывается от компьютера"

Каждый спектакль многому учит и меня, и детей. Была такая история у нас: в оригинальном тексте Экзюпери Маленький принц прилетает на планету, где живёт алкоголик. Но для детской постановки такой сюжет невозможен, пришлось его изменить. Мы ввели героя с другим видом зависимости – компьютерной. В нашей постановке Маленький принц прилетает на планету, где живёт мальчик, который не отрывается от компьютера. Принц понимает: тот одинок, хоть и видит в компьютере, казалось бы, весь мир. Появился в пьесе новый текст с такими словами – «как можно жить, не пожав руку другу, не посмотрев ему в глаза...». И наши юные артисты эту философию понимают, мне это нравится. Дети растут во всех смыслах. Кстати, один из наших артистов в этом году поступил в профессиональное театральное училище, надеюсь, еще увидим его на большой сцене».

"Для детей занятия в студии очень много значат. Как минимум, это общее развитие, культура речи, умение себя держать..."
"Для детей занятия в студии очень много значат. Как минимум, это общее развитие, культура речи, умение себя держать..."

Текст: Елена Гудкова

Фото: из личного архива героев