Найти тему
Егор Гавриляченко

4 модели отдела продаж

Сегодня хотелось бы поговорить об отделах продаж. Если Вы всегда считали, что существует одна модель ОП, то это заблуждение. Важно понимать: на какой стадии находится мой отдел продаж и что я могу сделать для того, чтобы перейти на новый уровень?

Итак, собственно модели ОП и как их распознать.

1 модель - И один в поле воин

Характеристика:

  • продает собственник или есть ассистенты.
  • форма взаимодействия - просьба.
  • роль собственника - плачу сам работаю сам.

Боли:

  • нет системы. компания управляется собственником.
  • нет стратегии, нет планов, нет задач для управления.
  • собственник - решатель проблем.
  • компания зависит от менеджеров - Звезд.

Как вы понимаете - это самая первая ступень эволюции, если можно так выразится, в системе ОП. Почему нет роста компании? Потому что собственник и швец, и жнец, и на дуде игрец. Кроме этого, нет никаких планов на будущее, если и есть на ближайшие пару дней, то далее полнейшая неизвестность.

2 модель - Банда

Характеристика:

  • есть 1-3 менеджера. Пришли в компанию те кто пришли, а не те кто нужен
  • собственник - сам управляет продажами.
  • форма взаимодействия - крики и умалчивания.
  • мотивация собственника: устроит любая прибыль.

*теория разбитых окон (расскажу в отдельной статье)

Боли:

  • Система начинает как-то выстраиваться. Компания управляется Собственником.
  • Есть планы хотя бы на 1 месяц, чтобы не попасть в кассовый разрыв
  • Собственник - решатель проблем.
  • Компания по прежнему зависит от менеджеров - “Звезд”.
  • Хаос приобретает структуру.

На самом деле мы не ушли далеко от модели 1. Но тем не менее, присутствует попытки структурированности - маскировка хаоса. Как и в прошлом случае, мы зависим от менеджеров Звезд, для которых мы готовы делать все, лишь бы были продажи и плот оставался на плаву.

3 модель - Войско

Характеристика:

  • Есть 3-5 менеджеров. Есть уже те, кто нужен , а не те, кто попал в компанию.
  • Можно разделять менеджеров по функционалу(обработка заявок/ продажа/ сопровождения).
  • Управляет продажами отдельный сотрудник РОП.
  • Собственник/директор сам управляет продажами.
  • Форма взаимодействия - Ставятся планы, контролируются показатели.
  • Мотивация собственника - операционка руками профессионалов.
  • Роль собственника - стратегия, мотивация, контроль и развитие.

Факты:

  • Система работает по правилам Собственника.
  • Определены ключевые функции в компании.
  • Осуществляется планирование и контроль работы сотрудников.
  • Определена система мотивации от результата.
  • Бизнес можно масштабировать.

*регламенты через срм систему.

С этой модели начинается нормальное существование ОП, но еще не идеальное. На данный период времени, лично я, нахожусь на данном этапе и не планирую останавливаться. Стоит сказать, по личному опыту, что сейчас у меня гораздо больше времени на развитие компании в целом, чем до того, как мой отдел продаж принял модель - Войско. Это определенно радует. Поэтому я и Вас призываю стремиться к этому и выше!

4 модель - Армия

Характеристика:

  • Есть больше 10 менеджеров. Есть уже те, кто нужен , а не те, кто попал в компанию.
  • Управляет продажами отдельный сотрудник - РОП.
  • Собственник - не управляет продажами.
  • Форма взаимодействия - ставятся планы, контролируются показатели.

Боли:

  • Не хватает классных управленцев и не понятно где их брать.
  • В данном регионе, в данной нише зарабатывается максимум.
  • Как дальше масштабироваться.

Казалось бы, всё хорошо - но боли все равно присутствуют. Есть четкое понимание, что человек, который управлял бы отделами и делал бы это качественно - сравним с утопией, практически. Но не спешите расстраиваться, такие люди есть, просто необходимо их правильно искать. А как же правильно осуществлять поиск - я расскажу Вам в отдельных статьях.