Найти тему
Завтрак с таможней

Черный список таможни: миф или реальность?

Нас часто спрашивают о том, есть ли у таможни черный список участников внешнеэкономической деятельности.

Отдельных списков с черными метками в недрах ФТС, может, и нет. Зато есть категорийность, которая в общем-то выполняет ту же роль. Вы наверняка знаете, что есть три категории, которую таможня присваивает каждому предпринимателю: высокий, средний и низкий уровень риска.

Уровень категории формируется на основе большого списка признаков, он не исчерпывается тем, что у ФТС официально написано про эту систему на сайте. Но основу категорийности, по нашему опыту и практике, составляют дела об АП, непройденные проверки и доппроверки, недоказанная стоимость и пр.

Высокий уровень риска при этом не означает, что каждая партия учВЭда будет отправляться по всей спирали ада таможенного контроля.

В первую очередь система управления рисков (СУР) отталкивается от рисков, зашитых в товарные группы. Например, 94-ая группа товаров - мебель - одна из самых проблематичных, в неё зашито много признаков рисков. Это и страна происхождения, и стоимость, и конкретные наименования мебели, а иногда и конкретные производители.

И если риск по товару скрещивается с высоким уровнем риска учВЭДа, то вероятность выпадения досмотра значительно возрастает. Если при этом еще и тампред, на которого у ФТС тоже заведены категории, из высокого уровня, то сектор “досмотр” на барабане выпадет гарантированно.

При одном совпадении факторов искусственный интеллект сам назначает досмотр на партию, и инспектор не сможет вручную его закрыть: обязан провести досмотр. При другом наборе факторов АИСТ подсветит инспектору подозрительные признаки, и принимать решение о проведении или непроведении досмотра будет он самостоятельно.

Есть основания полагать, что и на конкретного импортера может быть разработан и внедрен в СУР профиль риска. Но, говорят знатоки, нужно совершить что-то небывалое и очень обидное для таможни, чтобы заработать персональный профиль.

Также есть значительные подозрения, что даже повелитель всея СУР, если такой вообще есть, не сможет объяснить, как оно всё работает. Именно поэтому мы с вами видим выпадения досмотров там, где пять лет всё шло гладко. Или наоборот, изумляемся автовыпуску, ведь до этого весь год отбивались от доппроверок, как от назойливых мух в летнюю дрёму на веранде. В общем, какая-то ветреная натура эта СУР.