Глава 3.26.
После ночного наряда и чистки оружия мне дали поспать до 13:00. Ну как, дали поспать, дверь на заставе постоянно хлопала, кто-то говорил в полный голос, будто специально. Одним словом, спать в бытовке без двери, то ещё испытание.
Обед на заставе был неплох: рыба, картошка, зелень и, как стало понятно из разговора с ребятами, они сами ловят рыбу сетями, благо река в 100 метрах от заставы, картошку им привозит местный фермер, а зелень растёт в теплицах. Если бы этого не было, то питание было бы скудным, так как тыловое обеспечение оставляло желать лучшего. На заставе была даже корова и имелось парное молоко, немного, конечно, но к чаю было. Хлеб завозила машина пару раз в месяц.
Традиция и правда на заставе была хорошая, желать приятного аппетита тем, кто кушает, даже если просто пьёт чай.
После обеда нас вызвал Начальник заставы и обрисовал ситуацию:
- Итак, товарищи курсанты, от вас мне нужна максимальная отдача в работе. Вы, как старшие пограничных нарядов, будете перекрывать дневные и ночные дозоры. Ещё нужно будет поднять обороны заставы, укрепить огневые точки и быть в готовности проводить занятия с личным составом!
В тот момент я задумался о том, что нехилые задачки он ставит перед нами, словно и правда вся граница теперь будет на наших плечах, ещё и обороной заниматься.
Я решил озвучить проблемный вопрос:
- Товарищ капитан, есть вопрос, который нужно решить!
Капитан:
- Что ещё за проблемный вопрос?
Я:
- Спать в бытовой комнате, что расположена у входной двери на заставу, с учётом того, что в ней нет дверей и постоянно мешает посторонний шум, некомфортно!
Капитан:
- И что?
Я в начале немного не понял, почему такая реакция у начальника и решил разъяснить ситуацию:
- Товарищ капитан, я был в наряде почти всю ночь. По возвращению только лёг спать, как постоянно хлопала входная дверь, кто-то разговаривал. Я просыпался раз пять. Просто выспаться и отдохнуть по-человечески не получится. Тем более, Вы перед нами обрисовали фронт работ, который нужно выполнять.
Капитан посмотрел на меня, на Борю и сказал:
- Товарищи курсанты это пограничная застава, а не ваш детский сад. Слышали такое, что военнослужащий должен стойко преодолевать трудности военной службы!
Мы с Борисом:
- Так точно!
Капитан:
- Так вот преодолевайте и не жалуйтесь!
Не задерживаю вас!
Спросив разрешение, мы с Борисом вышли из канцелярии и направились на улицу. Мы прошли к следовому городку и Борис сказал:
- Такое чувство, что мы ему чем-то не угодили!
Я:
- Боря, у тебя в наряде всё нормально было, ты с младшим не разговаривал, вместе не шли, соблюдали дистанцию?
Борис:
- Да, всё по Уставу, почти всю дорогу молча, за исключением привалов и осмотра домов. Тут ещё оказывается на участке не везде связь есть.
Я:
- Да, знаю! Тогда странно, почему он так настроен. Если была скрытая проверка наряда, то замечаний к организации службы от него не поступало.
До боевого расчёта у Бориса было пару часов сна, но уснуть он так и не смог. Мы подшились, привели себя в порядок и с новыми силами, как пример для личного состава, встали в строй. Дежурный по заставе доложил начальнику и тот стал проводить боевой расчёт.
Я снова попал в пограничный наряд «Дозор», только теперь с нуля часов, а Борис с восьми утра.
После боевого расчёта старшина заставы провел спортивную работу. Мы побегали немного, потянулись на спортивном городке и было видно, что старший прапорщик старался нас слегка вз...рочнуть. Но наша физическая подготовка с Борисом была на высоте, по сравнению со многими срочниками.
После был ужин, а у меня пара часов сна, что в свою очередь было просто невозможно при постоянно хлопающих дверях.
В ночь я снова тем же составом, совместно с сержантом, заступил в пограничный наряд "Дозор", приказ уже ставил старшина. Всё это напоминало бормотание под нос, где было сложно что-то разобрать, кроме слов: «Приказываю заступить на охрану Границы Российской Федерации». Я повторил:
- Приказ ясен, есть заступить на охрану Границы Российской Федерации, вид Пограничного Наряда "Дозор"...
Старшина не стал слушать меня дальше и, по команде дежурного по заставе, мы направились к месту заряжания и разряжения оружия, далее пошли на границу.
Всю ночь мы снова в темноте и тишине прошлись дозором до стыка с соседней заставой. На стыке встретились с нарядом, который также нёс службу в дозоре, только уже на своём участке границы.
Мы с ними проболтали минут десять и разошлись.
Условные обозначения: "Свой, Чужой", что так старательно мы в институте запоминали, на границе не действовали и, оказалось, что всё узнается по голосу.
Сержант, младший наряда, когда мы подходили к стыку, заметил в темноте огонёк от сигареты и, когда мы подошли ближе, громко сказал:
- Кто там курит!
В ответ прозвучало:
- Свои!
Вот так и встретились в темноте два пограничных наряда и признали друг друга. Вот тебе и военная наука на практике.
На обратном пути мы встретили рассвет, проверили заброшенные дома и вышли на финишную прямую, где до заставы оставалось около восьми километров. Когда подходили к заставе, встретили пограничный наряд который возглавлял Борис, он был с инструктором служебных собак и с пограничным псом по кличке "Алый".
По прибытию доложил о результатах службы начальнику заставы и принялся чистить оружие.
Таким образом, за две ночи на границе я прошёл пешком около 85 километров. Признаюсь, что ноги и я и Борис стёрли, но говорить об этом руководству не стали. Было стыдно из того разряда: Ребята срочники ходят, а мы будущие офицеры постирались. Хорошо, что с собой был лейкопластырь, он нас спасал.
Отдохнуть после наряда толком мне не удалось, вначале было постоянное хлопанье двери, а в 10:30 начальник подал учебную команду:
- "К бою!"
Во время учебной команды личный состав поднимал оборону заставы, копал осыпанные окопы и параллельно выполнял дополнительные команды начальника заставы. Я немного не понимал, почему всё именно так и почему нельзя было дать нормально людям отдохнуть.
Усталость и раздражение во мне накапливались.
После обеда, согласно распорядка дня, у меня было ХЗР в переводе на нормальный язык - хозяйственные работы. Мне старшина выдал лопату и направил поднимать оборону заставы.
Время за рытьем окопов и уравниванием грунта пролетело быстро, с наряда успел вернуться Борис.
Дежурный по заставе подошёл ко мне и сказал:
- Товарищ сержант, начальник теперь с Вами перед боевым расчётом будет проводить совещание. Так что у Вас есть 15 минут, чтобы подшиться, умыться и вместе со вторым курсантом быть в канцелярии.
Вытирая пот рукой с лба, я сказал:
- Пятнадцать минут говоришь, хорошо, спасибо! Передай, пожалуйста, старшине лопату.
Дежурный взяв лопату, направился на заставу, а я пошёл умываться, бриться и подшиваться.
Через 20 минут мы с Борисом были уже в канцелярии у начальника пограничной заставы.
Нам выдали форму доклада и сказали каждый день докладывать по ней о результатах службы за сутки.
Я постарался повторно поднять вопрос перед начальником о том, что невозможно спать в бытовке из-за постоянного хождения и хлопания дверьми, и эта усталость может сказаться на службе, на что в ответ получил:
- Сержант, ты что ноешь?
В тот момент подобное поведение и непонимание начальника меня взбесило.
Я:
- Товарищ капитан, я не ною, а озвучиваю проблему, которую Вы решать не хотите!
Капитан:
- Сержант, рот закройте! Если приехали служить, то служите, а нытьё мне тут не нужно!
Я не стал спорить с офицером, мы были в разных условиях и он явно не хотел понимать суть проблемы.
Далее был боевой расчёт, где меня снова назначили в ночной наряд "Дозор" на правый фланг и строевая тренировка которую проводил Начальник заставы, особо обращая внимание на мою строевую выправку и элементы строевых приёмов на месте и в движении.
В тот момент я думал, что это не тяготы военной службы, а самодурство капитана. Только мне было непонятно с чем именно оно связано, так как мы всё выполняли, соблюдали распорядок дня и старались правильно и бдительно организовать службу в пограничных нарядах. Это уже на ужине мне Борис сказал:
- Капитан специально распорядился поставить кровати для нас в бытовке, хотя есть приежка свободная. А заканчивал он Московский Пограничный институт, вот возможно и невзлюбил нас, Калининградцев.
Выслушив Бориса, я подумал, что такое возможно. Но в таком случае это полное беспричинное самодурство.
После ужина я стал готовиться к заступлению в пограничный наряд...
Продолжение следует...
#границы #пограничные войска #пограничники #погранвойска #пограничная служба #военные учения #калининградская область #пограничная застава #служба по контракту #служба по призыву