С наслаждением - другого слова и не подберешь - я пересмотрела телевизионный фильм Инспектор Гулл (1979 год).
Сразу скажу, не только наслаждение испытывала я при просмотре этого фильма, но и некоторое удивление и даже разочарование.
Но обо всем по порядку.
Фильм поставлен по пьесе Дж. Пристли "Он пришел".
В доме богатого промышленника семейное торжество - помолвка дочери Шейлы с родовитым и красивым, к тому же популярным писателем, Джеральдом.
Родители радуются, что хорошо пристроили дочь и породнились с аристократами. Общую картину радости портит только сын Эрик - крепко пьющий и бестолковый мажор, прожигающий свою жизнь в барах.
Но неожиданно в их доме появляется "Инспектор Гулл" и картинка счастливой семьи начинает рушится, словно карточный домик.
Что больше всего впечатляет в этом фильме - это, конечно, безукоризненная игра актеров.
События фильма происходят в одной комнате, это по сути пьеса. И сцены, снятые "снаружи", на мой взгляд, абсолютно лишние, к тому же они часто не несут никакой смысловой нагрузки и сняты просто для того, что вывести происходящее из комнаты, чтобы создать иллюзию пространства.
В роли "инспектора" снялся Юозас Будрайтис. Я очень люблю этого актера, но, на мой взгляд, в этом фильме ему не было где "развернуться".
Я не люблю Елену Проклову, но в этом фильме в роли Шейлы она была прекрасна.
Ей прекрасно удался переход от юной радостной невесты до умудренной опытом молодой женщины.
Очарователен Владимир Зельдин в роли главы семьи. Как же хорошо у него получались респектабельные иностранцы!
А как он великолепно владеет своим голосом! Какие модуляции, какие переходы.
Я слушала все реплики его персонажа, как музыку.
Прекрасна Эльза Радзиня в роли властной хозяйки дома, единственной, пожалуй, кто не сделал никаких выводов из произошедшего.
Лембит Ульфсак, бывший на момент съемок фильма очень популярным после выхода фильма Легенда о Тиле (1976), очень хорош в роли порочного, но не совсем потерянного для общества человека.
И, наконец, Ивар Калныньш.
Он сыграл, как и положено, роль коварного сердцееда, красавца в кожаном плаще.
Его роль попроще, на мой взгляд, чем у остальных.
Но когда он в конце фильма появляется вновь, то веришь, что он все-таки любит Шейлу.
В общем, что касается актерских работ и собственно сюжет с его неожиданным финалом - здесь все прекрасно.
Отдельно хочу отметить музыку Эдуарда Артемьева.
Теперь немного о минусах фильма, которые я увидела.
Во-первых, растянуто, особенно начало.
Да, Дж. Пристли довольно своеобразный драматург, такой обстоятельный.
И все-таки, в этом случае дело, как мне кажется не в драматурге, а в том, что нужно было хронометрах до двухсерийного фильма растянуть.
Но эта проблема не критична.
Во-вторых, гневная обвинительная речь "инспектора" в конце фильма неплохо смотрелась в конце семидесятых, но сейчас она выглядит пафосной и даже в некотором роде провокационной.
Тут тоже все понятно - пьеса написана в 1912 году и в ее основу легли идеи начала прошлого века.
И третий момент, который меня очень сильно зацепил.
События фильма происходят в Англии. Главный герой несколько раз упоминает, что он скоро (буквально через 3 месяца) получит звание сэра.
Но по атмосфере фильма и по всей обстановке это, скорее, прибалтийский фильм и там же происходят события.
Молодая Лайма Вайкуле в роли певицы в баре и правостороннее движение с праворульными машинами тому подтверждение.
Впрочем, с рулями и направлением движения авторы немного перемудрили.
Вот герой садится в машину справа.
А вот он уже сидит в той же машине слева и движение показано левостороннее.
Через пару минут движение становится правосторонним.
Впрочем, я не против Прибалтики, так что меня это не расстроило (а Лайма Вайкуле еще и порадовала).
Но очень уж режет глаз эта "неанглийскость" антуража.
Впрочем, это так, не проблема, конечно.
Вопрос в другом - чью все-таки фотографию показали по телевизору, какого мужчины?
Я думаю, это было фото главы семейства.
А вы как думаете?