Через интернет мы оформляем получение государственных услуг, приобретаем путевки на отдых или заказываем вещи, которые продают на другом краю земли. Выполнение таких финансовых операций небезопасно, ведь в цифровой сфере есть не только положительные, но и отрицательные стороны. Как снизить риски финансовых потерь и не стать жертвами аферистов, выясняла ulpravda.ru.
По данным Сбербанка, основным видом мошенничества в 2021 году стали телефонные звонки и фишинг.
«Людям часто звонили якобы от службы безопасности банка или правоохранительных органов. Злоумышленники придумывают легенды и убеждают жертв, что те, дескать, участвуют в спецоперации правоохранительных органов, - пояснил заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов. – Таким «стражам порядка» просто необходима помощь абонента, и только благодаря их действиям якобы удастся задержать преступников. Уровень доверия, к сожалению, к таким звонкам высокий. Мы близки к тому, что телефонное мошенничество можно считать национальным бедствием. Согласно расчетам экспертов Сбербанка, каждый десятый звонок на любой телефон может быть мошенническим».
Что повышает уязвимость мобильного устройства
Мошенники не дремлют и придумывают все новые и новые способы воровства чужих средств. Откуда же ждать опасность?
«Большое количество владельцев смартфонов даже не догадываются о том, что устройство знает о своем хозяине намного больше, чем его друзья или коллеги, - напомнили ulpravda.ru в Ульяновском филиале Россельхозбанка. - И при несоблюдении мер предосторожности данные могут быть не только украдены, но и использованы в корыстных целях.
Для того чтобы обезопасить себя, необходимо соблюдать так называемые правила кибергигиены.
«Они простые, настройка устройства не займет много времени, но защита ваших личных данных увеличится на порядок», - уверен директор департамента информационной безопасности РСХБ Андрей Соколов.
Для удобства собрали правила безопасности от Россельхозбанка в инфографику:
Повышайте финансовую грамотность
В Альфа-Банке добавляют, что и самим ульяновцам необходимо учиться - повышать финансовую грамотность.
«К сожалению, зачастую жертвы мошенников добровольно лишаются денег из-за доверчивости или невнимательности, - приводят неутешительный вывод в ульяновском отделении Альфа-Банка. - Поэтому для защиты клиентов мы проверяем все транзакции, напоминаем в банкоматах, отделениях и мобильном приложении о необходимости быть бдительными и не сообщать никому личные данные. Кроме того, системы безопасности позволяют предотвращать значительное количество подозрительных транзакций».
Как платформа фрод-мониторинга спасла 63,4 миллиарда рублей
Служба безопасности Сбербанка тоже активно борется с кибермошенниками. И делится опытом и данными об аферистах с коллегами.
«Более 780 тысяч номеров передано через сервис «Сообщить о мошеннике», который объединен с антифрод-системой и благодаря которому удалось спасти от хищения более 500 миллионов рублей средств клиентов», - напомнили ulpravda.ru в Сбербанке.
Благодаря интуитивно понятному интерфейсу пользователи «СберБанк Онлайн» могут легко и быстро выбрать оптимальные настройки безопасности и защитить себя от мошенников. Защитные сервисы есть разные. Сбербанк во многом работает на опережение:
Кроме того, клиентам Сбербанка доступен широкий перечень обучающих материалов — видеороликов и статей, которые описывают различные мошеннические схемы и простые правила, соблюдение которых убережёт от потери средств. А закрепить полученные знания помогут тесты.
В конце января 2022 года Сбер запустил новый способ защиты от мошенников – подтверждение операций «второй руки». Суть сервиса в том, что онлайн-переводы клиента попадут на дополнительную проверку помощнику, одобряющему или отклоняющему их исходя из цели операции. Если помощник сочтет операцию подозрительной, то он свяжется с близким для уточнения обстоятельств и при необходимости заблокирует ее исполнение. Помощником может стать любой близкий клиенту человек. Как отмечается, новый сервис разработали с учетом предложений клиентов, которые хотели бы таким образом обезопасить родственников от мошенников.
Непрерывному развитию сервиса помогают и сами пользователи. С помощью специальной формы «Сообщить о мошеннике» можно передать в службу безопасности СберБанка телефон, с которого звонили преступники, или адрес мошеннического сайта.
Красный свет дропперам
«Меры по обеспечению информационной безопасности, кибербезопасности реализуются банками на основании законодательства, требований Банка России и других регулирующих органов, - уточнили в отделении «Ульяновск» Волго-Вятского ГУ Банка России. - Банк России следит за киберустойчивостью финансовых организаций, предупреждает их о возможных новых типах атак и способах реагирования на них. Для решения проблемы кибермошенничества в финансовой сфере Банк России предложил усовершенствовать меры противодействия мошенническим переводам».
Как пояснили нам в ульяновском отделении Банка России, если сейчас каждую финансовую операцию проверяет на признаки мошенничества только банк плательщика, то в ближайшее время такую проверку будет делать и банк получателя платежа.
«Банк России ведет базу о случаях и попытках перевода денег без согласия клиента и предоставляет банкам эти данные. Если информация о подозрительном счете будет в этой базе, то банк получателя платежа сможет ограничивать дистанционный доступ к счету, - пояснили в отделении «Ульяновск» Волго-Вятского ГУ Банка России. – При этом доступ к счету получателя будет ограничиваться с соблюдением гражданских прав его владельца. Это означает, что он сможет распорядиться деньгами, но для этого нужно будет прийти в офис банка с паспортом».
Зачастую за счетом мошенника, на который поступают деньги, стоят дропперы - лица, использующие чужие счета для вывода и снятия похищенных средств. Очевидно, что обращаться в банк по счету другого лица, карту которого злоумышленники эксплуатируют в противоправных целях, они не станут.
И представители всех банков напоминают, что никогда и ни при каких обстоятельствах не стоит сообщать по телефону или через иные каналы связи (интернет, электронную почту и другие каналы связи) посторонним лицам, кем бы они ни представлялись, свои персональные данные, данные банковской карты, пароль из СМС, секретные слова. Разглашение этой информации может привести к хищению денег.