Найти тему

О чем не говорят, чему не учат в школе

"Беспрестанное накопление образов дает зрителю ощущение того, что все позволено, но в то же время внушает уверенность, что ничего не возможно. На все смотрите, но ничего не трогайте. Современный мир становится музеем, где главным охранником служит сама пассивность посетителей"
Ги Дебор

Волей случая мне в руки попал один из культовых памфлетов Ситуационистского Интернационала «О нищете студенческой жизни…», напечатанный мизерным тиражом в издательстве «Гилея». Эта книга третья по значимости для доктрины ситуационизма. Первые две – это широко известный (в узких кругах)) текст Ги Дебора «Общество спектакля» и менее известная, но более чем достойная работа Рауля Ванейгема «Революция повседневной жизни: трактат об умении жить для других поколений».

Ги Дебор и Рауль Ванейгем
Ги Дебор и Рауль Ванейгем

На первой же странице надпись – «не охраняется законом об авторском праве, 2012 г.» (ситуационисты настаивали на том, чтобы издания всех их книг были исключительно пиратскими!). И от руки посвящение: «Дмитрию от Степана» и стилизованное изображение запрещенной национал-большевистской символики. Упомянутый Степан – это Степан Михайленко – переводчик текста и автор примечаний.

Это вначале книги. А в конце лично меня поразившая цитата Бориса Якеменко, брата Васи, руководителя православного корпуса движения «НАШИ». Приведу ее полностью:

«Ги-Эрнест Дебор, создатель маргинального Ситуационистского Интернационала для уничтожения традиционной культуры радикальными и анархистскими методами. Обвинялся в причастности к убийству своего друга и издателя Жерара Лебовичи. Покончил жизнь самоубийством (30 ноября 1994 г.). Никогда не принимавшийся всерьез, Дебор был превращен в культовую фигуру журналистами скандальных желтых газет».

Похоже, что ситуационизм на данный момент является собственностью двух наиболее крайних политических феноменов – революционного национал-большевизма и консервативно-охранительного нашизма. Это и ответ тем, кто считает крайних интеллектуально, как помягче выразиться, не совсем качественными. Одни переводят сложнейшие ситуационистские тексты, другие их читают и информируют своих политических солдат. Всё самое интересное, реальная политическая и идеологическая борьба происходит почти на самой грани видимого спектра, оставляя ярким краскам середины делить думские комитеты, пересчитывать дачи и фирмы друг друга, доносить и юродствовать. В общем, заниматься всем тем, из-за чего политику называют грязным делом.

И пусть и НБП, и «НАШИ» исчезли из актуальной политической повестки, люди-то, ими измененные, никуда не делись. А значит, борьба продолжается.

Но возвращаясь к ситуационизму. Мне пофиг как его трактуют корифеи, я воспринимаю его как марксистский фундаментализм. Прочитайте «Манифест коммунистической партии» 1848 года – и вы получите некоторое представление: марксизм, очищенный от всех позднейших наслоений – маоизма, ленинизма, троцкизма и пр., и, что важно, дополненный оригинальной современной теорией общества.

Общество спектакля.

-3

Отчуждение, преформирование и манипулирование в современном обществе приобрели тотальный характер. Не только рабочее время и общественная деятельность становятся агентом подавления, но также и т.н. «свободное время». «Капитализм породил новую религию – спектакль. Подобно тому, как отдых определяется тем, что он - не работа, так и спектакль определяется тем, что он не есть жизнь».

Позволю себе цитату из Дугина (которая, в свою очередь, представляет из себя смесь иных цитат)

«Современный мир, следовательно, есть изоляция, репрезентация и смерть. Вместо объединяющего живого опыта в нем царствуют законы образов, мелькающие картинки, лишь изображающие реальность. Дебор, развивая линию Фромма, обнаруживает, что социальная деградация либеральной Системы зашла в последнее время значительно дальше. Вначале "быть" превратилось в "иметь". А сегодня исчезло и "иметь", превратившись в "казаться". Вначале буржуазный мир подчинил своим индустриальным законам природу, потом он же подчинил себе и культуру («… зрелище есть капитал, достигший такой стадии накопления, что он становится образом»). Спектакль уничтожил историю: "Конец истории есть приятный отдых для всякой существующей власти"».

Вот исходя из такого видения общества, ситуационизм и осуществляет критическое рассмотрение роли в нем студенчества в частности и молодежи вообще.

«Мы можем сказать без малейшего сомнения, что студент во Франции является наиболее презираемым существом после полицейского и священника»… Да одного этого вступления достаточно, чтобы сделать любого студента внимательным читателем этой книги. На фоне бесчисленных дифирамбов, которые и в Европе и в России поются во славу молодежи, фраза звучит практически как личное оскорбление. Даже неомарксисты и экзистенциалисты, такие как Сартр и Маркузе делали ставку на молодежь, на временно (возрастно) деклассированные элементы как на некий новый пролетариат.

В чем же суть претензий? Студенты (и молодежь в целом) даже не смотря на то беспокойство, что причиняют Системе своим периодическим взбрыкиванием, встроены в нее и выполняют важнейшую манипулирующую функцию. Слово самим ситуационистам:

«Причастность к спектаклю овеществления определяет каждому свою роль во всеобщей пассивности. Есть она и у студенчества.

Большая часть студентов в последствии становится мелкими клерками. Перед лицом столь убогого будущего, студент предпочитает замкнуться в настоящем, приукрашенном иллюзией престижа. В отмеренных тотальным спектаклем пределах личностной свободы он избегает экспериментов и, несмотря на свой более или менее свободный график, предпочитает авантюрам безопасность привычного повседневного пространства и времяпровождения, находя компенсацию в культурных товарах, этом опиуме для студентов.

В эпоху, когда искусство мертво, студент создает иллюзию культурной жизни, являясь главным завсегдатаем «элитных» тусовок, выставок, кинопоказов, ненасытным потребителем этого трупа, замороженного, упакованного в целлофан.

Именно студенты составляют благодарную массовку для самых пошлых проявлений культурного спектакля… Студент – такой же продукт современного общества как Годар и «кока-кола»».

Как студенту преодолеть собственное отчуждение? Не скажу. Читайте об этом на странице 14 этой крайне полезной книги. (а что? в конце-концов, моя задача сделать вас ищущими – так ищите)

-4

Завершающая часть книги посвящена критике новомодных левых тенденций во Франции и в мире и формулировке собственно политических задач ситуационистов.

Конечной своей целью ситуационисты видят ни много-ни мало – всемирное установление абсолютной власти рабочих советов! При этом подчеркивается, что реализация этого лозунга в России была профанацией и привела лишь к диктатуре партии и порожденной ею бюрократии.

Путь к этому – конечно же через революцию. Но революцию эту следует изобрести заново:

«Человечество поставлено историей перед задачей революции. Нарастание числа товаров сопровождается аналогичным нарастанием недовольства. Буржуазия и ее двойник на Востоке – бюрократия не могут совладать с нарастающим темпом прогресса. Они способны лишь порождать массы новых пролетариев – тех, кто лишен власти над собственными судьбами и самой жизнью и знают это.
Преобразовать мир и изменить свою жизнь – это одно и тоже для современного пролетария. Свободная реконструкция всех образов действий и всех ценностей являются его программой-максимум.
Пролетарские революции либо будут праздниками, либо не случатся вовсе, потому, что провозглашаемая ими новая жизнь сама будет создана под знаком праздника. И правилами ее будут – жить без мертвого времени и наслаждаться без ограничений»
В обществе, которое отменило всякое приключение, остается единственное приключение: отменить общество
В обществе, которое отменило всякое приключение, остается единственное приключение: отменить общество

Конечно, когда главное для нас сейчас уйдет или не уйдет Путин, выпустят или нет Навального и какой процент голосов наберет партия власти в Урюпинске, поставленные ситуационистами вопросы кажутся далекими от нашей сермяжной жизни. Но в конце-концов свой рецепт преодоления отчуждения придется находить даже в такой «суверенной» стране как Россия.