Сегодня я предлагаю поговорить о подвиге 365-й зенитной батареи в Севастополе. В целом, в противостоянии за этот город ключевым фактором было не количество танков и сау, а так же сотен тысяч человек, а артиллерия. Победить мог тот, у кого было больше стволов, большие калибры и, конечно, боекомплект к ним. Что касается 365-й, она была не так и мощна, имея орудия калибром 76 мм, произведенные еще в 1915 году и дополненными пулеметными гнездами. При том, что немцы имели калибры в 400 мм-600мм, и даже в 800(к третьему штурму СОРа)! Мощных укреплений как на 30-й и 35-й батареях там не было, за небольшим исключением они ограничивались тем, что смогли нарыть бойцы. Тем не менее, 365-я батарея оказалась крепким орешком, и Манштейн, умевший лоббировать свои интересы, выпрашивая после неудачного штурма города у Гитлера новые силы, давал батареям грозные названия, в частности, 365-я была "фортом Сталин", так же он преувеличил и ее тактико-технические характеристики. Но вернемся в конец декабря 1941 года, когда враг был уже на подступах к городу, а батарея, находившаяся на высоте 60.0, вела огонь по немецким скоплениям войск.
Особенно удачный обстрел был произведен 23 декабря 1941 года. Выпущенные 192 снаряда принесли много бед врагу. Но фронт приближался, и 27 декабря 1941 года фашисты захватывают станцию Мекензиевы горы, и теперь до позиций на высоте 60.0 доставали уже даже минометы. И здесь я хочу заметить стойкость советских защитников Севастополя. Так, в 22-й пехотной дивизии имелось очень любопытное донесение:
«Русские пленные, захваченные легкоранеными, часто разгружают конвоиров, и с трофейным оружием возобновляют сопротивление в ближайшем тылу» .
Но вернемся к "форту Сталин", который готовился отразить генеральный штурм, накануне которого немцы удачно попали и вывели из строя два орудия, и в встрою перед решающей схваткой осталось только одно. 31 декабря 1941 года немцы предприняли психологическую атаку, наступая в полный рост, но защитники под командованием ст. лейтенанта Николая Андреевича Воробьева открывают ураганный огонь, но два десятка фашистов прорываются через проволочные заграждения и вступают в бой за первые окопы, занимая их.
В этот момент спасает смекалка командира, который в бою накануне смог захватить трофейную ракетницу. В самый критический момент он выпускает зеленую сигнальную ракету в сторону захваченных позиций. Ну а дальше проявилась немецкая педантичность. Увидев сигнал, указывающий на место нужного удара, немцы бьют и не промахиваются, два снаряда ложатся точно в цель, а оставшихся в живых фашистов ликвидируют уже защитники батареи. А тем временем, новый 1942 год враг хотел встречать на высоте 60.0. И вот, в атаке немецких автоматчиков уже поддерживало три САУ Штуг 3, которые были подбиты защитниками высоты из единственного орудия, а враг снова отступил с потерями. Правда, уже к вечеру штурм повторился вновь, положение стало критическим, защитников высоты становилось все меньше и меньше.
Поэтому старший лейтенант Воробьев вызывает огонь на себя. Огненный вал своих же орудий останавливает последнее немецкое наступление в 1941 году. Всего за этот день на высоту 60.0 упадет около 900 снарядов, как своих, так и чужих, но гарнизон продолжит удерживать "форт Сталин", а немцы, понесшие общие потери свыше 300 человек, так и не смогли взять высоту, которая могла позволить им корректировать артогонь по советским позициям, и открывала путь к Северной бухте, через которую осуществлялось снабжение города морем. А впереди был третий решающий штурм. О котором следующий выпуск. Так же за этот бой Воробьев получил звание Героя Советского союза. Правда, после войны звезду заберут, но это уже тема, не имеющая отношение ни к политике, ни к боевым действиям, и является чисто криминальной.