Правильно говорят — покупая дом, покупаешь и соседей. Я уже писала о том, что один мой сосед не платит коммуналку из-за того, что его машина получила повреждения по вине управляющей компании. А на днях я с удивлением узнала, что таких злостных неплательщиков в моем доме пятеро.
Уж не знаю, по каким причинам они не оплачивают коммунальные услуги, но долги у них огромные.
Между тем управляющая компания не принимает никаких активных мер, чтобы взыскать оплату с должников. Она продолжает слать им уведомления, напоминания и платежные извещения. И размещает их фамилии в списке неплательщиков на двери подъезда. Разумеется, при таком мягком подходе недобросовестные жильцы продолжают игнорировать оплату и копить долги.
Но переживаю я не за них, а за себя. Говорят, что многие управляющие компании имеют такую практику: долги злостных неплательщиков они распределяют между всеми жильцами дома. Хотя в моем доме ничего подобного не было.
Я позвонила в управляющую компанию и собрала много информации в интернете. Опасения отчасти подтвердились, вот что мне удалось узнать. Оказывается, срок исковой давности по долгам за коммуналку составляет три года. Потом долг становится невозвратным, компания не вправе продолжать требовать оплату с должника. Да и должником-то человек перестает быть.
А при звонке в УК мне сообщили, что у коммунальщиков есть еще одна проблема. Обычно должникам отключают ресурсы: перекрывают газ, ставят заглушку на водопроводную трубу и изолируют их от электрощитка в подъезде. Но по закону из-за пандемии и связанных и ней ограничений они не имеют права отключать ресурсы людям, даже если они являются неплательщиками. Этим и пользуются недобросовестные жильцы моего дома, игнорируя платежки и продолжая бесплатно пользоваться ресурсами.
Однако убытки управляющей организации никуда не деваются, их надо с кого-то взыскивать. Поэтому компания может пойти на отчаянный шаг — распределить всю сумму задолженности, которую накопили пятеро неплательщиков, между собственниками всех квартир в доме и обязать все выплатить.
О подобных ситуациях я читала в интернете. Жильцы одного из домов обратили внимание, что счета за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение и газ выросли в разы. Обратившись с вопросом в местное ЖЭУ, они выяснили, что это не связано с повышением тарифов. Просто долги нескольких злостных неплательщиков раскидали на соседей.
В квитанциях есть строка «электроэнергия МОП», то есть мест общедомового пользования: лифты, лестничные клетки, насосы подъема воды и все то, что потребляет электричество. Все задолженности были сведены в общую сумму и включены в плату за общедомовые нужды.
Возмутительно и то, как на это отвечает сама управляющая компания. Они открыто говорят, чтобы жильцы сами разбирались со своими соседями-неплательщиками, а до этого времени плата за коммуналку будет продолжать расти. И считают свои действия абсолютно законными. Причем средства распределяются между жильцами не равномерно, а пропорционально размеру жилой площади квартир.
Насчет законности своих действий они, вероятно, правы. Дело в том, что УК имеет право «перекидывать» недоимки на соседей пропорционально квадратуре жилья. Но только если у собственников квартир заключен прямой договор с компанией-поставщиком ресурса.
Если жильцы дома работают через управляющую компанию, рассчитываясь с ней за ресурсы, то расходы на общедомовые нужды должны быть строго фиксированы. Они не могут превышать установленного в регионе норматива на ОДН. А разницу сверху обязана оплачивать управляющая компания.
Но УК и здесь нашли выход. Они переводят владельцев квартир на прямые договорные отношения с Водоканалом, Горгазом и Энергосбытом. После этого траты на общедомовые нужды правомерно распределяют на всех жильцов.
Из подобной ситуации я вижу лишь один выход: я подниму договор по управлению домом и внимательно его изучу. Сомневаюсь, что по условиям договора УК вправе переводить нас на прямые отношения с ресурсниками, а значит раскидывать долги наших жадных соседей.
Подписывайтесь на канал и узнавайте полезную информацию обо всем, что есть в нашей жизни.