Найти в Дзене
ВАДИМ Ш

Эшелон идет на восток. Воспоминания о выводе войск из ЧССР

Оглавление

Часть 2.

состав очень похож, чтоб шпиЁны не догадались
состав очень похож, чтоб шпиЁны не догадались

Другой случай произошел в первом эшелоне. Пишу спустя более 30 лет после событий. Могу и ошибаться в деталях. Как рассказал начальник караула первого эшелона : В установленное время от часового в хвосте состава не поступил условный сигнал. Часовому нужно было просто крутануть ручку ТАИ-43 раз в полчаса, не говоря ничего в трубку. Сидящий на телефонах сержант доложил НК. Тот предположил что опять барахлит связь и приказал сержанту на первой же остановке проверить пост. На остановке ПНК сбегал на пост и не обнаружил там часового. Тулуп на месте, автомат висит на крюке, сумка для магазинов с ремнем на полу, а самого солдата нет! Зам начальника эшелона вместе с НК так же осмотрели пост. А чего там осматривать? Все как доложил ПНК. Это песец - выразил ЗНЭ общее мнение. Сбежал? Похитили? Выпал? Внезапно появляется пропавший часовой. Все присутствовавшие просто обалдели. На справедливый вопрос, где был, солдат сначала мялся. После приказа отвечать, он рассказал как было дело. Когда заступил на пост все было нормально. Затем скрутило живот, да так, что вот-вот нижний сальник пробьет. Пристроился на нижней ступеньке. Состав при этом двигался с малой скоростью. Внезапно вагон резко дернулся и скорость стала быстро расти. От неожиданности со спущенными штанами упал на насыпь. Пока натягивал штаны, поезд шел вперед. Ничего не оставалось делать, как вскочить на площадку последнего вагона. А дальше просто испугался. Видел как появился сержант-ПНК, солдат боялся его как огня. Затем подошли вы. Подумал - теперь пора сдаваться. Все облегченно вздохнули. Решили не афишировать инцидент и наказать нерадивого часового по возвращении в часть.

Вернемся ко второму эшелону. Наш состав без очереди затянули в зону контроля. Думали быстро пройти эту формальность, проверке подлежал только один вагон - наша теплушка. Остальные крытые вагоны, 14 штук, были опломбированы и досмотр их категорически запрещен. Но, как говорят, что-то пошло не так. Пока мы, а это НЭ, НК, один из особистов и старший смотровой группы начали проверку пломб на вагонах с хвоста состава, в голове эшелона ретивые досмотрщики сорвали пломбы с двух первых вагонов.

пломбы на вагоне
пломбы на вагоне

Типа, мы всегда так делаем для ускорения процесса досмотра. Первые и последние пять вагонов, всего десять штук, были вагонами прикрытия и по руководящим документам должны быть пустыми. Но груз в них был и явно контрабандный. (Что за груз и как он попал туда, это тема для отдельного рассказа.) Рано радовались досмотрщики. Узнав о сорванных пломбах, второй особист одетый в гражданский костюм (как потом узнали полковник КГБ) выпрыгнул из теплушки и размахивая пистолетом, уложил смотровую группу лицом вниз. Обещал им сегодня же отправить на Чукотку для дальнейшего прохождения службы. Если кто хоть шевельнется - пристрелит. Для убедительности выстрелил в воздух. После чего приказал заменить всю досмотровую группу, вызвать сюда военного коменданта и старшего сотрудника местного отдела КГБ. На робкие попытки старшего досмотровой группы что-то объяснить, ответил жестким отказом.

Ищите где хотите, но чтоб комендант и местный особист были здесь и сейчас и меня не волнует, что рабочий день давно закончился.

В общем, нагнал жути. Я даже позавидовал. Появившимся минут через 40 военному коменданту и КГБшнику он дал прочитать какой-то документ. После прочтения оба вытянулись в струнку, в глазах застыл ужас. Что было дальше не знаю. Т.к. нас с ЗНЭ пригласили в кабинет военного коменданта и потом в кабинет особиста, затем наоборот и так несколько раз. Исписав кипу бумаги, вышли на воздух только часа в три ночи. Эшелон был готов к дальнейшей дороге и ждали только нас.

Я удивился, куда мы идем и почему не поменяли колесные пары. В ответ узнал, Чоп не наша конечная точка, ждут нас в Виноградово. Там и колесные пары заменят.

виноградово. хорошо видна разница советской и европейской ж/д колеи
виноградово. хорошо видна разница советской и европейской ж/д колеи

Это еще километров 80. Скорее бы. Нервное напряжение последних суток давало себя знать. Ранним утром поменяли колеса и эшелон остановился рядом с платформой. Пункт смены караулов, здесь все понятно. Будь готов снять охрану и передать новому караулу охраняемый объект. На смену прибыл караул из той части на Украине, в вагонах которой и был наш эшелон. После передачи будто гора с плеч свалилась. Затем отвел личный состав караула в Пункт сбора караулов. Там нас ждал сюрприз, солдаты и офицеры первого эшелона. Радость встречи такая, будто не три дня не виделись, а минимум три года. На правах "старожилов" нам показали магазин, где они купили 5-и килограммовые консервные банки с селедкой "Залом". Мы тоже взяли по банке в качестве подарка женам на Новый год. Вечером на обычной советской электричке доехали до Чопа. Время ее прибытия было привязано к подходу поезда "Москва-Миловице". Кроме нас в электропоезде находились еще несколько гражданских. В Чопе к поезду прицепили чешские сидячий вагон специально для нас. За час до полуночи поезд пересек границу и ... Здравствуй, Чиерна-над-Тисой!

миловице ж/д вокзал
миловице ж/д вокзал

В Миловицах на следующий день нас ждали аж два автобуса. Всё! Дома! За четыре с половиной года наш военный городок стал для меня родным.

До нового 1990 года оставалось пять дней. Куда судьба забросит через полгода?...

Кто служил в ЦГВ в эти годы! Поделитесь в комментариях своими воспоминаниями.

ЕСЛИ ВАМ ПОНРАВИЛСЯ РАССКАЗ, ГОЛОСУЙТЕ "ПАЛЕЦ ВВЕРХ" И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА МОЙ КАНАЛ!