Денис Ивановский – обозреватель-международник, член Центра евразийских исследований Санкт-Петербургского университета, – специально для канала СМП
Путь Сингапура в Арктику начался с формальностей – в 2011 году он направил в Арктический Совет заявку на получение статуса наблюдателя, которая была одобрена спустя два года. В это же время Сингапур завёл небольшой штат чиновников, которые стали заниматься арктическим сотрудничеством. Всё шло достаточно нейтрально – развитие взаимодействия ради общего блага.
Тогда же Сингапур стал думать и о своих экономических интересах в вопросах освоения Арктики. Его сильная сторона для потенциальных арктических партнёров – кораблестроение, в том числе ледокольное, и инвестиции. И именно в рамках этих двух направлений Сингапур выбрал Россию в качестве главного партнёра на Севере.
Ещё в 2008 году сингапурская корпорация Keppel построила два судна ледового класса для компании «Лукойл», которые по сей день ходят в Баренцевом море. Так же, Сингапур поставляет для российских корпораций, работающих в Арктике, оборудование для бурения и добычи полезных ископаемых. Однако до полноценного контрактования ещё слишком далеко, покупки российских компаний оборудования у сингапурских корпораций пока что являются лишь частными случаями.
С 2010-х годов Сингапур становится для России достаточно крупным финансовым партнёром в арктических проектах. Сингапурская Trafigura в 2013 году предоставила «Роснефти» кредит в размере 10 млрд. долларов для поглощения англо-российского нефтяного предприятия «ТНК-ВР Холдинг». Кредит был обеспечен поставками нефти и нефтепродуктов от российской нефтяной компании.
Самая крупная сделка между Россией и Сингапуром состоялась в 2021 году. Российская правительственная комиссия по иностранным инвестициям одобрила сделку «Роснефти» по продаже доли в 10% многомиллиардного проекта по разведке и разработке группы нефтегазовых месторождений в Восточной Сибири «Восток Ойл» сингапурской Trafigura. Переговоры о покупке доли проекта велись в течение всего 2020 года.
В соответствии с договорённостями, деньги сингапурской компании пойдут на поставку электрообеспечивающего оборудования и создание нескольких энергоцентров, которые будут обеспечивать работу «Восток Ойл» электроэнергией. Второй транш платежей пойдёт на строительство десяти нефтетанкеров ледового класса, а также на поставку зимних буровых установок, которые будут использоваться «Роснефтью» в рамках проектов в ближайшие 15 лет.
Однако арктическое сотрудничество России и Сингапура в других проектах пока что видится только в перспективе. Азиатская сторона рассматривает возможность участия в «Арктик СПГ-2», но переговоры находится на начальном этапе. Ведётся и научно-техническое сотрудничество, в данный момент в рамках обмена опытом.
Таким образом, пока что Сингапур может похвастаться лишь несколькими совместными с российской Арктикой проектами. В отличие от той же Индии или других азиатских государств (за исключением Китая), сингапурские инвестиции в российские проекты на сегодняшний день достаточно существенные и составляют более 30 млрд долларов. Но большинство направлений сотрудничества странам ещё предстоит освоить, так как потенциал в этом крайне велик – особенно в сфере ледоколостроения и инвестиций.
С морским приветом, Северный морской путь
Подробнее тут: https://t.me/sevmorput
Сингапур в российской Арктике: зарождающееся сотрудничество с огромным потенциалом
2 минуты
565 прочтений
10 февраля 2022