Найти в Дзене
Азия без фотошопа

Узбекский город, которым хорошо туристов пугать: в нем время будто повернуло вспять

Стихийные свалки на улицах, просевший асфальт, во дворе среди мусора дети играют в футбол. Там же корова щиплет траву. И всего в нескольких метрах возвышаются многоэтажки. Серость и депрессия. «Не стоило нам сюда ехать», — пожаловалась я, увидев город, который когда-то считался одной из жемчужин Узбекистана. В каждой стране есть убогие места. Узбекистан — не исключение. Город Ангрен часто сравнивают с Припятью. Чернобыльская зона — место удручающее, но там нет людей. А в Ангрене живут 180 тыс. человек. Точнее, не живут, а выживают. Побывать в Ангрене очень хотелось мужу. Он про Припять слышал, но видел только на фото. Именно сравнение с Чернобыльской зоной заставило его настоять на поездке. Если говорить о тягостных впечатлениях, то город нас действительно не разочаровал. Разруха полная, а в сочетании с мусорными кучами там и сям — зрелище гнетущее, бесконечный свинарник. И это всего-то в 100 км к востоку от Ташкента. А ведь история Ангрена начиналась с великолепного старта. Он всегда

Стихийные свалки на улицах, просевший асфальт, во дворе среди мусора дети играют в футбол. Там же корова щиплет траву. И всего в нескольких метрах возвышаются многоэтажки. Серость и депрессия. «Не стоило нам сюда ехать», — пожаловалась я, увидев город, который когда-то считался одной из жемчужин Узбекистана.

Источник фото https://www.instagram.com/p/CQK253nJKNs/
Источник фото https://www.instagram.com/p/CQK253nJKNs/

В каждой стране есть убогие места. Узбекистан — не исключение. Город Ангрен часто сравнивают с Припятью. Чернобыльская зона — место удручающее, но там нет людей. А в Ангрене живут 180 тыс. человек. Точнее, не живут, а выживают.

Побывать в Ангрене очень хотелось мужу. Он про Припять слышал, но видел только на фото. Именно сравнение с Чернобыльской зоной заставило его настоять на поездке. Если говорить о тягостных впечатлениях, то город нас действительно не разочаровал.

Разруха полная, а в сочетании с мусорными кучами там и сям — зрелище гнетущее, бесконечный свинарник. И это всего-то в 100 км к востоку от Ташкента.

А ведь история Ангрена начиналась с великолепного старта. Он всегда был лакомым кусочком. Дело в том, что местные горы богаты медью, железом, свинцом, золотом и серебром. Известно, что уже 3000 лет назад кочевники занимались их добычей.

В 40-х годах прошлого века советские власти основали на месте пяти узбекских кишлаков рабочий поселок для освоения залежей бурого угля. Назвали городок Джигиристаном. Позже переименовали в Ангреншахтстрой, а после Второй мировой в Ангрен.

Именно с этого времени и началась история мощного промышленного города, крупнейшего в Узбекистане и известного на весь Союз.

Параллельно с разработкой угольного бассейна велось строительство двух ГРЭС, которые работают и по сей день, и десятков заводов: цементного, машиностроительного, асфальтобетонного, химико-металлургического и др. На стройки привозили специалистов и рабочих из союзных республик, привлекали заключенных из ближайшей колонии.

Источник фото https://www.instagram.com/p/CN9-d0kLktf/
Источник фото https://www.instagram.com/p/CN9-d0kLktf/

Город бурно разрастался. Население было многонациональным: русские, украинцы, узбеки, казанские татары, немцы и др. — около 25 национальностей. Это было место, в которое ехали люди со всего СССР в поисках стабильной работы и сытной жизни.

Все закончилось с распадом Союза. Заводы остановились, люди лишились работы. А потом дома остались без электричества, газа, отопления и воды. Гид рассказывал, что тогда жители многоэтажек собирались во дворах, где на импровизированных кострах готовили еду и запасались впрок кипятком.

От такой жизни население стало бежать. Первыми уехали русские, вслед за ними — другие неместные уроженцы. Узбеки тоже начали спасаться, перебираясь кто в Ташкент, а кто в Россию. Ангрен опустел на глазах. В то время квартиры продавали по $100-200, чтобы выручить хоть какие-то деньги для переезда. Началось мародерство. Из опустевших домов выносили все, что можно было забрать и оторвать: от мебели и сантехники, до дверей и линолеума.

Мы как раз мимо такого квартала проходили. Многоэтажки стоят с выбитыми стеклами. Заглядывая в окна первого этажа, увидела ободранные пол и стены. Действительно, унесли все.

Спросила у гида, откуда же взялось новое население, если еще в 90-х люди разъехались. Оказывается, новыми поселенцами стали жители соседних кишлаков и выходцы из Ферганской долины. В 2012 году власти заявили о возрождении промышленной зоны.

Начали восстанавливать старые предприятия и строить новые. Но дела идут скверно. Здесь по-прежнему массовая безработица и утечка населения.

Инфраструктуру и коммуникации восстановить удалось частично. Газ и отопление есть не во всех домах, воду пить невозможно. Она настолько грязная, что даже для хозяйственных нужд сначала должна отстояться. Но и к такой воде нет нормального доступа, ее дают по часам. Свет тоже отключают, хотя не так часто, как раньше.

И везде горы мусора. Местные власти говорят, что денег на уборку нет. Горожанам предлагают выйти на хашар — что-то вроде наших бывших субботников. Люди не хотят, в результате живут как на свалке.

А в каких заброшенных городах бывшего СССР бывали вы? Что запомнилось, что удивило?