Найти в Дзене
Finding Neverland

Детский сад в стиле ретро

Для кого-то это может стать открытием, но детские сады в нашей стране появились до того, как она стала называться Советским Союзом. «На Западе это давно уже осуществлено... Там дитя из народа не остаётся целыми днями на улице или в тесных жилищах, напротив, оно пользуется светом, воздухом и уходом. У нас ещё это дело будущего», – пишет в 1907 году Аделаида Симонович, основательница системы детских садов в царской России. Само название «Детский сад» первоначально относилось к журналу для матерей, гувернанток, педагогов, который Симонович выпускала в конце 60-х годов XIX века, «когда русская женщина впервые проснулась для интеллигентной жизни». Итак, что же представлял собой детский сад прошлого? Основные занятия
На первое место Симонович ставила вовсе не развивающие занятия, а подвижные игры: они «содействуют физическому развитию детей, дают пищу фантазии и подражанию [взрослой жизни] и приучают подчиняться в игре общим законам». А Фридрих Фрёбель, немецкий педагог-основатель детских
Оглавление

Для кого-то это может стать открытием, но детские сады в нашей стране появились до того, как она стала называться Советским Союзом.

Картина швейцарского художника Альберта Анкера «Детские ясли», 1890 (ru.m.wikipedia.org)
Картина швейцарского художника Альберта Анкера «Детские ясли», 1890 (ru.m.wikipedia.org)

«На Западе это давно уже осуществлено... Там дитя из народа не остаётся целыми днями на улице или в тесных жилищах, напротив, оно пользуется светом, воздухом и уходом. У нас ещё это дело будущего», – пишет в 1907 году Аделаида Симонович, основательница системы детских садов в царской России.

Аделаида Яковлевна Симонович (www.geni.com)
Аделаида Яковлевна Симонович (www.geni.com)

Само название «Детский сад» первоначально относилось к журналу для матерей, гувернанток, педагогов, который Симонович выпускала в конце 60-х годов XIX века, «когда русская женщина впервые проснулась для интеллигентной жизни».

Журнал «Детский сад», 1868 (www.charmingrussia.ru)
Журнал «Детский сад», 1868 (www.charmingrussia.ru)

Итак, что же представлял собой детский сад прошлого?

Основные занятия

На первое место Симонович ставила вовсе не развивающие занятия, а подвижные игры: они «содействуют физическому развитию детей, дают пищу фантазии и подражанию [взрослой жизни] и приучают подчиняться в игре общим законам». А Фридрих Фрёбель, немецкий педагог-основатель детских садов как таковых (его биографию Симонович приводит в качестве предисловия к своей книге, составленной из выпусков журнала), утверждал, что игры служат «нравственной связью для детей».

Жанет Архер «Скакалка», 1883 (artuk.org)
Жанет Архер «Скакалка», 1883 (artuk.org)

Далее по списку идут такие занятия, как:

  • строение (из кубиков, кирпичиков)
  • выкладывание палочками
  • рисование
  • вырезывание
  • выкалывание (как начальный вариант вышивания)
  • плетение из лент
  • складывание или сгибание бумажек
  • работы из гороха (бывшего, похоже, в то время самым доступным природным материалом)
  • работы из глины
  • работы в саду
Альберт Анкер «Ясли (во время игры)», 1984 (www.aargauerzeitung.ch)
Альберт Анкер «Ясли (во время игры)», 1984 (www.aargauerzeitung.ch)

Внутренний распорядок дня


С утра, когда дети только собирались вместе, они свободно играли друг с другом – совсем как в наших современных детских садах. Затем воспитательница собирала их в строй, и начинались пение и «ходьба в такт то тихим, то скорым шагом» – аналог нынешней утренней зарядки.

www.pastvu,com
www.pastvu,com

После этого дети расходились по классам и принимались за «работы», перечисленные выше. Занятия различались в зависимости от времени года: зимой большую часть дня дети проводили в классах, весной и летом – в саду, осенью они собирали листья и плоды.

Окончив свои занятия, дети непременно сами убирали за собой рабочие места, а затем отправлялись в общую залу, где проходили подвижные игры или гимнастика.

«Необходимо, чтобы воспитательница понимала потребности детей и назначала игры, соответствующие тому или иному настроению духа. Если дети много работали сидя, полезно устроить игру с бегом, но к ней лучше перейти не вдруг, а сначала устроить медленную ходьбу, т.е. маршировку, или игры с постоянным одним движением в такт»

Теофиль Эммануил Дювергер «Хор детей в ризнице», 2-я пол. XIX в. (homsk.com)
Теофиль Эммануил Дювергер «Хор детей в ризнице», 2-я пол. XIX в. (homsk.com)

Во время приёма пищи дети сами ставили стулья вокруг стола – так было удобнее организовать процесс, а дети заодно приучались к самостоятельности. Завтраки было принято приносить с собой из дома.

Обед в детском саду для детей рабочих Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (www.charmingrussia.ru)
Обед в детском саду для детей рабочих Товарищества российско-американской резиновой мануфактуры «Треугольник» (www.charmingrussia.ru)

Для «малюток», то есть для детей, не достигших трёхлетнего возраста, устраивались особые отделения, так как уже в то время было принято учитывать различие в потребностях старших и младших дошкольников. Отличались и занятия. Четыре основных вида работ для малышей были: «кубики или кольца для выкладывания (строения), цветные карточки или глина».

Альберт Эдельфельт «Портрет Великого князя Андрея Владимировича ребёнком»
Альберт Эдельфельт «Портрет Великого князя Андрея Владимировича ребёнком»

Симонович считала: «Дитя, вырастающее в одиночку, без товарищества, – несчастное дитя», и детские сады в первую очередь были призваны научить детей существованию в обществе как взрослых, которыми они окружены с самого рождения, так и сверстников, в которых у ребёнка часто бывает недостаток.

Более подробно ознакомиться с жизнью детских садов в дореволюционной России можно, полистав отсканированное издание 1907 года «Детский сад» Аделаиды Симонович. Это бесплатно: документ находится в свободном доступе в электронной библиотеке РГБ.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы читать необычные исследования и истории из жизни детского педагога по творчеству, иллюстратора и наблюдателя за миром ребёнка:

Заметки воспитателя: личный опыт
Мешает ли мамин инстаграм развитию ребёнка?
В защиту инфантилизма: непедагогично о зумерах и миллениалах
Материнство: розовые сопли или грязные подгузники?
Подборка фильмов о детях с особой судьбой
В темноте да не в обиде: бюджетный домашний квест для детей
Вас бесят чужие дети? А кого-то бесит ваше неумение вести дискуссию

Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland