Для кого-то это может стать открытием, но детские сады в нашей стране появились до того, как она стала называться Советским Союзом.
«На Западе это давно уже осуществлено... Там дитя из народа не остаётся целыми днями на улице или в тесных жилищах, напротив, оно пользуется светом, воздухом и уходом. У нас ещё это дело будущего», – пишет в 1907 году Аделаида Симонович, основательница системы детских садов в царской России.
Само название «Детский сад» первоначально относилось к журналу для матерей, гувернанток, педагогов, который Симонович выпускала в конце 60-х годов XIX века, «когда русская женщина впервые проснулась для интеллигентной жизни».
Итак, что же представлял собой детский сад прошлого?
Основные занятия
На первое место Симонович ставила вовсе не развивающие занятия, а подвижные игры: они «содействуют физическому развитию детей, дают пищу фантазии и подражанию [взрослой жизни] и приучают подчиняться в игре общим законам». А Фридрих Фрёбель, немецкий педагог-основатель детских садов как таковых (его биографию Симонович приводит в качестве предисловия к своей книге, составленной из выпусков журнала), утверждал, что игры служат «нравственной связью для детей».
Далее по списку идут такие занятия, как:
- строение (из кубиков, кирпичиков)
- выкладывание палочками
- рисование
- вырезывание
- выкалывание (как начальный вариант вышивания)
- плетение из лент
- складывание или сгибание бумажек
- работы из гороха (бывшего, похоже, в то время самым доступным природным материалом)
- работы из глины
- работы в саду
Внутренний распорядок дня
С утра, когда дети только собирались вместе, они свободно играли друг с другом – совсем как в наших современных детских садах. Затем воспитательница собирала их в строй, и начинались пение и «ходьба в такт то тихим, то скорым шагом» – аналог нынешней утренней зарядки.
После этого дети расходились по классам и принимались за «работы», перечисленные выше. Занятия различались в зависимости от времени года: зимой большую часть дня дети проводили в классах, весной и летом – в саду, осенью они собирали листья и плоды.
Окончив свои занятия, дети непременно сами убирали за собой рабочие места, а затем отправлялись в общую залу, где проходили подвижные игры или гимнастика.
«Необходимо, чтобы воспитательница понимала потребности детей и назначала игры, соответствующие тому или иному настроению духа. Если дети много работали сидя, полезно устроить игру с бегом, но к ней лучше перейти не вдруг, а сначала устроить медленную ходьбу, т.е. маршировку, или игры с постоянным одним движением в такт»
Во время приёма пищи дети сами ставили стулья вокруг стола – так было удобнее организовать процесс, а дети заодно приучались к самостоятельности. Завтраки было принято приносить с собой из дома.
Для «малюток», то есть для детей, не достигших трёхлетнего возраста, устраивались особые отделения, так как уже в то время было принято учитывать различие в потребностях старших и младших дошкольников. Отличались и занятия. Четыре основных вида работ для малышей были: «кубики или кольца для выкладывания (строения), цветные карточки или глина».
Симонович считала: «Дитя, вырастающее в одиночку, без товарищества, – несчастное дитя», и детские сады в первую очередь были призваны научить детей существованию в обществе как взрослых, которыми они окружены с самого рождения, так и сверстников, в которых у ребёнка часто бывает недостаток.
Более подробно ознакомиться с жизнью детских садов в дореволюционной России можно, полистав отсканированное издание 1907 года «Детский сад» Аделаиды Симонович. Это бесплатно: документ находится в свободном доступе в электронной библиотеке РГБ.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы читать необычные исследования и истории из жизни детского педагога по творчеству, иллюстратора и наблюдателя за миром ребёнка:
Заметки воспитателя: личный опыт
Мешает ли мамин инстаграм развитию ребёнка?
В защиту инфантилизма: непедагогично о зумерах и миллениалах
Материнство: розовые сопли или грязные подгузники?
Подборка фильмов о детях с особой судьбой
В темноте да не в обиде: бюджетный домашний квест для детей
Вас бесят чужие дети? А кого-то бесит ваше неумение вести дискуссию
Мой адрес в ТЕЛЕГРАМЕ > > > https://t.me/f_neverland