Найти в Дзене
Гаврилины сказы

Поончах ходит

..."Поонча́х" — в хакасской мифологии демон-душитель, крайне враждебно настроенный к людям и провоцирующий своих жертв совершать самоубийство путём повешения (wiki)...

Салбыкский курган. Мегалит тагарской культуры 7 век до н.э.. Фото 1954 г
Салбыкский курган. Мегалит тагарской культуры 7 век до н.э.. Фото 1954 г

Хакасия-самобытный регион с весьма своеобразной природой. Площадь этой республики составляет шестьдесят одну с половиной тысячу квадратных километров, что на 20 000 км больше Нидерландов при плотности населения, меньшей в разы. Около 2/3 площади республики занимает Саянский горный массив, остальная территория представляет собой глухую тайгу на севере, и холмистые степи в южной части. 

По меркам Сибири, Хакасия - настоящая мекка археолога. На степных просторах учёными найдено более 30 000 археологических памятников, в числе которых городища, могильники и древние курганы: начиная со времен палеолита, и заканчивая тюркской таштыкской археологической культурой. 

Материальная культура в погребении тагарской культуры. Фото из учебника археологии высшей школы.
Материальная культура в погребении тагарской культуры. Фото из учебника археологии высшей школы.

Впрочем, об археологии и грабителях курганов мы поговорим позднее. Сегодня предлагаю вам погрузиться в такие дебри человеческого сознания, которые корнями своими выходят из времени настолько древнего, что теперь трудно и представить.

Плодородные земли Хакасии в разные эпохи дали приют множеству культур, и в смешении монголов, кыргызов, тюрок, уйгуров и множества иных народов родились весьма причудливые верования.

Мир в архаичных представлениях некоторых стариков-хакасов делится на три части: небесный, средний и подземный. Подобный взгляд непосредственно пересекается с шаманскими верованиями Сибири, а косвенно - с понятиями об устройстве вселенной у саамов и обитателей крайнего севера. Во всех обозначенных мифологиях верхний мир представляет собой обитель добрых сил, серединный является местом жительства человека, а нижний - средоточием зловещих инфернальных эманаций. 

Погребальная маска царя. Таштыкская археологическая культура, 5 век н.э.
Погребальная маска царя. Таштыкская археологическая культура, 5 век н.э.

С добрыми духами всё понятно - они призваны оберегать очаг, или, как Кок Тенгри - освещать своими лучами подлунное царство, обеспечивая жизнь и процветание среднего мира. 

Злые сущности, напротив, строят козни и измышляют погибель человеческому роду. Главой демонов по праву признан Ирлик-хан, повелитель царства мёртвых. Именно он управляет и распоряжается нечистыми сущностями, которые по ночам выходят из древних тагарских курганов и сеют зло и невзгоды на степных просторах Хакасии.

Поончах ходит
Поончах ходит

Странные состояния, в которые впадают люди, как правило обусловлены определенными внешними факторами. Так, специфическое расстройство психики, связанное с полярной ночью, и известное как "мерячение", описывалось врачами 19 века следующим образом: "Больной воет, кричит, причитает, рассказывает небылицы, причем его ломает, сводит, бросает из угла в угол, пока, истощившись, он не уснет. В иные времена было распространено среди народов севера" - так описываются симптомы полярной лихорадки, заболеть которой может не только автохтон, но и приезжий русский, которому выпало жить в Заполярье на протяжении долгого времени.

В бескрайних степях Хакасии и саянских предгорьях знаменита другая мистическая история, так или иначе затрагивающая чорта-душителя. Старики рассказывают такую легенду: "У мужика умерла жена. Поминали, пили водку. И тут одна женщина увидела покойницу, которая пришла в старом плаще и с веревкой в руках. Покойница отдала эту веревку женщине и сказала: "Моему мужу Михаилу не говори о том, что я приходила". Сказала это и исчезла. Женщина подумала, что веревка предназначена для нее. Однако в скором времени вдовец повесился".

Другая история гласит: "Спал ночью мужик. Вдруг кто-то постучал, и мужик проснулся. Незнакомый голос говорит: "Пошли вешаться!". Мужик ответил, что ему сейчас некогда и поэтому он никуда не пойдет. Утром проснулся и увидел, что на дереве, которое росло на ближайшей горе, висит его сосед. Оказывается, что это ходил Поончах". 

Злой дух ожидает пьяниц или людей, злоупотребляющих спиртным. Он вкладывает им в руки веревку, и льстивыми увещеваниями, или напротив, рассказывая правду о несостоятельности дальнейшего существования индивида, заставляет того удавиться. 

Фото с сайта irk.ru
Фото с сайта irk.ru

Среди прочего, встречается и такая байка: Охотник возвращался с промысла. Ему повстречался незнакомый человек, внешность которого была "не такая". Он спросил у охотника: "Где живет такой-то человек?". Тот спросил у незнакомца: "А, зачем он тебе нужен?". Незнакомец ответил: "Я его долго ищу и не могу найти. Он мне нужен". Когда этот человек ушел, охотнику стало не по себе, он сильно испугался, и бегом помчался домой. Дома рассказал, что встретил страшного человека, который искал такого-то. Шестеро человек стали сторожить человека, которого искал незнакомец, чтобы с ним ничего не случилось. Но не усмотрели, этот человек повесился. "Поончах иди ниме алахтырып, одерчен полтыр"-к такому выводу пришли односельчане. В переводе на русский - "обманул Поончах, убил человека".

Из открытых источников
Из открытых источников

Кто же такой - этот дьявольский дух повешения? Поончах - аналог румынского вурдалака, человек, умерший насильственной смертью, грешник, который становится рабом Ирлик-хана, и вынужден творить сатанинские непотребства. Поончах способен принимать любые обличья, и подстраиваться под психологию жертвы, увещеваниями или угрозами принуждая несчастного к самоубийству путем повешения. Что характерно - злой дух, чувствуя сильного соперника в мире живых, предлагает совместно опорожнить ёмкость с выпивкой, после чего демону гораздо проще овладеть помыслами жертвы, и отправить человека в петлю, а дух его - прямиком к Ирлику, чтобы тот использовал несчастного в качестве раболепного пса.

Как бы там ни было, массовый психоз как очевидный случай помешательства, завязанный на местности обитания и особенностях психологии, известен во множестве. Рассказывали, что целые деревни вымирали в следствии действий злого духа. Однако, сдаётся мне - где водки много, или иных крепких напитков, там и Поончах ходит.

+++

Источник:

"Пятидесятники в Хакасии", Бурнаков Б. А. (история и археология)

+++

#крипи #городскиелегенды #интереснаяроссия #легенды #мистика #хакасия #история #зло #демоны