Найти тему
Head-Fi уголок Jonh-1

Миф про не балансное усиление

Оглавление

А НЕ баланс то может!

Но далеко не весь…

Рубрика: разбиваю собственные мифы.

В чем суть?

Так вышло, что ваш покорный слуга, будучи заядлым аудиофилом, никогда особо не лез в технические характеристики окружающих его компонентов.

Тоже самое касалось и усилителей для наушников. Ну было там написано много букафф, ну был в наличии балансный “монстр” основаный на схемах американских плат AMB Beta22 и AMB Sigma22.

-2

Затыкивал я его дырки самыми требовательными наушниками и жил не тужил… как вдруг, и как всегда неожиданно, в первую очередь для себя самого, все решил переиграть, опять…

И пошло у меня все по п… продаже.

Проходит время, чувствую что 4 сезон пора анонсировать. А возвращаться к истокам не хочется - замкнутый круг какой-то получается. Значит надо что-то менять. Это с одной стороны, а другой - и тратить то особого желания нет.

И тут появляется идея о получении связки из топовых или около топовых наушников, и к ним некий такой универсальный, а главное музыкальный Комбайн!

Если по наушникам вопросов особо не возникает, то вот подбор комбайна… Тут дилемма оказалась куда глубже, чем я ожидал, и лежала она в выборе достойного усиления!

И вот тут подходим к сути нашего вопроса, а заодно об одном из самых закоренелых мифов, засевший со времен ДХ в моей голове - Тугую изодинамику способен раскачать только мощный Балансный усилитель!

Но перед те как коснуться данной темы, позвольте…

Немного предыстории

Постоянные читатели уже в курсе, что мои поиски изначально начались с комбайнов, таких как Shanling M30 на батарейном питании:

-3

M30-0111920×1920 90.5 KB

и обновленной версии iFi PRO iDSD Signature

При чем в Signature по мнению довольно известного забугорного YouTube обзорщика Joshua Valour 1 даже обнаружилась довольно магическая синергия моих любимых HIFIMAN HE1000se от лампового выхода комбайна на наушники. Я был заинтригован.
Но то речь про одни из самых непритязательных к усилению изодинамов, ибо они буквально раскрывались с дырки в телефоне.

-4

И интрига быстро сошла на нет, когда меня поставили перед вопросом - а что ты будешь делать, если захочешь послушать LCD-5? А не дай Бог LCD-4, и упаси Господь, выйдет очередной супер топ, который будет в кассу, но при этом тугой аки Дьявол в Бездне? Тебе нужен мощный усилитель, а еще лучше Балансный!

Ну хорошо, подумал я - двигаемся дальше.

Немного цифр

Начинаю смотреть комбайны, но уже не компактного типоразмера, а такие как новоиспеченный Audio GD R-27HE

-5

или Flux Lab ATLAS

-6

Здесь характеристики для балансного выхода уже довольно серьезные, особенно у Audio GD R-27HE, так и вовсе впечатляющие:
15 Вт при 25Ω
10 Вт при 40Ω
4 Вт при 100Ω
1,32 Вт при 300Ω

А вот с Атласом не все так однозначно:
2,6 Вт при 32Ω
1,7 Вт при 50Ω
0,36 Вт при 300Ω

Для примера приехавший ко мне в гости, компактный усилитель Topping A90 выдает куда более серьезные характеристики на бумаге:
7,6 Вт при 16Ω
6,4 Вт при 32Ω
1 Вт при 300Ω
0,5 Вт при 600Ω

Вроде все очевидно? Ведь почти R-27HE? Но нет… И дело вот в чем.

В моем сценарии использования, Топпинг пытается растопить HIFIMAN HE1000:

-7

И честно скажу - получается это у него с большим натягом! Если до 60% громкости усиление идет более менее равномерное, то выше уже начинают проявляться достаточно серьезные искажения.
Ну и ушки то ему конечно попались не самые простые. Однако им далеко до следующих кандидатов на раскачку:
Abyss 1266. И вот история Бездны была поведана мне одним из владельцев Flux Lab ATLAS, в том числе и по части усиления.

И как оказалось - встроенный выход Атласа на наушники достаточно легко раскачивал Абиссы на любой громкости! Пытливый ум может спросить - может владельцу не с чем было сравнивать? Так нет, рядом на полке стояло само воплощение мощности - двух блочный Shoker v5.1:

-8

И чтобы не быть голословным, привожу прямую цитату (с разрешения автора):

“У Атласа три режима гейна: low/mid/high. Я все изодинамы слушал в режиме mid. Например LCD-2 качались на 9ч РГ, Abyss 1266 на 12ч, Snorry НМ-1 на 13ч. То есть запас по мощности вполне приличный. Сравнивал напрямую с Shoker v5.1, мощность примерно соответствует Атласу, а у Шокера заявлено 5Вт на 50 ом.”

И здесь я понял, что что-то упускаю… Ну не могут на столько разниться цифры, от реального опыта эксплуатации. Откуда диссонанс несоответствия бумажных характеристик с реальностью?

Поэтому стал разбираться дальше, и вслед за бумажными характеристиками мощности наконец нашел недостающие звенья.

Схематехника и реализация

ВНИМАНИЕ! Данная глава носит очень поверхностный технический очерк. Ввиду отсутствия необходимого образования и весьма ограниченного понимания ниже описанного, прошу учесть скудность моего изложения. Я лишь попытался донести свои мысли и опыт максимально простым языком с точки зрения аудио любителя, а не “технаря”.

-9

Итак, схемотехника и реализация. Два поистине волшебных параметра для тех, кто ищет не просто громкий усилитель, а тот, который сможет полностью КОНТРОЛИРОВАТЬ ваши тугие наушники для достижения максимально заложенного в них качества звучания!

Схемотехника
Я знаю пока только две основные схемы - одни основаны на
операционных усилителях, вторые имеют дискретное усиление на транзисторах.

Операционное усиление происходит за счет многократного перемножения исходного сигнала, что в итоге может привести к деградации и огрубению конечно результата для тугих в раскачке наушников. Звучание получается громким, но каким то плоским, с искривлением тонального баланса, или по другому выражаясь - вылезают разного рода искажения.
В подавляющем большинстве случаев использование операционных усилителей, это возможность за недорого получить большую выходную мощность.

Дискретное усиление в основе своей требует заметно бОльшего питания по току, поэтому в грамотной реализации сюда ставят уже полноценные тороидальные трансформаторы большой мощности. Данная реализация, (не зависимо - балансный или не балансный) при сравнимых или даже меньших технических характеристиках, чем у операционных, дают заметно лучший КОНТРОЛЬ наушников. Это приводит к тому, что фактически при любом уровне громкости, грамотно спроектированный дискретный усилитель даст лучшую глубину, объем и контроль по всему диапазону АЧХ! Вот это называется - раскрыть потенциал)

Реализация
О ней уже упоминал. Она должна быть качественной! Должны использоваться только оптимальные, подобранные и подогнанные по параметрам компоненты, только полноценный тороидальный трансформатор вместо импульсного БП и так далее.

И как по мне, имея все 3 основы: нужная схемотехника + грамотная реализация + необходимый оптимум по мощности, желательно с запасом = получаем максимум из своих любимых, но таких привередливых к усилению ушек)

Фух! Данная глава далась мне ой как не легко! Но все то была прелюдия, которую тем не менее я посчитал нужным расписать, в первую очередь для себя. Люблю возвращаться к своим текстам по прошествию времени… Но и надеюсь кому-либо мои скромные изыскания могут быть полезны в будущем.

К сути

-10

Что ж, с основами мы вроде разобрались. Имеем дискретный усилитель на транзисторах, мощное трансформаторное питание, толковую реализацию.

Настало время коснуться достаточно скользкой темы… Того закоренелого мифа, который твердит нам, что помимо вышеописанных основ, для раскрытия тугих изодинамический наушников нужна исключительно Балансная реализация усилителя. Не важно какого. Важно что это должен быть именно Баланс! Иное не раскроет! И точка!

Ну что я могу сказать… Это не так))

-11

Но сразу уточню - только при условии, что мы имеем 3 вышеописанные основы!

Теперь я готов предоставить на ваш суд свой личный опыт, и он связан с моей бывшей Балансной Beta22.

За все время владением Беты успел сменить 4 пары наушников: Audio-Technica ATH-AD1000, Abyss AB-1266 Phi СС, HIFIMAN HE1000 SE и HIFIMAN Susvara.

Помимо вышеперечисленных, за моим столом так или иначе побывало с не один десяток наушников. Самые запоминающиеся думаю были наушники от Snorry: NM-1 и в то время ещё предсерийные Trion. Все вариации ЭДО от @Fox37, а также LCD-3 и 4.

И как вы помните, у моей Beta22 на мордочке зияли 2 выхода на наушники - 4pin XLR и jack 6,3mm:

-12

В моменте, когда у меня были комплектные кабели с обоими разъёмами, я временами баловался, подключая то на XLR, то на jack, чтобы понять, есть ли разница. И основная разница была в мощности. При подключению на jack, регулятор громкости приходилось выкручивать на 2,5 часа, что составляло около 25% от общей мощности усиления.

Далее интереснее.

По звуку разница была на уровне нюансов.
При
балансном подключении звучание приобретало чуть более аудиофильский налет. НЧ чуть более артикулированны, на ВЧ чуть больше россыпи, далее чуть светлее и тоньше.

При не балансном подключении звучание было немного более меломанским. Чуть темнее, басы немножко помягче, верха шелковистее и так далее.

Повторюсь - все на уровне нюансов.

При этом все остальное без изменений. Контроль отличный, что там, что там. Больше скажу, при небалансном подключении Susvara работала практически на пределе ориентировочно на 14 часах РГ. Учитывая, что РГ заканчивал свой ход на 17 часах, так что было еще 3 часа про запас.

Но!

Так выходило, что пока я не находил себе добротный кабель на XLR, после месяца эксплуатации каждого из вышеперечисленных в собственности наушников, я предпочитал слушать их от 6,3 мм Джека… Его чуть более меломанская подача заходила мне больше! Особенно на Abyss и HE1000SE. При этом какого то недокача, или деградации в усилении за все время я ни разу не услышал.

-13

К чему такие подробности?

А к тому, что до недавнего времени я и не подозревал, что все это время я спокойно и с большим предпочтением пользовался НЕ балансной Бетой!

Не, ну я не дурак, и был в курсе, что при подключении к jack 6,3mm, половина плат усиления просто не участвуют. Но почему то данный факт я никак не коррелировал с тем, что Бета при этом становится полностью НЕ балансной. Все же почему то думал, что балансная реализация сильно отличается по уровню звука от ее “урезанного” брата.

Ведь неоднократно слышал истории, на сколько сильно по звуку отличаются Балансные усилители от Не балансных, не в пользу последних.

А тут - разницы нет, ну она лишь в вышеописанных нюансах, которые можно сравнить например, как от смены медного USB на хороший серебряный, чтоб вы понимали.

И когда я узнал от Василя (мастера), что по звучанию, отдельно собранная не балансная Бета22 никак не будет отличаться по звуку от того, что я слышал от моего двух блочного монстра с Джека 6,3мм - я был шокирован!

Напоследок опять добавлю немного цифр.

-14

Балансная Beta22 имеет в своем багаже следующие технические характеристики:
3 Вт при 300Ω
15 Вт при 50Ω
22,4 Вт при 32Ω
72 Вт при 8Ω

При этом НЕ балансная Beta22 имеет на бумаге в 4 раза более скромные параметры:
0,75 Вт при 300Ω
3,75 Вт при 50Ω
5,6 Вт при 32Ω
18 Вт при 8Ω

Но по факту, в реальном использовании НЕ баланс теряет в мощности не в 4, а лишь на 25%.

Вот вам и цифры…

Вывод

А он прост - зачем переплачивать, если обычная Beta22, в реализации от мастера Василя по звуку нравится мне больше, качает все самые тугие наушники, что у меня были, и при этом будет заметно компактнее???

И как вы поняли - да, я вновь смотрю на Бету! В более компактном исполнении, с проводкой из меломанской меди - она может показать себя совсем с другой стороны)

Приношу извинения за столь длинный оффтоп! Уверен, что многим из вас я Америку не открыл! Вы все это знали и до меня)
Но вот так получилось, что именно ваш покорный слуга уже будучи на 4 круге своих бесконечных марафонов решил покопаться поглубже в данном вопросе.

И как писал выше - этот опус скорее написал для себя. Дабы запечатлеть свой собственный опыт, ну и поделиться им с вами)