Параллельно с событиями в Нагорном Дагестане активизировались военные действия и в равнинной части Чечни. К середине осени подразделения правительственных войск сконцентрировались у намеченных мест сбора. Одним из них, как и в прошлые экспедиции стала крепость Грозная, куда и подошли все роты куринцев, расквартированные в казачьих станицах на левом берегу Терека. Командование отдельной колонной принял командир Куринского полка полковник Р.К.Фрейтаг, который, согласно общему плану направился через ближайшее селение Алды, пока еще одна колонна правительственных войск продвигалась к резиденции наиба Ахверды-Магомы – селению Гехи. После быстрого перехода егеря под командованием полковника Ф.К.Фрейтага, уже 17 октября участвовали в ожесточенном сражении в Гойтинском лесу, в котором собрались значительные силы чеченцев.
Куринцам путь пришлось прокладывать штыками и на следующий день колонна соединилась с основными частями "Чеченского отряда" под командованием генерала П.Х.Граббе. Выход правительственных войск в очередную экспедицию привлек внимание ближайших наибов, которые согласно твердым инструкциям, данным имамом Шамилем, вплотную придвинули свои партии к месту предстоящих действий. Чеченцы систематически вступали в перестрелки с боковыми цепями на дороге к селению Алды и всячески беспокоили временный бивак на реке Гойта 19 октября. На следующий день начались вооруженные столкновения при фуражировке лошадей "Чеченского отряда" на ближайших выпасах, а также "при истреблении жизненных припасов неприятеля" на реке Гойта специально выделенными подразделениями.
Чеченцы настолько были обескуражены быстрыми перемещениями отдельных частей и потерей имущества, что 21 октября практически не беспокоили расположение "Чеченского отряда". Однако при занятии ближайших алдинских и гойтинских лесных хуторов, ружейные перестрелки в густых зарослях возобновились 22 и 23 октября, зачастую переходящие в рукопашные поединки с подошедшими партиями наиба Ахверды-Магомы. При этом отличились подразделения под командованием подполковника Д.В.Пассек, капитана Н.С.Кишинского и др.
Завершив уничтожение враждебных поселений и запасов при них сена на реке Гойта, генерал П.Х.Граббе 24 октября направился к селению Большой Чечень, а на следующий день к селению Белтухай, практически не встречая сопротивления горцев. При приближении к селению Шали, 26 октября интенсивные перестрелки возобновились, особенно при поиске с помощью хорошо знающих местность проводников отдельных поселений, разбросанных по окрестным лесам. Предав огню дома горцев с оставленными запасами сена, экспедиционные части направились к основной цели рейда по Большой Чечне. Расчет военного командования сводился к тому, что благодаря засушливой погоде неоднократно вспыхивали пожары, уничтожившие значительные посевы зерновых. Командующий войсками на Кавказской линии и Черномории пытался использовать это обстоятельство для дальнейшего уменьшения жизненных припасов чеченцев. Он рассчитывал, что, оставшись без продовольствия на зимний период, чеченцы будут вынуждены для пропитания своих семей возобновить торговые связи. В следствии чего, какая-то часть их покинет пределы имамата и вернется на равнинные земли, но надеждам военной администрации не суждено было сбыться.
В окрестностях селений Гельдыген и Автуры были собраны большие запасы хлеба и проса, куда 27 октября и устремились передовые казачьи сотни. Произошло несколько жарких перестрелок с партиями горцев, которые методично рассеивались в соседних лесах, как только открывался артиллерийский огонь. Однако горцы всякий раз возвращались, возобновляя частые перестрелки и всячески препятствовали продвижению пехотных батальонов. Преодолевая отчаянное сопротивление чеченцев, экспедиционные подразделения приступили к истреблению складированного продовольствия, осматривая ближайшие окрестности. Егерям Куринского полка под командованием полковника Р.К.Фрейтага пришлось выдержать напряженный бой во время движения к селению Бата-Юрт и к ближайшим хуторам. Выполнив основную цель экспедиции, генерал П.Х.Граббе приказал правительственным войскам, которые еще несколько часов преследовали партии горцев, возвращаться на равнину. Прибыв в укрепление Герзель-Аул он посчитал, что цель двухнедельного выхода по не мирным селениям достигнута и 1 ноября 1841 г. распустил подразделения "Чеченского отряда" по местам постоянной дислокации.
Надежды на возвращения чеченцев из пределов теократического имамата не оправдались. Лишившись части продовольственных запасов на зиму, они лишь еще больше ожесточились и с большим желанием откликались на призывы наибов Ахверды-Магомы и Шуаиб-муллы совершить набег на левый берег Терека. Вместе с тем, экспедиция предпринятая генералом П.Х.Граббе по чеченским селением, на некоторое время отложила вторжение партий имама Шамиля в Аварию. Часть чеченской конницы срочно возвратилась на защиту собственных жилищ и продовольствия, но во многом преуспеть не смогла. Выйдя на равнину, командующий войсками на Кавказской линии и Черномории, вопреки мнению своего прямого руководителя генерала Е.А.Головина, направил несколько пехотных батальонов с артиллерией в Нагорный Дагестан. Прибывшие вовремя подкрепления правительственных войск, позволили генералу барону Ф.К.Клюки-фон-Клугенау организовать сопротивление и на какое-то время приостановить наступательный порыв многочисленных партий мюридов. После некоторой паузы имам Шамиль все же отдал распоряжение приступить к дальнейшему продвижению в Нагорном Дагестане. Однако время было потеряно, российская администрация успела перегруппировать отдельные части и через несколько дней операция по подчинению Аварии, ввиду наступающей зимы была отложена до следующего года.
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.