Евгений Останькович
«ХОЗЯИН»
Нет, это был не тот медведь, о котором столько сейчас говорят в альпинистском лагере. Тот просто попал в лагерь на воспитание. И воспитался до того, что стал беспринципным плутом. За конфету он мог часами танцевать или бороться. За кусок сахара Федька мог забраться в душевую и до смерти напугать девчат.
Нет, это был другой медведь. Его звали хозяином. Он жил высоко над лагерем, где-то у скал «Семенов-баши», .откуда открывался широкий кругозор на все его владения...
Каждый день он спускался в ущелье и наводил там свой порядок. Он, как всякий настоящий хозяин, понимал, что порядок в лагере начинается с кухни. В одно и тоже время, утром, в полдень и вечером, раздавался под окнами мясного цеха его рев.
Шеф-повар дядя Миша прекращал работу и командовал кухонным:
- Девочки! Мой. тезка пришел!
Медведю выносили ведро помоев.
Случилось так, что дяде Мише пришлось однажды спуститься по семейным делам в долину.
Медведь пришел в положенное время. Сел на свое привычное место и подал голос. Сейчас должна открыться дверь и какая-нибудь девчонка, шмыгая носом то ли от страха, то ли от смеха, вынесет медвежий завтрак. Но дверь не открывалась. Медведь подал голос еще. Безрезультатно. Терпение кончилось.
...Через несколько минут альпинисты были встревожены непривычным шумом, звоном и грохотом, что раздавался у кухни. Когда прибежали на кухонный двор, уже было поздно. Разбитая бочка, примятые в лепешку кастрюли, разбросанные дрова, лопаты, веники. Виновник был далеко. Он уже взбирался к первым скалам, что нависали высоко над лагерем.
Вечером собрался совет. Одни предлагали застрелить медведя. Большинство - просто напугать. Только шеф-повар, который только что вернулся в лагерь, возражал:
- Виноваты мы сами. Хозяина обидели. Я уехал, а девчатам - лень. А ведь сами приучили. Я предлагаю извиниться.
- Как это - извиниться?
- Очень просто. Накормить его получше.
* * *
На следующий день обиженный медведь в лагерь не пошел. Лакомился брусникой. И все же голод - не тетка! Медведь не верил уже людям, но на следующее утро, сам не зная как, оказался у кухни. Рявкнул он совсем тихо; просто так, на всякий случай. Но дверь кухни отворилась и вышел сам шеф-повар. Он нес большой ящик. Ящик был тяжелый и аппетитно пах. Шеф-повар поставил ящик на пригорок и что-то долго говорил. Вероятно, просил прощения. Медведь так и понял.
...Потом «хозяин» поел, отошел и сладко зевнул. На душе было спокойно. Люди, видимо, его испугались, и порядок был восстановлен. Но тут медведь заметил, что ящик, в котором принесли еду, лежит перевернутый под бугром. Наверное, он, уходя, неосторожно зацепил его за край и тот скатился вниз. Медведь стал на задние лапы, поднял ящик и осторожно поставил на место. Потом осмотрелся: не увидел ли кто его оплошности? Ведь хозяин должен показывать пример людям - как быть аккуратным.
Домбай - Пятигорск 1967 - 1998 г.г. Е Останькович
Ò Ó