Найти тему

Жир нерпы, квашеная рыба, стебли иван-чая. Что едят народы тайги Дальнего Востока.

Оглавление

На территории региона живут оленеводческие народы: коряки, эвены, эвенки, ороки. Но больше здесь едят не оленину, а рыбу— морскую и проходную, то есть поднимающуюся из моря по рекам для нереста. Кормит людей Амур и его притоки. На его берегах обитают нанайцы, ульчи, нивхи, негидальцы, орочи. Кормит рыболовство и народы Сахалина, Камчатки— ительменов, коряков, камчадалов.

Что едят народы таежной зоны Дальнего Востока (южнее Чукотки)

В пищу на Дальнем Востоке рыба употребляется во всех возможных вида— квашеной, вяленой, вареной. Очень распространены рецепты рыбных блюд с ягодами, например толкуша и юкола.

ЮКОЛА (вяленая рыба)
Взять свежую рыбу, промыть, выпотрошить, почистить. Сделать надрез на спине попозвоночнику, разделив на две части, соединенные у хвоста. Вынуть кости и позвоночник, отделить голову. Сделать на тушке поперечные надрезы и повесить сушиться мясом наружу. Употребляется самостоятельно и в составе других блюд.
ЮКОЛА. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ЮКОЛА. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

ТОЛКУША
Сварить рыбу, растолочь ее с мякотью из стеблей иван-чая и сушеной икрой до однородной массы. Продолжая толочь, добавить жир нерпы. Перед подачей добавить ягоды шикши  или другие.
ЯГОДА ШИКША. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.
ЯГОДА ШИКША. ФОТО ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ.

На Дальнем Востоке России, и на Северо-Западном побережье Тихого океана, в Северной Америке, имеют сходство. Очень продуктивное рыболовство дает достаточно ресурсов для оседлого образа жизни (рыболовы строят постоянные деревянные жилища), но проходная рыба— ресурс менее надежный, чем одомашненные растения и скот, и промысловики зависимы от «милостей природы». Аборигенам важно поддерживать связи с другими людьми, животными, природными силами, духами — хозяевами мест, ведь в их представлении от них зависит доступность пищи.

И еда как раз играет большую роль в налаживании таких связей. Праздничное ритуальное блюдо нивхов называется мос (или мось),— студень из рыбьей кожи. Это блюдо преподносилось реке во время путины — это священный дар хозяину моря, который слал ответный дар— рыбу. Мосом кормили духов, при вселении в новый дом, это блюдо оставляли покойникам, им же кормили медведя на медвежьем празднике.

Медвежий праздник— обычай ряда таежных народов Евразии: от саамов на западе до нивхов и айнов на востоке.

МОС
Снять с юколы (см. выше) шкуры, замочить на ночь в воде. Соскрести со шкур жир, чешую, срезать неровные края. Очистки не выбрасывать. Воду, в которой замачивались шкуры, вскипятить и ненадолго туда снова забросить шкуры. После недолгой варки вынуть их и растолочь до желеобразной консистенции, добавить ягоды (шикши, брусники, голубики). По желанию добавить тюлений жир и кусочки юколы. Очистки и воду отдать белой (священной) собаке.

Ритуал медвежьего праздника.

ХОЗЯИН МЕДВЕЖЬЕГО ПРАЗДНИКА . фото из открытых источников
ХОЗЯИН МЕДВЕЖЬЕГО ПРАЗДНИКА . фото из открытых источников

Медведя несколько лет выращивают в поселке, где живут представители одной патрилинейной родственной группы (то есть счет родства ведется по отцовской линии). Они по очереди кормят медведя, который считается их родственником. Гостями на медвежий праздник приглашаются свойственники (например, зятья), которые берут с собой своих свойственников. Гостей с почетом встречают и основательно угощают. Хозяева («родичи») кормят хищника в последний раз, после его убивает кто-то из гостей, человек, не состоящий в прямом родстве с медведем. С животного снимают шкуру, мясо разделывают. Оно варится в котле— едят его только гости, тогда же проходит ритуал кормления головы медведя. В последний день праздника забивают несколько собак (также предварительно хорошо их накормив), и медведь в их сопровождении, груженный подарками, отправляется кдуху-хозяину тайги и гор — Пал-ызну (так устанавливается связь и с ним).

Весь мир в представлении человека традиционной культуры пронизан социальными отношениями между людьми, животными, духами. Это своего рода двусторонний договор с обязательствами. Солнце обязуется давать людям свет и тепло; море или «хозяин» моря— рыбу; тайга— зверя, ягоды, орехи. Социальные связи нужно поддерживать, и обряд угощения с обменом подарками играет не последнюю роль.