Найти тему
дмироок дмироок

Воспоминания о детском саде позднего советского времени

В 1970-е и в 1980-е годы подавляющее большинство детей до поступления в первый класс школы посещали детский сад, так что вспомним, как и что там тогда было.

Архитектура здания

В поздние советские десятилетия много строилось двухэтажных детских садов в своём плане представляющие букву "Н", где в "ножках", находились, да и сейчас находятся, помещения для групп, в каждой "ножке" по восемь, по четыре на каждом этаже, т. е. всего шестнадцать, а в "перекладине" размещаются: актовый зал, медицинский кабинет, кухня, а так же хозяйственные и административные помещения.

Детский сад, построенный буквой "Н" имел и имеет два входа для детей и родителей, которые расположены по середине "ножек", оно же в противоположных торцах "перекладины". За дверьми каждого входа для детей и родителей сначала находится небольшой тамбур, из него идёт выход на две лестницы, на площадках первого и второго этажа каждой лестницы располагались и расположены входы в группы, по два на каждой площадке.

Помещения для групп

Войдя с лестницы в группу, сначала оказывались в таком коридоре, где вдоль стен стояли скамеечки и шкафчики, в которые вешалась верхняя одежда и ставилась уличная обувь, у каждого ребёнка был свой персональный шкафчик, а что бы каждый ребёнок быстро находил свой шкафчик, на дверцы шкафчиков клеились разные картинки.

хоть шкафчики немного другие, но в общем то соответствует тому, что было у нас, только на двери, ведущей на лестницу наверху было окно, какую роль оно играла в детсадовской жизни написано ниже, источник: https://13270.maam.ru/
хоть шкафчики немного другие, но в общем то соответствует тому, что было у нас, только на двери, ведущей на лестницу наверху было окно, какую роль оно играла в детсадовской жизни написано ниже, источник: https://13270.maam.ru/

Придя в садик и сняв уличную одежду и обувь и оставив её в своём шкафчике, далее из коридора ребёнок входил в собственно помещение группы, представляющей из себя довольно просторную комнату. В стене комнаты, где у угла была дверь из коридора, у противоположного угла у окна была ещё одна дверь в умывальню и в туалет, между дверьми, вдоль стены, стояли большие шкафы, где хранились раскладушки и постельное бельё для "тихого часа", а так же небольшой столик и стул, где сидела помощник воспитателя, которая тогда называлась просто нянечкой. Стол и стул самой воспитательницы, которую теперь полагается называть в мужском роде-воспитатель, стоял перед шкафами.

Рядом со столом воспитательницы стояло несколько маленьких столиков и стульчиков для ребят. Столики имели универсальное значение, за ними и кушали, и играли, и рисовали, и проводили тематические занятия. Далее располагалось свободное пространство, куда во время тихого часа ставились раскладушки. На стене, ведущей от двери в коридор, вдоль столиков и пространства для раскладушек, висели разные картинки, как помнится на тему сказок и природы в разное время года, у этой же стены стояли шкафы, где хранились пособия для тематических занятий, и ещё два игровых столика, а на противоположной стене, идущей от двери в туалет, были окна, у части которых, в той части комнаты, где находились универсальные столики, стояли небольшие шкафчики с игрушками и книжками. Окна так же были в стене в конце комнаты, напротив шкафов с раскладушками и бельём и дверей в коридор и в туалет. В углу, где сходились две стены с окнами стоял аквариум с рыбками и цветы в горшках, а в некоторых группах бывал так же и аквариум с хомячками, содержание которых, по санитарным маразматическим правилам, сейчас в детских садах недопустимо, в другом углу, где одна стена с окнами сходилась со стеной с картинками, лежал коврик, на котором стоял, построенный из больших кубиков "замок", высотой в рост 5-6 летних детей и стояла тумбочка с некоторыми игрушками и если игрушки в общем то, во время свободного времени, можно было брать свободно, главное потом на место класть, то прикасаться к "замку", особенно когда ожидались всякие проверки, воспитательницы не приветствовали, поскольку его цель была создавать антураж порядка и гармонии в группе для проверяющих, а если бы дети его стали бы разрушать и неправильно перестраивать, то антураж мог бы быть нарушен.

помещения для группы в современном детском саду, в общих чертах соответствует помещению, которое было у нас, столики стоят на тех же самых местах, кто читал текст легко поймёт, где ставились раскладушки, был аквариум и "замок" из больших кубиков, из открытых источников
помещения для группы в современном детском саду, в общих чертах соответствует помещению, которое было у нас, столики стоят на тех же самых местах, кто читал текст легко поймёт, где ставились раскладушки, был аквариум и "замок" из больших кубиков, из открытых источников

За дверью в туалет сначала была умывальня с раковинами, а потом помещения с тремя унитазами, понятно совкового типа, без кабинок с дверьми, только с перегородками и даже без деления на для мальчиков и для девочек.

Общий распорядок дня

Приходили в детский сад 7:00-7:30 и почти сразу садились завтракать, После завтрака немного свободного времени, потом тематические занятия, после занятий прогулка в садиковском дворе, после прогулки обед, после которого тихий час, после тихого часа полдник, далее в какие то дни свободное время, в какие то снова тематические занятия, под конец снова прогулка, с которой обычно родители забирали детей.

Одежда в детский сад

Форма на подобии школьной в детском саду не существовала, но требовалось соблюдать определённый дресс-код, так мальчики должны были находиться в помещениях детского сада обязательно в шортах, а девочки в коротких платьях или юбках, при том, как мальчикам так и девочкам колготки разрешали надевать только в самые сильные морозы, а так всегда должны были быть носки или гольфы, тех кто приходил в колготках очень ругали, но а в каких-нибудь длинных штанах прийти было просто немыслимо.

На праздники, торжественные мероприятия и фотографирования мальчики надевали белые, конечно могли быть и другие светлые, но лучше считалось, что если всё же белые, рубашки и, как правило, чёрные или синие шорты, а девочки могли в общем надеть любое платье или юбку с какой-нибудь блузкой, но более нарядные, чем те, которые надевали в непраздничные и в непарадные дни, и обязательно все: и мальчики и девочки в парадные дни надевали белые гольфы, могли быть и белые носки, но гольфам отдавалось предпочтение.

Питание

В детских садах было трехразовое питание: завтрак, обед и полдник. За один стол обычно садилось по шесть ребят: два с одной стороны, два с другой и по одному с торцов.

На завтрак обычно давали какую-нибудь кашу или салат из тушенных овощей или творожную запеканку, так же, в качестве дополнения, могли дать салат из квашенной капусты или кусок сыра, но а пить: молоко или чай. Из подаваемого на завтрак, лучше всего съедалась квашенная капуста и выпивался чай, со всем остальным было хуже, так каша часто была с комками или очень жидкая, что не всем проходило в горло, а на молоке часто образовывалась тошнотворная плёнка.

На обед, сначала давали суп и как помнится, за исключением молочного, все супы были более-менее съедобные. На второе давали котлеты с картофельным пюре или овощным салатом, так же могли дать "ёжиков"-такие круглые изделия из рубленного мяса и риса или ленивые голубцы. "Ёжики" и голубцы обычно любили все, котлеты тоже более-менее съедались, а вот картофельное пюре и овощной салат часто оставались, но а особенно часто, второе оставалось тогда, когда почему то для обеда не предоставлялись тарелки для второго и поэтому второе плюхалось в тарелки для первого, в том числе в недоеденный суп. Пить же в обед давали: компот, чай с молоком или без и кисель, если компот и чай, даже бывало с молоком, хорошо выпивались, то кисель с его пленкой на поверхности, часто оставался.

завтрак или обед в советском детском саду, источник: https://saymama.ru/seledky-v-detskom-sady-my-ne-eli/
завтрак или обед в советском детском саду, источник: https://saymama.ru/seledky-v-detskom-sady-my-ne-eli/

Полдник происходил сразу после подъёма, по окончанию тихого часа, могли подаваться: творожная запеканка или омлет или салат из свежих овощей: редиски, редьки, а пить чай или компот, как помнится полдник был самым востребованным, в отличии от завтрака и обеда недоеденного после него оставалось меньше всего.

Тематические занятия

Многими детский сад воспринимается, как некая камера хранения, куда родители сдают детей на временное хранение, пока сами родители на работе, но в полное название детских садов входят слова "дошкольное образовательное учреждение", а раз "образовательное", хоть и "дошкольное", то следовательно там дети должны не только, в целостности и сохранности, сохраняться, но и получать какие то знания и навыки и поэтому воспитательницы проводит с детьми тематические занятия.

В советских детских садах(да и сейчас тоже) тематические занятия делились на две категории:

1)Занятия в помещении группы.

2)Занятия в актовом зале.

Занятия в группе проходили следующим образом: ребята садились за столы, а воспитательница на крючки, которые были на дверях шкафов, где хранились раскладушки и бельё развешивала плакаты на самые разные темы, это могло быть природа в разные времена года, животные, иллюстрации к сказкам и к произведениям детской литературы, разные житейские ситуации: по соблюдению правил при переходе дороги, покупки в магазинах и т. д., конечно тогда не обходилось без идеологической составляющей, так в детских садах обязательно проходили тематические занятия по темам: "Ленин", "партия", "революция".

Развесив плакаты, воспитательница рассказывала об изображенном на них, спрашивала ребят, что кто об этом ещё, что то знает, обсуждала с ними изображённое на плакатах, так, например, если плакаты были посвящены правилам поведения на улице, то обсуждали почему нельзя переходить улицу на красный свет светофора или ходить по проезжей части, так же помню плакаты следующего содержания: мальчик разбил чашку и свалил-это на собачку и мама выгнала собачку на улицу на мороз и вот обсуждали моральные качества-этого мальчика, но вот почему то при этом моральные качества мамы, которая из за дешевой чашки столь по садистски поступила с собачкой не обсуждали.

Проводились так же занятия по рисованию и лепки из пластилина, часто они являлись продолжением занятий по просмотру и обсуждению плакатов, так как там ребята рисовали и лепили, то о чем говорилось на тех занятиях. Помню, что после обсуждения "Сказки про храброго зайца" Д.Н.Мамина-Сибиряка лепили из пластилина сцены из этой сказки, где на пеньке в центре выступает тот самый заяц, вокруг собрались другие зайцы, которые его слушают, а в стороне за кустом притаился волк. Так же помню, как после обсуждения темы о том, как Ленин делал революцию рисовали картинки по этой теме, кто то рисовал крейсер "Аврору", кто то штурм Зимнего, а один мальчик взялся рисовать самого Владимира Ильича, что у него получилось мне увидеть не удалось, поэтому не знаю, насколько похожим у него получился вождь мирового пролетариата, а так же не получился ли он у него карикатурным, что тогда могло иметь чреватые последствия. Ещё как то раз сказали принести из дома спичечные коробки и хоть просили принести без спичек, тем не менее одному мальчику папа не дал, и из этих коробков клеили автобусы, т. е. сначала из восьми коробков склеивали такой кирпичик, его обклеивали бумагой разных цветов, я обклеил жёлтой под цвет распространённых тогда "Икарусов", а на жёлтую бумагу клеили квадратики из синей бумаги, имитирующие окна, а вот колёса, фары и решетку радиатора уже рисовали, снизу так же из чёрной бумаги приклеивали трансмиссию.

Занятия в актовом зале совместно с воспитательницей группы вела ещё одна тётя, уж не знаю, как она правильно по должности называлась, но мы её называли музыкальный воспитатель(именно воспитатель, а не воспитательница).

Занятия в зале делились на спортивные и музыкальные. Для спортивных занятий ребята переодевались в спортивную форму: футболки и спортивные шорты, а на ноги обували чешки-такие мягкие тапочки и далее делали разные упражнения, бегали на перегонки по залу, прыгали через препятствия, построенных из скамеек, играли в мяч.

На музыкальных занятиях, под музыку, которую тётя-музыкальный воспитатель играла на пианино, стоящий тут же в зале, разучивали разные танцы и песни, часто музыкальные занятия были одновременно и репетициями к разным праздникам, о чём чуть ниже.

Прогулки

Гулять в детском саду ходили в первый раз перед обедом, наша группа находилась на втором этаже, так что, в коридоре группы, все у своих шкафчиках одевались и по лестнице, за воспитательницей, спускались вниз, но как уже писал рядом была ещё одна лестница и некоторые мальчишки проскальзывали на неё и спускались там одни, что конечно воспитательницей не приветствовалось.

Само гуляние проходило на территории вокруг здания детского сада, окружённого заборам, в те времена, из за отсутствие педоистерии, низкого, на той территории у каждой группы была своя площадка для гуляния. Площадку окружали кусты, в которых иногда играли в прятки и я, как помню, там несколько раз находил непонятно откуда взявшиеся пружины от диванов, но мне тогда казалось, что эти пружины от передних рессор машин. На самой площадке были: скамейка, на неё всегда усаживалась воспитательница, качели-в виде подвешенной на цепях скамейки, на них всегда сидела целая компания, а кто то сзади её раскачивал, песочница, в которую периодически все лезли и пачкались, железная горка в виде ракеты, но не помню, что бы ею как то активно пользовались, качалка в виде петушка, им, как только оказывались на площадке все пытались сразу овладеть, но особых конфликтов, по поводу, что кто то овладел, а кто то нет не помню, первый овладевший, покачавшись на нём некоторое время, слезал и его место занимал следующий, кто в данный момент оказывался ближе всех, лишь когда кто то слишком долго качался к нему подходили и говорили: "Брысь!" Был на площадке и ещё один "петушок": два железных столбика с перекладинами, а на верху три кольца, тогда он казался очень высоким, все очень любили залезать на него и сидеть в кольцах.

Игрушки на гуляние брали только в младшей и средней группах, воспитательница складывала их мешок и выносила, а потом каждому раздавала, а после гуляния собирала. В старшей и подготовительных группах обходились для игр "петушками" и качелями на площадке. Но а так играли, как уже написано в прятки, в кустах вокруг площадки, и в "войнушку", которая заключалась в беганье друг за другом с деланьем вида, что стреляешь.

Из интересных случаев во время гуляния помню, как поймали божью коровку и потому что у неё было две точки, решили, что ей два годика.

источник: https://pastvu.com/p/214802
источник: https://pastvu.com/p/214802

За пределы территории сада гулять выводи не так часто, помню, как зимой ходили на замершую речку кататься с горки или как как то пришли на полянку на незастроенной территории, хотели там побегать, а воспитательница не разрешила, потому что была ранняя весна и там было грязно.

Второй раз шли гулять уже в конце дня, но тут уже особой активности не проявляли, так как ожидали родителей, которые большинство детей с этого гуляния и забирали, лишь немногих, чьи родители задержались, отводили обратно в группу и они уже дожидались там.

Но а после окончания первого гуляния, шли обедать, а потом наступал "тихий час".

Тихий час

Как уже упомянул в "тихий час" "спали" на раскладушках, которые вместе с постельным бельём хранились в специальном шкафу. После обеда нянечка открывала шкаф, все к ней подходили и она каждому выдавала раскладушку и каждый нес раскладушку на свободное пространство комнаты и ставил там. Когда все раскладушки были поставлены, все снова шли к нянечке за бельём, комплект которого составляли: матрас, подушка, простыня и одеяло, в шкафу все это хранилось скатанным рулоном, вот нянечка каждому такой рулон и выдавала и каждый нёс его на свою раскладушку и там раскладывал.

Раскладушки ставились в два ряда, вдоль стены и вдоль окон, головами к проходу между рядами, ряд вдоль окон считался лучшим рядом, чем вдоль стены, а лучшим местом, было место у аквариума, который как уже говорилось стоял в углу, где сходилось две стены с окнами, худшим же местом считалось-место у стены, которое ближе всех к двери в коридор. При расстановке раскладушек, каждый хорошо знал, в какой ряд и за кем следует поставить свою раскладушку, каждую неделю ряды менялись местами и продвигались на одну раскладушку ближе к боковым окнам комнаты, у которых стояли: аквариум и "замок" из кубиков, а те у кого раскладушки стояли у аквариума и "замка" перебирались в начало и таким образом у того у кого в прошедшую неделю было самое лучшее место, в новую оказывался на самом худшем.

комната совсем не такая, как у нас была, но раскладушки похожи, из открытых источников
комната совсем не такая, как у нас была, но раскладушки похожи, из открытых источников

Расставив раскладушки и постелив бельё, ребята раздевались и оставляли одежду на стульчиках, которые стояли у окон, рядом со шкафами с игрушками и укладывались "спать". "Спать" положено было не заворачиваясь в одеяло, на спине или на боку, впрочем не помню, что бы кто то по настоящему спал. Нянечка в это время обычно куда то уходила, а воспитательница садилась за стол и что то писала, а все ждали, когда она выйдет. Когда она выходила, уж не знаю имела ли она тогда право детей вот так без присмотра оставлять, все сразу вскакивали с раскладушек и начинались разговоры. Дверь же в коридор всегда была открыта, а дверь из коридора на лестницу имело наверху окно и как только там показывалась голова воспитательницы, то ряд у стены, который её видел, тут же, как по команде воздушной тревоги, ложился, а ряд у окна, который её не мог видеть, но догадывался, потому что ложился ряд у стены, так же ложился. Воспитательница же проходила коридор, входила в комнату, произносила типа: "Я видела, кто не спит" и снова садилась за стол.

тут только вместо раскладушек кроватки, а так типичный "тихий час", когда воспитательница вышла: https://stihi.ru/2019/09/11/9029
тут только вместо раскладушек кроватки, а так типичный "тихий час", когда воспитательница вышла: https://stihi.ru/2019/09/11/9029

Во время тихого часа происходила пересменка воспитательниц, которых на группу всегда было две: до "тихого часа" и после "тихого часа". Как то одна воспитательница отсутствовала (болела может быть) и во время "тихого часа", когда другая воспитательница вышла и все, понятное дело, заняли сидячее положение, в группу заглянула заведующая, такая пожилая дама, и сказала: "Кто тут не спит! Сейчас я у вас буду!" и действительно, когда "тихий час" кончился, все увидели, что она замещает отсутствующую воспитательницу.

Во время лежания в "тихий час" много чего передумал и теоретически сделал много разных открытий, так составил пищевые цепочки животного мира: капусту едят зайцы, зайцев едят волки и капусту так же едят червячки, а червячков едят птицы или технологические цепочки: машины делаются на заводах, они делаются из железа, железо добывается в шахтах, а добывают её машины, а вот откуда взялись машины, которые добыли первое железо, оставалось загадкой, ведь если не добыто железо, то не из чего делать машины, а если нет машин, то не добыть и железо.

Когда "тихий час" заканчивался, воспитательница говорила: "Вставайте", все вставали, шли к стульчикам одеваться, потом свертывали в рулоны бельё и несли его к шкафам, где нянечка его принимала и складывала в шкаф, но а кто и когда это бельё брал из шкафа, что бы постирать и погладить, этого я никогда не видел. После того, как убрали бельё, все шли и складывали свои раскладушки и несли их так же к шкафам и если перед тихим часом их просто брали, несли и раскладывали, то теперь складывали и непросто несли, а ещё играли ими в "машинки". Сдав раскладушки нянечке, которая их запирала в шкаф, вскоре садились на полдник.

Свободное время

Свободное время в группе было между завтраком и тематическими занятиями и после полдника, который был после "тихого часа".

Из того как проводили свободное время помню следующее:

Как уже говорил в одном углу комнаты стоял сложенный и больших кубиков "замок" в рост 5-6-летнего ребёнка, воспитательницы не очень разрешали его трогать, но всё таки под конец дня, когда не ожидалось никаких проверок давали слабинку, и вот кто то разобрал "замок", оставив только его нижнюю часть до колен и предложил, кто может через такое перепрыгнуть, все смогли, потом надстроил "замок" до пояс и тоже все смогли перепрыгнуть, правда когда перепрыгивали "замок" был не под ногами, а между ног.

Или брали два кубика из этого "замка", клали их на какое то расстояние друг от друга и прыгали в длину, после каждого прыжка отодвигая кубики подальше друг от друга.

Ещё делали из бумаги самолётики и пускали их по комнате.

Праздники

У нас в детском саду отмечались следующие праздники:

1)День Осени.

2)День 7 ноября.

3)Новый год.

4)8 марта.

5)День Рождения Ленина.

6)1 мая

А вот 9 мая-День Победы, почему то не отмечали.

На праздниках группы украшались воздушными шариками, подвешенными наверху окон, в День Осени на столы и шкафы ставились кувшинчики с композициями из осенних листьев, на 7 ноября, 8 марта, День Рождения Ленина и 1 мая с цветами, на Новый год с еловыми ветками.

Но в самих группах, как то не праздновали, праздники проходили в актовом зале, где разные группы для себя и для друг друга и для родителей давали концерт, репетиции концертов, как уже говорилось, проходили на музыкальных занятиях.

В день праздника в садик все приходили в повседневной садиковской одежде, а праздничную, с целью её сохранности, приносили в пакетах и оставляли в шкафчиках. Когда наступало время идти в актовый зал, все ребята шли в коридор к своим шкафчикам переодеваться и там мальчики, сняв и оставив в шкафчиках свои повседневные разноцветные рубашки, шорты, носки или гольфы и надев взамен них парадные белые рубашки, парадные основном чёрные или синие шорты и белые гольфы, а девочки сменив повседневные платья на праздничные и так же надев белые гольфы, за воспитательницей шли в актовый зал, где уже сидели родители(естественно те которые смогли уйти с работы), бабушки и дедушки(тоже те, которые смогли уйти с работы или уже не работали).

На праздниках ребята читали стихи, пели песни, танцевали танцы, по теме соответствующего праздника и разыгрывали сценки из разных сказок, участники таких сценок, кроме общей парадной одежды, надевали так же шапочки, рубашки и курточки, которые могли их ассоциировать с персонажами данных сценок, так если разыгрывали сказку про зайчиков, то исполнители ролей зайчиков надевали белые шапочки с торчащими вверх заячьими ушками, если разыгрывалась сказка, где был царь или король, то мальчик, исполнявший эту роль, накидывал на плечи красную занавеску, изображающую мантию, а на голову надевал, сделанную из картона и обклеенную "золотой" фольгой корону. Кроме того, если на празднике исполнялись танцы разных народов, то девочки, их исполнявшие, надевали платья или юбки выполненные в соответствующих национальных стилях(возможно и в псевдо-стилях), а мальчики поверх белых рубашек, а иногда и вместо них, надевали рубашки, а в некоторых случаях на головы шапочки, выполненные в стиле(возможно и в псевдо-стиле) национальной одежды народа, чей танец исполняли.

танцы в детском саду, источник: https://oldsaratov.ru/comment/143586
танцы в детском саду, источник: https://oldsaratov.ru/comment/143586

Из того, что это были за праздники и что там конкретно происходило, помню следующее.

День Осени, проходил в середине сентября и по сути являлся празднованием начала нового сезона-аналога школьного учебного года. В подготовительной группе роль осени исполняла наша воспитательница, у неё было зелёное платье с прикрепленными к нему, вырезанными из бумаги, жёлтыми и красными листьями, сначала дети прочитали несколько стихов про осень, а потом вышла воспитательница-осень и сказала: "Вы обо мне, а вот и я, привет! Осенний вам, друзья!" Потом, когда праздник прошёл и все вернулись в группу обедать, она в этом платье села за стол и ребята, оглядывались на неё и говорили: "Нам в группу осень обедать пришла"

7 ноября, на этом празднике, понятно, звучали стихи и песни на революционную тему, а так же устраивался "военный парад", когда каждая группа, построившись в колонну, строевым шагом, делала круг по залу, при этом требовалось очень высоко поднимать колени. Ещё помню следующее в 1977 году, одна девочка, на этом празднике, читала стихи, заканчивающиеся словами: "Стране советской нашей-сегодня шестьдесят" и после этого на стене должна была зажечься висящая там красная, не знаю из чего сделанная, цифра "60", но что то не сработало и зажегся только "0", а "6" осталось темным.

Говорят, что во многих садиках День Осени и 7 ноября объединяли, но как то странно праздновать встречу Осени и начало детсадовского сезона, когда уже третий и последний месяц осени и бывает уже выпадает первый снег, а отказаться от празднования 7 ноября тогда было никак нельзя, а праздновать его в сентября ещё рано.

судя по всему "военный парад" на 7 ноября
судя по всему "военный парад" на 7 ноября

Когда в садике отмечали Новый год, то в актовом зале ставилась ёлка, которая тогда казалась очень большой, на верхушке ёлки была надета красная звезда. Приходил Дед Мороз, приносил мешок подарков, которые воспитательницы раздавали под конец, основном-это были мешочки с мандаринами и конфетами, а вот Снегурочка не помню, что бы приходила. Вокруг ёлку водили хороводы, кто то читал стихи про Новый Год, которые потом, после праздника, в группе пересказывали, по всякому перевирая и с не всегда приличными добавлениями.

Так же помню, как на один Новый год каждая группа показала по короткой сказке: "Колобок", "Теремок", про то, как у лисы растаяла ледяная избушка и она выгнала зайца из лубяной, а потом её петушок выгнал, про то, как кот и петушок жили вместе, а потом петушка лиса похитила, а кот его спасал. Частично помню игру с Дедом Морозом, он шёл впереди, а дети, какой то одной группы шли за ним, а потом он оглядывался и говорил: "Ух!" Как бы морозил всех детей и они с визгом, с криками от него убегали, куда и как надо было убежать, что бы выиграть, уже не помню, но было весело.

Из 8 марта, что то ничего не помню, возможно в те дни отсутствовал.

Из празднования Дня Рождения Ленина запомнилось следующее: к началу праздника наша группа собиралась в коридоре перед актовым залом, когда начинала играть музыка, то первыми строем друг за другом входили в зал мальчики с цветами в горшках в руках, мальчики подходили к портрету Владимира Ильича ставили перед ним цветы и отходили в сторону, после чего в зал входили девочки с шариками, они должны были входить гурьбой, но на репетициях все время выстраивались ровным строем и лишь когда каждой из них определили, кто у кого стоит: слева, справа, сзади, спереди и на сколько шагов, шаги между девчонками установили разные, что бы не получилось геометрического построения, лишь тогда у них стала получаться гурьба.

судя по всему празднуют 1 мая, из открытых источников
судя по всему празднуют 1 мая, из открытых источников

На праздновании 1 мая, как и 7 ноября, снова был и "военный парад" с высоко поднятыми коленями и концертные выступления подготовленные разными группами и посвящёнными весенней пробуждающейся природе, из которых запомнилось, как девчонки из другой группы в сарафанах исполняли медленный танец под фонограмму песни: "Во поле березка стояла".

И очень классный был выпускной вечер, на нём выпускные группы исполняли разные танцы, приглашённый из соседней школы мальчик-пионер исполнил песню: "Сестрёнка-Наташка", а все ему подпевали, кроме него ещё какие то пионеры, среди которых запомнилась высокая пионерка, читали стихи, так же там выступали какие то девочки гимнастки-тоже школьницы, ещё одна девочка из пятого класса сыграла на пианино и исполнила песню "День Победы", сыграли в несколько игр по теме школы, типа из выставленных на столе предметов, сложи в портфель те, которые берут в школу и всем подарили по тюльпану и по календарику с собачкой.

Обратная сторона

Из всего вышеописанного может сложиться впечатление, что в советских детских садах всё было благополучно, что для детей там были комфортные помещения с разными игрушками, для них устраивались праздники, они носили стильную детскую одежду, но не стоит забывать, что это были времена тоталитарного режима, когда на права детей считалось можно наплевать.

Мне лично в общем в целом с воспитательницами повезло, хотя и от них были переборы, так в "тихий час" они заставляли именно спать, а не просто лежать с закрытыми глазами.

А что было в группах, где работали воспитательницы, которые до этого, можно подумать, работали надзирательницами в концентрационных лагерях и их от туда выгнали за чрезмерно жестокое обращение с заключенными. Такие воспитательницы-надзирательницы не просто покрикивали на детей, которые в тихий час не могли уснуть, а могли отшлепать, вытащить из постели и без одежды выставить на все общее обозрение и бывало не только в угол, но и на подоконник, на обозрение с улицы. В "тихий час" могли не разрешать ходить в туалет, а если в результате с ребёнком случался конфуз, то начинали его громко и унижающе при всей группе ругать. Во время обедов, даже если были тарелки для второго, они умышленно плюхали второе в недоеденное первое. Если ребёнок, что то патологически не мог есть, так они пихали ему это в рот насильно и заставляли глотать, что часто вызывало у ребёнка тошноту и если ребёнок пачкал, насильно проглоченной едой, стол и пол, то его опять при всех грубо ругали. Ну и обращения от таких воспитательниц-надзирательниц к ребятам было только по фамилиям, а не по именам.

При том такие воспитательницы-надзирательницы с детьми, у которых были адекватные родители, вели себя ещё сдержаннее, а уж с детьми, чьи родители держались догмы: "воспитатель-всегда прав", фактически творили, что хотели, так как если бы дети пожаловались своим родителям, то такие родители, не только бы не защитили или хотя бы пожалели своих детей, но встали бы, руководствуясь вышеназванной догмой, на сторону воспитательницы-надзирательницы и от себя ещё добавили бы.

#детский сад #детство #советское детство #ретро #шорты и гольфы