Современный мир вступил в эпоху, которую сегодня принято называть «цифровой», новые технологии радикально меняют ландшафт — культурный и социальный.
Очевидно, что влияние цифровой культуры на формирование и развитие личности носит не только технологический, но и гуманитарный характер. Шестой технологический уклад, в котором развивается цифровая культура, изменит мир вокруг человечества и само человечество.
Меняется закономерность формирования культурного опыта и базовые сферы культуры. Исследования этих изменений уже имеют внушительную историю. Они прошли путь от анализа «виртуальной реальности» и «киберпространства» до критической теории новых медиа и междисциплинарного проекта Digital Humanities, однако трансформации, происходящие в культуре в связи с ростом цифровых технологий, по-прежнему остаются недостаточно изученными. Динамика изменений значительно опережают накопление знаний и исследовательскую рефлексию.
Историк и теоретик культуры Д. В. Галкин в своей статье «Digital Culture: методологические вопросы исследования культурной динамики от цифровых автоматов до техно-био-тварей» прослеживает наличие и специфику цифровой культуры на нескольких уровнях. В числе последних выделяют:
1. Материальный уровень – вещь, физический объект. Показатель содержит в себе всевозможные цифровые устройства, от смартфонов до программного обеспечения.
2. Функциональный уровень – институты. Цифровая культура на данном уровне рассматривается как «осуществление институциональных культурных практик с помощью цифровых технологий».
3. Символический уровень – языки. На этом уровне цифровая культура рассматривается как структура, определяемая прежде всего языками, символами, другими формами выражения мыслей, чувств, эмоций.
4. Ментальный уровень – менталитет. Ментальный аспект цифровой культуры затрагивает ее «укорененность» в психической жизни человека, который принадлежит к этой культуре и формируется как личность на основе присущих установок и ценностей.
5. Духовный уровень – ценностный. Здесь речь идет о способах формирования и поддержки «духовных ценностей в национальном, межнациональном, этническом и локальном контекстах», составляют в итоге уровень духовной культуры общества.
Отсюда следует вывод, что цифровая культура – феномен, который определяет образ жизни, мотивацию, способы и формы коммуникации и поведения человека в данный период.
В последнее десятилетие Интернет перестал быть технологическим инструментом для удовлетворения личных информационных потребностей; он позволяет сформировывать цифровую культуру. Сегодня говорят, что Интернет - это новая область социального взаимодействия, в которой смещаются одни сферы человеческой деятельности и создаются новые. Человек становится неотъемлемой частью сети, поэтому данное исследование представляется особенно актуальным, определяя природу современной цифровой культуры и ее влияние на мотивацию человека.
Слишком быстро происходят изменения в социальной среде, искажаются процессы идентификации личности, задается гораздо больше вопросов, чем мировое научное и педагогическое сообщество готово дать ответы.