Когда Иван Третий устал тосковать по умершей любимой жене и вновь венчался с наследницей императоров Византии, все посчитали этот брак холодным расчетом. Ведь у царя уже есть наследник, рожденный от первой супруги, а Софья Палеолог далеко не красавица, чтобы влюбить в себя государя. Меня, признаюсь, заинтересовало второе супружество Ивана Третьего. Тем более, что в непростые отношения Софьи Палеологини, жены ее пасынка и самого Ивана Третьего вмешалась утерянная драгоценность.
Жемчужное ожерелье покойной Марии Тверской должно было достаться молодой невестке царя. Но вдруг таинственно исчезло. Сегодня мы полюбуемся старинным царским саженьем из речного жемчуга. Изделием удивительно тонкой ручной работы. А заодно, узнаем, кто же посмел нарушить волю правителя и вытащил ювелирное творение из государевых закромов? Подобная вольность могла стоить вору его бесстрашной головы. И это – после долгих месяцев заточения в темнице.
Когда чужеземка Софья Палеолог, маленькая, далеко не стройная, и совсем далекая от идеала славянской красоты, прибыла в Московию, вся страна гудела. Мол, брак царя – всего лишь голый расчет. Ну а царица, тут ясно, как божий день, византийская интриганка. И не видать с ней батюшке-царю счастья личного, семейного. Кто знает, вдруг Палеологиня – голодранка, и за душой у нее не гроша? Запустит белы рученьки в русскую казну, и не видать государю больше яхонтов, жемчугов, злата и серебра? Однако мне видится ситуация не такой уж трагичной: во-первых, Софья Фоминична прибыла в Москву не с пустыми руками.
В ее сундуках сверкали дорогие украшения, наследство древних царских времен. Дороже всех жемчугов мира были для прекрасно образованной девушки ее книги. На что могла позариться царица, так это на библиотеки Кремля. Однако в будущем она, как ни крути, все же будет замешана в историю с жемчужным саженьем. Напомню, что в браке Ивана Третьего и Софьи Палеолог родилось девять детей. Опочивальню царицы от посещал регулярно. Да и сам царь нет-нет, но все же, прислушивался к мнению дальновидной жены. Думаю, что их брак, не совсем счастливый в начале, можно назвать вполне состоявшимся и удачным.
1483-й год стал важным в жизни пасынка нашей героини. Наследник престола, Иван Молодой, женился на красавице Елене, что звали Волошанкой. Вскоре дочь правителя Молдавии и супруга царевича подарила Ивану Третьему долгожданного внука. Конечно, Софья Фоминична, и без того враждующая с Еленой Стефановной, нахмурила брови. Ведь ее сыновья от дражайшего супруга могли остаться ни с чем. А московский трон унаследует сын Ивана Младого. Ну а сам венценосный супруг решил одарить невестку чудесным жемчужным ожерельем, которое когда-то принадлежало почившей царице Марии Тверской. Сокровище, которое было ценно для царя, как память о первой жене, вдруг таинственно исчезло. Представьте, как всполошился государь! Он поднял на ноги всех вокруг, чтобы сыскали драгоценность. И поймали вора.
«Саженье жемчужное» представляло собой особый вид ювелирного и золотошвейного искусства, одновременно. На дорогую ткань наносили диковинный рисунок. По нему пришивали скрученную бель – особый шнур, на который «сажали», то есть нашивали белоснежный речной жемчуг, перламутровые бусины, драгоценные каменья. Ожерелье-воротник горело в лучах восходящего солнца, словно лучик из прошлого. Алые драгоценные вставки перемежались нежнейшими жемчужными рядами. А золотая вышивка ложилась на материю причудливыми завитками. Так создавался торжественный образ царского украшения.
Я думаю, что Софья Палеолог была не только расчетливой, умной и хитрой женщиной. Она обладала недюжинным умом и смелостью. Отважиться взять без спроса ожерелье покойной царицы могла бы не каждая особа. Гречанка подарила прелестное саженье собственной племяннице, Марии Андреевне Верейской. Конечно, разгневанный великий князь, то бишь государь Московской Руси, тот час же приказал изъять украшение вместе со всем приданым, что получил Василий Удалой, женившись на племяннице Палеолог.
Во всей запутанной истории я восхищаюсь изворотливостью царицы Софьи, что сумела выждать время, стать тихой и послушной женой государя. И сочувствую молодоженам, Василию Удалому и Марии Андреевне. Василий Верейский бежал от Иванова гнева в соседнюю Литву. Его родовое княжество без всяких проволочек, присоединили к владениям Московии. Немало воды утекло, прежде чем Софья Фоминична смогла уломать дражайшего супруга – пусть простит ее племянницу и Василия Удалого! Но муж и жена побоялись, остались на чужбине. Прекрасное ожерелье из белого, как снежная река, магического жемчуга, вернулось в родные пенаты. А опытная в делах государственных Софья делала все для того, чтобы сын ее взошел на престол.
Спустя много лет, уже в 1505-м году, так и получилось. Василий Иванович стал во главе государства. Ну а Елена Волошанка, замеченная в связях с предателями великого князя, еретиками, попала в холодную, мрачную темницу, как и ее супруг. Вспомнилось тогда Елене Стефановне злополучное саженье. И блеск его драгоценных камней, казалось, напророчил ей проклятье.