Публикуем эксклюзивно написанный для канала "11 ЭКЮ" материал Ильи Стрекалова, кандидата исторических наук, старшего преподавателя Домашней школы «ИнтернетУрок», автора книги «Последняя Конституция Советского Союза. К вопросу о создании».
Конституция СССР 1977 г. — документ, который часто просто называют «брежневская конституция» или «конституция развитого социализма». Но можно ли к этому историческому артефакту более чем сорокалетней давности применять такие выражения? Как на самом деле создавался Основной Закон страны, утверждённый Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года?
Оказывается, что всё не так просто. Долгие годы историки не могли собрать воедино, в одну хронологию все факты из истории создания «брежневской конституции» и проанализировать их. История подготовки этой конституции уходит глубокими корнями в конец 1950-х гг., в эпоху смелых, рискованных и порой невероятно грандиозных проектов первого секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича Хрущёва.
Одним из таковых стал и политический — стремление первого лица страны полномасштабно перестроить систему управления в борьбе с «культом личности» предшественника И. В. Сталина. Для борьбы с «последствиями» этого явления, громогласно заявил Хрущёв на XX съезде партии в 1956 г., нужно восстановить попранные и утраченные нормы советской демократии. Чуть позднее в руководстве сформулировали, о чём идёт речь: дать больше полномочий Советам, поднять роль партии в грядущем строительстве коммунизма, ввести референдум (всенародное голосование) по ряду вопросов, расширить список прав и свобод граждан и усилить их обеспечение, наконец, дать больше полномочий союзным республикам, страдающим от чрезмерной централизации власти.
Многие из этих идей впервые предложили внести в Конституцию в Президиуме Верховного Совета СССР — высшем государственном органе власти — ещё летом 1958 г., и что примечательно, среди тех, кто «проталкивал» поправки, был и вполне себе сталинский человек — Климент Ефремович Ворошилов, в чью честь в предыдущую эпоху, как известно, называли танки и пели песни военные.
Но поправки отложили в сторону. Впереди был новый съезд партии — и подготовка новой Программы КПСС. Хрущёв не стал мелочиться и сразу сказал, что коммунизм в нашей стране будет построен к 1980 г. - с кукурузой и целиной или без оных, но, во всяком случае, коммунистическое самоуправление без государства нужно сделать как можно более реальным! В 1961 г., когда стало понятно, что Программа партии скоро будет принята, снова, как в конце 50-х, поставлен вопрос о конституционных поправках, но он был быстро «перевёрнут», и власти приняли решение создавать новую Конституцию. За это выступали отдельные учёные-юристы, об этом писали в отдельных письмах граждане и, конечно, это уже несколько лет обсуждалось в высшем эшелоне власти.
Сам Никита Сергеевич, разумеется, хотел не только побороть «культ личности» и восстановить советскую демократию, но и вписать своё имя в конституционную историю, перевернуть страницу этой истории. Параллельно работали и партийные, и государственные органы — были созданы рабочая группа при ЦК КПСС и Конституционная комиссия при Верховном Совете СССР из 9 подкомиссий. Валом пошли письма граждан, учёных, партийных и государственных деятелей союзных республик.... Даже когда в 1964 г. работа после снятия Хрущёва на октябрьском Пленуме ЦК КПСС остановилась, всё равно, как вспоминал один из сотрудников аппарата Президиума ВС СССР, в приёмную письма носили мешками — и их особо разбирали!
После прихода к власти Леонида Ильича Брежнева с Конституцией решили обождать. Потом вернулись, в 1968 г. подготовили новый проект, но после «пражской весны» и ввода танков войск ОВД в Чехословакию поняли, что браться за радикальную политическую реформу пока рано. Конституция качалась вместе с её реформаторами как маятник: то новый проект, а то — поправки, сначала большие, а потом незначительные, и так к 1972 г. вовсе остановились. За эти годы очень сильно поменялось союзное законодательство, а проблемы в стране дали понимание, что к 80-му году коммунизма точно не будет — и стало ясно, что проект 1964-го, как и проект 1968-го, нуждаются в коренной идеологической переработке. В 1973 г. в ЦК КПСС решили возобновить работу над созданием новой Конституции. Теперь это был точно документ эпохи «развитого социализма»: дескать, коммунизм мы скоро не построим, но совершенствовать и развивать построенный социализм — будем. Из проекта исчезло большинство положений о самоуправлении «низов» и передаче власти на места. Возможно, на это повлияли и сигналы в КГБ о появлении диссидентов — властям показалось опасным отпускать вожжи окончательно и бесповоротно....
Тем не менее, нельзя сказать, что создание Конституции — это пропагандистская игра с населением или создание очередного инструмента для манипулирования людьми. Нельзя сказать, что это только пресловутая «статья 6» с её прямым указанием на руководящую роль КПСС и, как у нас почему-то любят говорить, установлением «монополии» одной партии (хотя в тексте так не написано — конечно, можно долго дискутировать о советских реалиях, но не будем). Что, всё-таки, важно подчеркнуть?
Во-первых, в руководстве понимали необходимость перестройки системы власти и управления в эпоху «после Сталина»: видели, что нужно дать больше свободы населению и обществу, больше возможности для инициативы. Об этом говорят многочисленные рабочие материалы Конституционной комиссии и тот факт, что многие положения из этих материалов (хотя, конечно, не все) попали в финальный проект Конституции — это касалось и расширения полномочий Советов, и значительного обновления прав и свобод, обязанностей граждан, и появления института референдума, и даже упоминания гласности и общественного мнения в качестве способов совершенствования государства.
Во-вторых, граждане, учёные, коллективы и организации не были безвольными, они принимали активное участие в создании Основного Закона страны: присылали целые авторские проекты Конституции, многостраничные рассуждения о том, что нужно сделать в новом тексте, отдельные граждане предлагали новые редакции гимна страны, присылали рисунки и (внимание!) самодельные картонные или матерчатые изображения герба и флага СССР. В архиве сохранилось огромное количество писем граждан, в которых они стремятся объективно и трезво взвесить, оценить как достижения, так и проблемы советской действительности — и предлагают их решения. Летом 1977 г. прошло масштабное всенародное обсуждение проекта. Важно понимать, что поправки к конституционному проекту, коснувшиеся абсолютного большинства его статей, были сделаны как раз на основе изучения и обобщения всех этих предложений. А это значит, что диалог между властью и обществом в брежневскую эпоху — несмотря на то, что она несколько утратила тот запал, задор и «мозговой штурм», которые были присущи эпохе «оттепели», - всё-таки, был.
Конституция Советского Союза, принятая осенью 1977 года, стала итогом многолетних творческих поисков — и не только партийно-государственной элиты, но и научного сообщества и даже простых советских граждан — ответа на вопрос «Как дальше жить?». И этот документ показывает, что ответ был найден. Но «жить» этому ответу суждено было, увы, совсем недолго.
Книгу Ильи Стрекалова можно найти по этой ссылке «Последняя Конституция Советского Союза. К вопросу о создании».