Найти тему
MovieStart

На Distant & Digital обсудили развитие блокчейна в сфере защиты интеллектуальных прав

фото предоставлено пресс-службой международной образовательной конференции Distant & Digital
фото предоставлено пресс-службой международной образовательной конференции Distant & Digital

В середине 2021 года Указом Президента Российской Федерации была создана Общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности». Это дало новый статус и импульс развития блокчейн-инфраструктуры IPChain в качестве общей для органов государственной власти и участников рынка инфраструктуры для оборота интеллектуальных прав в цифровой среде.

Президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев и руководитель направления по взаимодействию с органами государственной власти ПАО «МТС» Наталья Великородная на конференции Distant & Digital обсудили, как будет работать центр, какие существующие проблемы он решает и как будут выстраиваться отношения между государством и независимыми авторами.

Россия начала свой путь в сфере интеллектуальной собственности в 2008 году, когда была принята IV часть Гражданского Кодекса, посвященная регулированию этого вопроса. Однако, по словам Сергея Матвеева, этот законопроект так и не привел к должным переменам и приростам на рынке интеллектуальной собственности, которые все ожидали, и, к сожалению, спустя почти 15 лет ситуация на рынке не изменилась.

«Если брать абсолютно измеряемую сферу патентного права, то все эти годы мы имеем, так скажем, умеренную стагнацию. И в прошлом году, по-моему, было беспрецедентное падение количества охраняемых объектов. Сфера авторского права, безусловно, более динамичная, более гибкая: растет число цифрового контента, усиливаются механизмы оборота и защиты прав, но тем не менее, сказать, что этот рынок тоже каким-то сверхгигантскими темпами вырос, если мерить в деньгах, нельзя», – заявил Матвеев.

Кроме того, модератор встречи отметил, что из-за некачественного управления интеллектуальной собственностью страна теряет около 5% ВВП, согласно исследованию Высшей школы экономики. И у спикера есть своя гипотеза, почему так произошло. В первую очередь, интеллектуальное право – это право авторов и творцов, которые создают контент и пытаются им распоряжаться. Чтобы рынок «взлетал», нужно дойти до этих людей и показать им, как важно осмысленно распоряжаться интеллектуальной собственностью. Четвертая часть Гражданского кодекса должна дать современным авторам необходимые инструменты, а не описывать необъятные формы творчества.

«И вроде бы разработчики 4 части ГК попытались объять необъятное, все результаты творчества, но у нас творчество по Конституции совершенно свободно, можно делать все что угодно, и права интеллектуальной собственности должны быть защищены законом, но дает ли нам закон тот инструментарий, который соразмерен потребностям современных творцов, которые что-то создают, особенно в цифре. Мне кажется, что нет, и это первая причина, почему рынок не взлетает – нормы недоступны для тех, для кого они должны работать», – пояснил участник дискуссии.

Вторая проблема, которую выделил на конференции Сергей Матвеев, – это высокие транзакционные издержки. Все страны, где происходил рост рынка интеллектуальной собственности, обладали лишними деньгами, которые можно было заплатить посредникам и юристам. Эти люди и создавали переход между нормой и реальностью, они помогали творцам эффективно управлять и распоряжаться контентом. На российском рынке нет профицита денег: креативные индустрии просят снижение налогов и увеличение финансирования. При этом распространить свой продукт интеллектуальной собственности очень легко. Его можно выложить с помощью социальных сетей и интернета. Но передать права на результат творческой деятельности почти невозможно.

«В результате происходит разрыв между оборотом объектов и правами на них, не потому что мы плохие и любим пиратство, а потому что правовое сопровождение оборота результатов творческой деятельности стало слишком дорогим и неприемлемым при росте этих объемов», – объяснил эксперт.

Несмотря на перечисленные проблемы, Сергей Матвеев отметил и позитивное движение, которое позволит преодолеть сложившиеся сложности. По мнению спикера, технология блокчейна может быть крайне полезной в управлении интеллектуальной собственностью. Она предполагает фиксацию любого контента в цифровом виде, что, с точки зрения закона, означает обязательное возникновение прав на этот результат творчества.

«И это права не на уровне закона, их можно записать в блокчейн. Тогда они становятся каким-то токеном, записью, которая обретает не просто смысл реестровой записи о правах, а некого цифрового актива, с которым можно дальше совершать сделки. Можно в цифре передавать эти права и совершать сделки? Можно, с 2019 года 1 часть ГК исправлена, статья 160, и блокчейн-записи приравнены к письменной форме договора», – добавил Сергей Матвеев.

Таким образом, создание Указом Президента РФ «Центра оборота прав на результаты творческой деятельности» позволит фиксировать всю интеллектуальную собственность в единой блокчейн-инфраструктуре. Следовательно, оборот права будет происходить по правилам цифровой системы, которую возглавляет государство вместе с профессиональным сообществом.

Подробнее – в материале «Мувистарт»