Найти тему

Как маркетологу стать digital-директором? Личный опыт основателя MaEd и Completo Андрея Гаврикова

Digital — это новый рок, а digital-маркетологи — рок-звезды. Индустрия кипит, развивается и ждет новых героев. Я расскажу и покажу на примерах, как пройти путь от новичка в маркетинге до стратега и digital-директора.

Мечтаете больше зарабатывать и делать крутой маркетинг? Развиваете бизнес и ищете новых клиентов? Следите за трендами маркетинга и хотите освоить актуальные инструменты продвижения? А может вы хотите начать карьеру в digital, но не знаете с чего начать? Наш материал будет полезен предпринимателям, начинающим и опытным маркетологам, менеджерам проектов, топ-менеджерам и управляющим и всем тем, кто интересуется продажами в интернете.

От редактора: в ваши руки попал бесценный текст - профессиональный путь человека, который прошел в отечественном маркетинге всё. Опыт, собранный за двадцать с лишним лет, начиная с конца 90-ых и до наших дней, мы упаковали в ёмкие советы, стройное повествование и понятную структуру. Добавляйте в закладки, это может пригодиться.

Содержание

  • Об авторе
  • Что такое digital и кто такой директор по digital-маркетингу?
  • Ключевые навыки digital-директора
  • Кейс о том, как заработать во время обучения
  • Карьера в digital
  • Список регулярных задач digital-директора
  • Кейс с берега океана
  • Риски в работе digital-директора
  • 2 пути к тому чтобы стать digital-директором

Заключение

-2

Основатель MAED, генеральный директор маркетинговой группы Completo, представитель Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России, телеведущий, преподаватель, сертифицированный тренер NIMA.

Автор бестселлера «Интернет-маркетинг. Настольная книга Digital-маркетолога». АСТ, 2019.

Награждён орденом «За заслуги в маркетинге» в номинации «За вклад в развитие маркетинговых инструментов».

▶ Смотреть полный список достижений

Что такое digital и кто такой директор по digital-маркетингу?

Когда я начинал свой путь в профессии, 15-20 лет назад, digital-среда в России только зарождалась и все это с точки зрения бизнеса было похоже на космический хаос.

Мне нравится эта модель: появление интернета можно сравнить с Большим взрывом, в результате которого появилась новая вселенная. Сначала это была бесформенная масса информационных единиц. Позже они эволюционировали в простейшие сайты и продолжили развиваться, образуя систему, в недрах которой зарождался новый порядок. Так в интернет пришел digital, установил свои законы и правила, и сделал web центральным каналом коммуникаций на многие поколения вперед.

Как и любая вселенная, digital-среда не имеет постижимых границ и находится в непрерывном движении. Все меняется каждый день и этот процесс необратим. То, что приносило клиентов и доход еще пару месяцев назад, может не работать сегодня.

Поэтому так важно быть в курсе последних трендов интернет-маркетинга, постоянно учиться и не прекращать работу с новыми инструментами и механиками продвижения.

Мастер-класс. Москва, 2021
Мастер-класс. Москва, 2021

Каждый digital-директор, вне зависимости от вида бизнеса, должен уметь:

  • проводить аудит и глубинные маркетинговые исследования бизнеса и рынка – важно
  • формировать и выполнять стратегию digital-маркетинга – важно
  • владеть основными digital-инструментами хотя бы на базовом уровне: SMM, SEO, CRM, (по ссылкам чек-листы и полезные материалы по теме) CPA-сети, контекстная и таргетированная реклама, лояльность и др. – важно
  • работать с командой (продажи, менеджмент, фин.отдел, маркетологи, партнеры) и подрядчиками (агентства, эксперты, фрилансеры) – важно
  • строить операционный план, ставить правильные KPI и выполнять их – важно
  • любить свою работу – важнее всего

ФОРМУЛА 75/25

Digital-директор, в первую очередь, стратег. В небольших компаниях зачастую такой специалист замещает целый штат маркетологов. Это скорее точка для развития, нежели норма для бизнеса. Впрочем, системный подход к маркетингу тоже нужно с чего-то начинать.

В идеале: 75% времени digital-директор занимается стратегическими вещами - управлением проектов, постановкой задач, системной интеграцией маркетинга в бизнес (ключевое - связка с отделом продаж) и только 25% тратит на тактические задачи.

Конечно, 75/25 - подвижная формула, все зависит от особенностей бизнеса и конкретной компании. Но, следует понимать, чем опытнее digital'ист, тем меньше времени он тратит на самостоятельную работу "ручками".

Однозначно, digital-среда сегодня одно из самых перспективных и интересных направлений для профессионального развития. Там есть реальные деньги (большие и просто хорошие) и возможность заработать имеет каждый.

КЕЙС ВЫПУСКНИКА MAED

Достан Мишелов, маркетолог, выпускник школы MAED о том, как стать digital-маркетологом, заработать во время обучения, увеличить прибыль заказчика и повысить цену за свою работу

-4

Я получил высшее образование по специальности «Реклама». К моменту, когда началась моя реальная профессиональная карьера, эти знания устарели и многие важные вещи и инструменты мне пришлось изучать самостоятельно.

Знаете как это: делаешь проект — получается, а иногда делаешь проект — не получается. Я часто ошибался и это во многом сформировало мой опыт. Именно так я понял, что ошибки имеют высокую цену во всех смыслах - для проекта, для развития, для бюджета. И будет лучше, если мои знания и навыки выстроятся в систему, я изучу опыт успешных специалистов и превращу ошибки в правильные решения. Это привело меня в MAED и я купил курс. Так вышло, что мое обучение совпало с переездом в Польшу и я не рассчитал время.

Спустя год я устроился на новом месте и взял в работу большой контрактный маркетинговый проект. Со старта я понял, что моих компетенций вновь недостаточно.

Мой клиент изготавливал фасадный декор и хотел выйти на новый для него рынок. Я написал Андрею Гаврикову и спросил, можно ли пройти обучение по второму разу. Он разрешил. И я пошел учиться заново.

Дойдя до середины программы я понял, что уже уложил все, что мне было нужно в одну систему. Я не делал одновременно сразу все. И когда я работал с клиентом, то последовательно применял все методы, фишки и лайфхаки с курса MAED.
Клиентский проект стал моим дипломным проектом на курсе.

Что реально сработало? Мне особенно помог конкурентный анализ при разработке маркетинговой стратегии. Я реально брал таблички из лекций, пересматривал видосы и прямо по ним делал маркетинговый и конкурентный анализ.

Еще мне понравилась идея стать тайным покупателем и посмотреть, как конкуренты предлагают свои услуги, как именно они продают. Так мы нашли компанию, которая продавала очень интересно. Они предлагали сделать визуализацию, вместо того, чтобы высылать простое КП. То есть если у нас фасадный декор, то вам же интересно увидеть, как будет выглядеть дом с этим декором. За такую визуализацию надо было заплатить незначительную сумму.

Мы решили эту идею улучшить. Плюс, мой клиент в это же время как раз учился на курсах по 3D-визуализации, и все делал сам, тратя только свое время. Получалось, что мы предлагали клиентам бесплатную визуализацию. Такая фишка очень круто сработала.

Идею мы упаковали в лендинг. Заходишь на такой сайт, словно в аналог интернет-магазина, там куча разных элементов для фасадного декора. Пользователь мог сам выбрать и рассчитать сколько это стоит, и ему не нужно было додумывать, как все это будет выглядеть. Мало кто упаковывал это как услугу под ключ, чтобы ты пришел и сразу решил свою проблему: «Я хочу красивый дом». После запуска лендинга стали делать визуализацию, а потом пошли продажи. В первый же год бизнес на новой территории для клиента выстрелил, и он был очень доволен.

На HH.ru сегодня можно найти около 500 вакансий с запросом "директор по digital-маркетингу". А по позиции digital-маркетолога ежемесячно размещаются от 800 до 1000 предложений.

-5

Digital-образование позволяет построить самостоятельную карьеру и быть экспертом-фрилансером, стать частью команды в digital-агентстве или найти свое место в бизнесе. Для понимания, в иерархии компании директор по digital-маркетингу является руководителем высшего звена и организует работу и взаимодействие абсолютно всех сотрудников, занятых в онлайн-продвижении бизнеса.

Еще одно сравнение, которое мне нравится и заряжает digital-среду особым драйвом: сегодня digital-маркетологи - это новые рок-звезды. На них направлены объективы веб-камер, они выступают на конференциях в России и за рубежом, выпускают релизы, общаются с аудиторией, экспериментируют и меняют формат информационной повестки. За ними следят, их слушают и приглашают к сотрудничеству.

Список задач, которые digital-маркетолог выполняет регулярно:

  • воспользоваться системами аналитики и устроить бриф со специалистами (заказчика/внутри компании) по теме
  • исследовать целевую аудиторию и конкурентов
  • определить УТП продукта и выстроить позиционирование
  • разработать CJM – карту путешествия клиента
  • выбрать оптимальные инструменты продвижения и поставить KPI
  • написать ТЗ по рекламной кампании для подрядчиков и проконтролировать выполнение
  • интегрировать инструменты и механики в работу команды
  • провести аналитику эффективности и скорректировать действия
  • подготовить отчет и план развития

КЕЙС ВЫПУСКНИКА MAEDРудольф Новожилов, маркетолог, выпускник школы MAED о том, как найти работу мечты и переехать к океану

-6

До того, как прийти в MAED, я занимался организацией мероприятий, накопил много полезных знакомств в разных областях и получил опыт работы с различными графическими дизайнерами. Через приятеля ко мне обратился мой первый заказчик. Сперва он заказал дизайн буклета, а в впоследствии ему понадобился еще и редизайн сайта. Так я пришел в digital и к изучению курса в MAED.

По окончании курса я начал искать проект, который дал бы мне возможность реализовать мечту - жить и работать на берегу океана. Забегая вперед, скажу что все сложилось удачным образом - я нашел проект с удаленным форматом работы и оплатой, которая позволила мне переехать.

Мой клиент имел узкую специализацию и занимался производством изделий для герметизации вводов инженерных коммуникаций. Гермовтулки, гидрошпонки и все вот это вот. Конечный потребитель — строительные компании, для которых и был нужен сайт.

Я разработал стратегию продвижения бизнеса в интернете - взял в работу все то, что дали мне в MAED.

Во-первых, я сделал анализ конкурентов. Выбрал основных конкурентов, посмотрел, как они вообще представлены в интернете и, исходя из этого, предложил план: сделать два лендинга и контекстную рекламу. Далее, создал семантическое ядро по всем сайтам, которые были для каждого сайта и запустил контекст.

Конверсия была хорошей и количество заявок увеличилось. Коммерческие показатели выросли более, чем в 2,5 раза и мы заключили с моим заказчиком долгосрочный контракт.

Я плотно взялся за переработку сайта. Разработал ТЗ для подрядчиков (на веб-дизайн, кодинг и контент) и зарядил его в работу. Исполнителей искал на фриланс-сайтах, или обращался к тем, с кем уже работал раньше.

Сейчас мы уже переделали сайт и количество заявок продолжает расти. Мне нравится быть маркетологом, это делает меня счастливым, когда я вижу результаты своей работы, сидя на песчаном берегу перед бескрайним океаном.

Структурно и комплексно карту задач digital-маркетолога описывает теория 4P (Marketing mix) - ее легко запомнить и на нее можно опереться при стратегическом планировании или при подготовке к собеседованию:

Product (товар, услуга, ассортимент, качество, свойства продукта, дизайн и эргономика);

Price (цена, скидки);

Promotion (продвижение, реклама)

Place (дистрибуция, места расположения торговых точеки и каналов распространения, + персонал).

Есть разные методы и подходы к развитию системного маркетинга в бизнесе. Многое зависит от специфики бизнеса и отраслевого уклона.

Например, в e-commerce digital-директор больше заточен на продвижение и работу с механиками маркетплейсов и розницей.

В B2B акцент на цепочках прогрева и работе с ключевыми клиентами - ABM (account based management).

Крупный бизнес учитывает политико-экономические факторы, индустриальные и другие глобальные материи, влияющие на коммерческий успех. В каждой компании свои особенности и уклон.

Смотрите интервью с успешными и состоявшимися digital-директорами на нашем youtube-канале (подписывайтесь и жмите колокольчик). Они рассказывают о том, как найти себя в digital и через что придется пройти новичкам. Опыт сотрудников S7 Airlines, РостелекомБизнес, Independent Media, GetResponse и других.

▶ СМОТРЕТЬ ВСЕ ВИДЕО

Риски в работе digital-директора

Коммерческий успех бизнес-проекта напрямую зависит от качества работы digital-директора. И это следует понимать. Если у специалиста будет недостаточно компетенций и опыта - он попросту не сможет построить эффективную систему digital-маркетинга.

Пробелы с аналитикой и аудитом приведут к неправильным выводам и неактуальной постановке целей. Это изначально проигрышный путь и неоправданные расходы.

Слабые исполнительные навыки и незнание принципов работы с основными инструментами приведут к проблемам с реализацией. Отсутствие опыта в управлении командой также скажется на результатах, как и слабая "насмотренность", плохо развитый навык принятия решений и т.д.

Чтобы этого не произошло и вы были готовы ко всем потенциальным задачам - займитесь системным маркетинговым образованием. Только в этом случае вы сможете освоить весь объем знаний и навыков, необходимых для успешной работы.

Как стать digital-директором?

Есть 2 классических пути, чтобы стать топовым digital-специалистом:

1 Самообразование

Это долгий и сложный путь, который займет у вас несколько лет жизни. Он, однозначно, подходит не всем и требует терпения и ресурсов.

Что прежде всего нужно освоить:

  • основы классического и цифрового маркетинга;
  • разработка маркетинговой стратегии;
  • основы веб-аналитики;
  • сайтостроение;
  • инструменты perfomance-маркетинга (медиапланирование, мобильный маркетинг и прочее);
  • инструменты взаимодействия с аудиторией (контент-маркетинг, SMM, email- и мессенджер-маркетинг, crm-маркетинг и т. д.);
  • + есть множество дополнительных специализированных направлений - копирайтинг, UX-дизайн, SEO и другие.

Каждое из этих направлений неразрывно связано с десятками различных инструментов и сервисов, которые нужно освоить.

Вам придется самостоятельно находить действительно полезную и актуальную информацию, много читать, смотреть, пробовать и учиться.

Дополнительно следует развивать навыки коммуникаций, менеджмента, финансового планирования и т.д. При самостоятельном входе в профессию, без нужных контактов и знакомств, выполнение этих задач может быть крайне затруднительным.

К слову, основная сложность самообразования - получить реальные навыки. Каждое из перечисленных направлений требует практического опыта. К примеру, потенциальный digital-директор для начала должен поработать специалистом по рекламе, затем web-аналитиком, контент-маркетологом, smm'щиком, маркетологом и т.д.

Я прошел похожий путь и многие годы учился и практиковался самостоятельно. Писал, публиковал, анализировал и составлял отчеты, проектировал, осваивал новые сервисы и механики, составлял технические задания и контролировал подрядчиков. Работал в веб-агентстве и принимал участие в разных проектах, связанных с продвижением в интернете.

В то время, разумеется, не было профильных курсов. Зачастую приходилось двигаться вслепую, учиться на собственных ошибках и тратить много времени на поиск нужной информации.

Мой профессиональный скачок совпал с развитием digital, в тот момент (это был 2007 год) я понял, что готов делать больше и накопил достаточно опыта, чтобы управлять командой. Так я открыл собственное digital-агентство в портфеле которого на сегодня более 550 успешных проектов из разных сфер бизнеса.

2 Образовательные курсы

Быстрее, интереснее и эффективнее пройти образовательный курс для директоров по digital-маркетингу и всего за 6-8 месяцев получить знания и необходимый опыт для старта.

Здесь вы найдете пример такого курса от MAED. Мы выпустили более 700 классных специалистов за время работы программы.

Это оптимальный вариант как для начинающего маркетолога, так и для опытного с желанием развиваться.

Вы получите нужные и актуальные знания в удобном для вас формате, у вас будет собственный наставник который поможет и ответит на вопросы, плюс вы пройдете реальную практику, получите опыт и соберете профильное портфолио.

Основная сложность здесь - найти по-настоящему эффективный курс, чтобы не потратить впустую несколько месяцев или лет жизни. Для этого внимательно изучите программу, оцените ее ценность, познакомьтесь с составом преподавателей, узнайте о возможных вариантах практики и перспективах трудоустройства (найдите или запросите реальные кейсы).

Внимание! Не попадитесь на рекламу и уловки мошенников. До сих пор в сети попадаются недобросовестные предложения по обучению - после оплаты вы получаете потерявший актуальность курс, скачанный с сайта одной из школ несколькими годами ранее.

Вот, как все устроено в MAED:

На курсе «Директор по digital-маркетингу» студенты в течение восьми месяцев углубленно изучают все необходимые дисциплины, которые преподают действующие специалисты-практики.

Студентам доступна ежедневная поддержка куратора и общение в закрытом экспертном сообществе, где можно задать любой вопрос по обучению. Все полученные знания сразу отрабатывают на практике.

По завершении обучения студенты защищают дипломную работу онлайн и получают диплом от MAED - официального представителя Нидерландского Института Маркетинга (NIMA) в России. Успешным выпускникам Центр карьеры MAED помогает с трудоустройством, оказывая поддержку в самопрезентации и предлагая вакансии.

Кроме того, в программу обучения входит подготовка к международной сертификации NIMA, которая подтверждает соответствие полученного образования общеевропейским стандартам. Digital-директор, сертифицированный NIMA, вполне может претендовать на работу в крупных европейских компаниях.

Сегодня сложно представить успешный бизнес или любой другой коммерческий/социальный проект без системного продвижения в интернете. Digital открывает огромные возможности для тех, кто готов учиться, осваивать инструменты и работать, и закрывает двери для тех, кто не готов делать этого.

! Учитесь digital-маркетингу системно, это даст вам:

  • множество направлений для заработка (от выполнения заказов на разные виды маркетинговых услуг до операций с конкретными инструментами и партнерскими сервисами)
  • навыки владения востребованными инструментами и механиками для развития коммерческих и социальных проектов
  • возможность оптимизировать и автоматизировать бизнес и его процессы (продажи, производство, менеджмент, работа с партнерами)
  • профессиональную реализацию и интересное дело + у вас будет пошаговый план и все необходимые актуальные ресурсы - в MAED мы всегда остаемся на связи со своими учениками, помогаем, знакомим с нужными людьми и отвечаем на все их вопросы – это в наших интересах, потому что мы поддерживаем развитие отечественной digital-среды и всегда узнаем что-то новое.

Хотите понять, какое направление обучения выбрать? Воспользуйтесь списком курсов и изучите описание учебных программ. А еще вы можете написать нам в чат, если возникнут вопросы. Наши кураторы ответят на них.

Я прошел большой путь в маркетинге, от простого маркетолога до генерального директора web-компании и основателя школы маркетинга, и продолжаю свой поход. Для этого мне так же приходится каждый день учиться чему-то новому. Если я остановлюсь и перестану изучать, пробовать, анализировать и общаться с коллегами, я попросту выпаду из системы. Как я уже говорил, digital не жалеет отстающих и дает тем, кто старается.

Хардворк. Казань, 2021
Хардворк. Казань, 2021

За время работы я видел множество примеров того, как люди добиваются успеха в маркетинге и делают крутые и очень крутые проекты. У каждого был свой путь.

Многие наши выпускники стали digital-директорами и digital-стратегами. Лучших мы рекомендовали коллегам из разных компаний, а самых лучших устраивали к себе. Есть примеры, когда наших специалистов хантили такие титаны как Google, Яндекс, Билайн и Ростелеком.

Сегодня любому бизнесу нужна digital-стратегия и на рынке отмечен небывало высокий спрос на специалистов, способных работать с этим. В малом бизнесе – это интернет маркетологи, в развитом малом и среднем – это digital-стратеги, а в крупном – директора по digital-маркетингу.

Кроме того, обладая опытом и глубокими знаниями в digital не составит труда раскачать собственный бренд и монетизировать его – консультируйте за деньги, работайте с проектами в качестве подрядчика, генерируйте и реализуйте контент. Я, например, много лет преподаю и выступаю на конференциях – это тоже приносит мне доход и является неотъемлемой частью стратегии развития.

А еще вы можете открыть бизнес, не связанный с маркетингом, и развить его. С правильным подходом к образованию у вас получиться добиться успеха уже в первый год. Вы научитесь не только продвигать, но и рассчитывать бюджет, работать с целями и управлять процессами.

Учитесь и развивайтесь, удачи!

Редактор публикации: Иван Селиванов

Поставьте + в комментарии, если вы дочитали наш материал до конца. Нам интересно знать, способен ли такой формат публикации заинтересовать читателей? И, конечно, подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные статьи.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц