Найти тему
🎭 Всё о кино!

Почему фильмы Квентина Тарантино так смехотворно жестоки

Оглавление

Одной из визитных карточек Квентина Тарантино является стилизованное насилие, а его фильмы имеют щедрые дозы крови и насилия - но почему?

Квентин Тарантино – один из самых знаменитых режиссеров независимого американского кино, а все благодаря мастерским написанием диалогов, черным юмором, персонажами, которые постоянно колеблются между добром и злом, и щедрыми дозами крови и насилия в каждом из его фильмов - но почему его фильмы такие жестокие?

Стиль маэстро полон разнообразных отсылок к популярной культуре (стоит вспомнить первый его фильм в криминальном жанре «Бешеные псы», где обсуждают песню Мадонны «Like A Virgin), переосмыслений различных направлений в художественном кино (от гангстерского до комедийно-драматического). Неизменно одним из главных критериев его кино - эстетизация насилия на экране. Этически это одна из спорных сторон в его творчестве. Сам же режиссер говорит, что «насилие в жизни и насилие в кино – это не одно и то же». «У меня разное отношение к насилию в реальной жизни и в кино. Насилие в кино вызывает сильные чувства, а в жизни — только ужас и отвращение», - дополняет режиссер. Но почему его так много?

За кадром

-2

Один из важнейших пунктов в понимании Квентина Тарантино, как ни странно, является его бэкграунд. Тарантино – гурман в плане кинематографа, практически с энциклопедическим багажом знаний в этой области. Это касается как классики Голливуда, так и арт-хауса. Классика Голливуда – это фильмы в жанрах вестерн, хоррор, нуар, криминальные триллеры, мелодрамы и комедии. Если присмотреться более пристально, то практически в каждом фильме Тарантино можно углядеть отсылку к разным фильмам из этих жанров. По части арт-хауса Тарантино интересуют не только знаменитые имена (Трюффо, Годар, Бергман и прочие), но и фильмы категории B, эксплуатационные фильмы. К последнему относят типичные для режиссерского подчерка жанры – спагетти-вестерны 60-ых, слэшеры, фильмы о боевых искусствах и так далее. Сам же Тарантино рос во времена, когда такие блокбастеры как «Терминатор», «Рэмбо» и прочие маскулинные фильмы с положительными и отрицательными персонажами везде были приняты на «ура».

Шок

-3

Стоит вспомнить дебют режиссера. Обычно называют «Бешеных Псов», но это не совсем так. Самый первый фильм Тарантино – «День рождения моего лучшего друга». Официально в прокат этот фильм не выходил, лишь демонстрировался на некоторых кинофестивалях. В нём угадываются характерные черты для работ Квентина Тарантино – отсылки к поп-культуре (Элвис Прэсли, Эдди Кокран), пространные причудливые диалоги и нарастающие проблемы у главных героев. Однако, во всём этом не хватало главного компонента – эмоционального соучастия зрителя, катарсиса. В следующем фильме Тарантино исправил этот момент – знаменитая сцена с ухом. Не каждый выдерживал в кинотеатре эту сцену, уходя из зрительного зала. «Криминальное чтиво» практически пестрит шокирующими сценами, не говоря уже о последующих. «Бесславные ублюдки», «Омерзительная Восьмерка»… Один из главных инструментов в достижении катарсиса – это шок. Стоит вспомнить фразу, о которой была речь выше «…насилие в кино вызывает сильные чувства…».

Черный юмор и мораль

-4

Вернёмся к «Криминальному Чтиву». Часть «Ситуация с Бонни», когда Винсент (Джон Траволта) во время горячего спора с Джулсом (Сэмюэль Л. Джексон) случайно убивает Марвина (Фил Ламарр). Причем преподнесено это комично, совершенно случайно. С этого момента и начинаются проблемы у главных героев, которые затем обернутся для них настоящей бедой.


Черный юмор используется как элемент некоторого эмоционального соучастия зрителем. Настолько смешно, что плохо. Настолько плохо, что и смешно. Настоящий художник не будет объяснять этические стороны вопроса, но и Тарантино сам не похож на великого моралиста. Однако! Это заострение на насилии, крови и жестокости говорит лишь о том, что насилие порождает насилие, жестокость – жестокость. Практически лейтмотив в некоторых работах Тарантино. Так или иначе все плохие парни, творящее зло на экране – погибают от своего же оружия.

Этика и эстетика

-5

Последний пункт, но резюмирует всё вышесказанное. Квентина Тарантино как режиссёра причисляют к постмодернистам в кинематографии. Сюда можно причислить: маргинальность тем, синтетичность (сплав культур, отсылки к старым фильмам) и ирония.
Последнее одно из ключевых характеристик в творчестве режиссера. Ирония преподносится с помощью пространных диалогов, обнажения отрицательных персонажей (которые уже не кажутся злыми, а просто в некоторой степени испуганными). Таким образом, жестокость и насилие у Тарантино – это не только эмоциональное воздействие, но и этическое. Насмешка над мачизмом, современной культурой и самой жестокостью.

Стилизованное насилие стало одной из визитных карточек Квентина Тарантино, и маловероятно, что он оставит его в стороне в своем десятом (и, предположительно, последнем) фильме. Фильмы - это способ для зрителей исследовать различные ситуации и страхи в безопасной среде, что происходит со всеми этими графическими и жестокими сценами в фильмах Тарантино, хотя понятно, что они не для всех и что некоторые считают, что они находятся там только для шоковой ценности. В конечном счете, Тарантино попытался объяснить, что существует разделение между реальной жизнью и тем, что делается в фильмах, и то, что показано в последних, не обязательно отражает взгляды и идеи режиссера в реальной жизни, и то, чего Квентин Тарантино хочет достичь с помощью насилия в своих фильмах, в основном для того, чтобы вызвать эмоции у аудитории.