Найти в Дзене

От Туркмении – до Индии: есть ли будущее у трубопровода ТАПИ?

Фото: energybase.ru
Фото: energybase.ru

Уважаемые читатели канала,

продолжая начатую ранее тему энергетики в Средней Азии, поговорим о трубопроводном проекте из Туркменистана через территорию Афганистана и Пакистан в Индию (ТАПИ), о котором активно заговорили ещё в 2000-х годов. Согласно первоначальному замыслу, крупнейшее газовое месторождение Галкыныш в Марыйском вилаяте через афганские города Герат и Кандагар, пакистанские Кветту и Мултан предполагалось связать с городом Фазилка на западе Индии.

Карта газопровода TAPI
Карта газопровода TAPI

Общая протяженность «трубы» мощностью более 30 миллиардов кубометров газа в год должна была составить 1800 км (207 км по территории Туркмении, 774 км по Афганистану и 826 км – по территории Пакистана до границы Индией). Мощность ТАПИ может превысить 30 млрд. кубометров газа в год.

До сих пор проект практически не двигался, за исключением частичного 200-километрового участка «трубы» по территории Туркмении. В феврале 2018 года состоялась даже закладка афганского участка ТАПИ, но затем процесс застопорился. Основные тому причины – перманентная нестабильность в Афганистане и традиционная вражда Индии с Пакистаном. Предполагаемые доноры в виде Азиатского Банка Развития и некоторых других структур, несмотря на создание в 2014 году соответствующего газового консорциума, кредитовать столь рискованный проект, мягко говоря, не спешили.

Фото: Евроньюс
Фото: Евроньюс

Казалось бы, приход к власти в Кабуле новой власти в лице запрещённой в России террористической группировки «Талибан» должен окончательно «похоронить» проект – уже хотя бы потому, что новое афганское «правительство» большинством членов ООН не признано, и даже с соседним Пакистаном его отношения довольно-таки сложные. Напомним, именно на Исламабад указывали многие наблюдатели, комментируя стремительное продвижение отрядов талибов в сторону афганской столицы весной и летом прошлого года. Однако граница между двумя странами (так называемая «линия Дюранда», прочерченная этим британским офицером ещё в XIX веке), разделяющая пуштунские кланы и племена на две части, ни одним афганским правительством не признавалась. По некоторым свидетельством, именно отказ это сделать и привёл в сентябре 1996 года к казни бывшего президента Афганистана Мохаммеда Наджибуллы, когда талибы захватили Кабул в первый раз.

Сейчас ситуация в стране стремительно деградирует, и именно это обстоятельство, как можно предположить, вынудило новых хозяев Кабула вспомнить о списанном, казалось бы в утиль проекте газопровода ТАПИ. В январе 2021 года в столице Туркмении Ашхабаде побывала представительная делегация движения «Талибан» с целью обсудить реализацию общих инфраструктурных проектов. К слову, это не только ТАПИ, но и высоковольтная линия электропередачи Туркменистан – Афганистан – Пакистан, а также развитие железнодорожного сообщения.

По итогам переговоров, как сообщается в аккаунте МИД «Исламского Эмирата Афганистан» в социальной сети Twitter, достигнута предварительная договоренность о возобновлении работ по строительству газопровода ТАПИ уже в марте 2022 года. В ближайшем будущем на этот счёт планируется подписать необходимые документы. Сообщается, что Туркменистан рассматривает вопрос о выделении Кабулу кредита на покрытие его доли в работах по проекту, возвращать который планируется уже после того, как «труба» заработает.

Здесь надо сразу сказать вот о чём. Несмотря на то, что Туркменистан – страна весьма закрытая, имеются признаки, мягко говоря, острой нехватки средств в её государственном бюджете. Что касается Афганистана, то после бегства бывшего президента Ашрафа Гани все его зарубежные банковские авуары заморожены, и перспективы их разморозки пока не просматриваются. Между тем, общая стоимость ТАПИ, по различным оценкам, может составить от 7,5 до 10 млрд., причём более реалистичной выглядит именно «верхняя» планка.

И талибы, и Ашхабад, по понятным причинам, заинтересованы в возобновлении строительства. Страна на восточном берегу Каспия по запасам «голубого топлива» занимает 4-е место в мире, и стремится заработать на его экспорте не только в Китай (куда уже проложено четыре «нитки» газопроводов), но и в сторону Индийского субконтинента. Кроме того, имеются планы подключения Туркмении к «Южному газовому коридору» из Азербайджана через Грзию и Турцию на юг Европы, что предполагает строительство «интерконнектора» в Каспийском море.

Так или иначе, на фоне повышение мировые цен на энергоносители объективно работают в пользу поставщиков нефти и газа. Теоретически, не останутся внакладе и транзитёры, в первую очередь – Афганистан, которому бесперебойная работа ТАПИ могла бы принести столь необходимые 500 миллионов долларов в год, а также ежегодные поставки «голубого топлива» в размере от 500 млн до 1,5 млрд. кубометров в год. Вот только получится ли, наконец, реализовать этот амбициозный и вроде бы выгодный всем сторонам проект, разговоры о котором идут вот уже практически три десятилетия?

Будущее покажет, однако создаётся впечатление, что и сейчас всё будет отнюдь не так просто, как это, возможно, покажется со стороны.

Пишите Ваше мнение, присоединяйтесь к нашему каналу, узнавайте больше!