Найти в Дзене
Олег Подузов

3. Советские гоночные мотоциклы: М - 80.

ГМЗ в Горьком был образован в начале Великой Отечественной, путем слияния эвакуированных Харьковского, Ленинградского, и Тульского мотозаводов. В 1946 году на заводе под руководством главного конструктора Н. Гудкина был создан первый гоночный мотоцикл, получивший индекс М - 80. Выпустили таких мотоциклов пять штук, однако эта страница нашей гоночной истории достойна упоминания. По всей видимости, единственный сохранившийся до наших дней М - 80 находится в Самаре у В. Шеянова.

М - 80 из коллекции В. Шеянова.
М - 80 из коллекции В. Шеянова.
-3

Основные детали ,такие ,как рама, передняя вилка, были взяты от серийного М - 72, ходовая часть облегчена. Двигатель представлял собой картер от М - 72 и цилиндры и головки, повторяющие конструкцию  деталей BMW - R - 75 (по другим сведениям, это и были детали от BMW). Впускные каналы отполированы. Степень сжатия доведена до 9,5 ед., установлен распредвал собственной конструкции, мощность двигателя доведена до 40 л.с.

-4
-5

Два экземпляра машины передали по разнарядке спортобществу “Трудовые резервы”. Летом 1947 года заслуженный мастер спорта СССР Евгений Грингаут установил на одной из них абсолютный всесоюзный рекорд скорости – 172 км/ч. В статье, посвященной этой победе Евгений Иосифович писал - "Советские гоночные мотоциклы скоро станут лучшими в мире".

Евгений Грингаут
Евгений Грингаут
Е. Грингаут на мотоцикле М - 80.
Е. Грингаут на мотоцикле М - 80.
-8

Сам завод по планово-экономическим показателям оставался худшим в Министерстве автомобильной промышленности (план производства выполнялся лишь наполовину, а себестоимость достигала 190 % от запланированной). В итоге 11 сентября 1948 года было принято постановление Совета министров СССР о расформировании Горьковского мотозавода. Производство М-72 в 1949 году было переведено в Киев, где он получил своё наименование- Днепр, куда отправилась большая часть оборудования, а также около сотни сотрудников ГМЗ. Наум Гуткин перешел на работу в ЦКЭБ в Серпухов.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ

Тип верхнеклапанный оппозитный

Объем двигателя, см3 746

Диаметр и ход поршня, мм 78 x 78

Мощность 40 л.с. при 6000 об/мин

Зажигание батарейного типа

Карбюратор К-37 – 2 шт.

Аккумулятор 6 В

Сцепление сухое

Коробка передач 4-х ступенчатая

РАМА И КОЛЕСНАЯ БАЗА

Тип рамы стальная трубчатая

Передняя подвеска телескопическая

Задняя подвеска пружинная

Тормоза колодочные

Размеры колеспереднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов

Размеры колеспереднее – 21 дюйм, заднее – 20 дюймов

РАЗМЕРЫ

Длина, мм - 2 050*

Ширина, мм - 810*

Высота, мм -1 000*

Колесная база, мм -1 400*

Клиренс, мм -150*

Высота сидения - 750*

Масса, кг -192

Упомянем так же 500 кубовый гоночный мотоцикл ГМЗ, о нем ничего не известно, осталось только одно фото.

-9

На этом все о заводе ГМЗ и М - 80.