Сразу отмечу, что при таком раскладе, вариант истории будет криминальным, хотя, на мой взгляд, рациональное зерно здесь могут найти приверженцы всех версий. Начну с того, что сам выход на склон кажется мне нелогичным. Это позднее время, небольшое расстояние перехода и палатка, поставленная в неудобном месте. На мой взгляд, я смог найти объяснение всем этим событиям. Простое, логичное, но не настаиваю, что единственно верное.
Просто так действительно объясняется многое. В своих рассуждениях я отталкивался от уже имеющихся фактов и выводах, к которым я пришёл за время ведения канала. Возможно, где-то ошибаюсь, но уверен, в комментариях меня поправят. Однако задавая постоянно вопросы подписчикам и подкидывая темы для обсуждения, я просто обязан выдвинуть хоть какую-нибудь версию. Расклад дам схематично, без акцента на деталях. После этого поясню, почему я пришёл именно к таким выводам. Итак, поехали. 1 февраля 1959 года. Утро.
Группа собирает лагерь на месте своей предпоследней стоянки. У ребят запланирован выход к Отортену, у подножья которого запланирован лагерь перед восхождением. Расстояние планируется пройти за 1 день. Накануне это помешала сделать погода, и группа откатилась вниз.
При подъёме, на том месте, где впоследствии нашли палатку, Александр Колеватов ломает лыжу и травмирует ногу. Поломка лыжи некритична: такое в походах случается часто, для этого и берётся ремнабор. С ногой сложнее, и к Отортену Александр явно не ходок. Однако обузой и причиной отказа от восхождения парень быть не собирается.
На месте проводится совещание и принимается решение (Дятловым или коллегиально), что Александр дождётся возвращения группы внизу, в том месте, откуда только что ушла группа. Пока, ребята ставят палатку на месте, чтобы не терять высоту. Погода хорошая, поэтому ничего не мешает разбить лагерь. Устанавливается палатка. Учитывая, что у группы получается минус два участника (Александр и тот, кто останется с ним), требуется перекладка и перераспределение снаряжения. Поэтому принимается ещё одно решение – сделать внизу лабаз, куда отправляется часть продуктов и снаряжения. Там же Александр с сопровождающим будут дожидаться возвращения группы.
В установленной палатке вещи вываливаются из рюкзаков, сортируются. Ребята перекусывают корейкой. После этого, Тибо и Золотарёв, сложив вещи в рюкзак и прихватив запасные лыжи отправляются сооружать лабаз. После их ухода, оставшиеся у палатки замечают дымок костра в районе небезызвестного кедра. Геологи или манси. В обоих случаях, это выгодно группе. У первых может быть рация, со вторыми можно договориться чтобы отправить Александра в Вижай.
Вниз спускаются Дорошенко и Кривонищенко. Через некоторое время после них туда же уходят Дятлов, Слободин и Колмогорова. Люда Дубинина и Александр Колеватов остаются в палатке. Первый не может нормально передвигаться, поэтому лежит на расстеленном одеяле и рисует боевой листок, чтобы поднять настроение ребятам, когда они вернутся. Люда, как завхоз перебирает продукты.
После этого… Впрочем, дальнейший вариант возможного развития событий оставлю на потом, когда вы камня на камне не оставите от этих моих рассуждений))). А может и подтвердите, что именно так всё и могло быть. В любом случае, для критики и конструктивного диалога я открыт всегда.
Пояснения
А теперь расскажу, почему всё было именно так и не иначе.
- Ранний выход. Как вы знаете, в туротчётах я покопался изрядно. И нигде не встречал, чтобы группа поздно выходила на подъём. Почему в этом случае ребята должны были поступить иначе? Пусть они были неопытными, но ведь не глупыми.
- Погода. Отсутствие ветра и бурана подтверждается метеосводкой со станции Бурмантово. Пока это единственный документальный факт. Кто-то наверняка возразит, что Дятлов имел опыт подобной ночёвки в пургу на склоне и решил повторить. Напомню, что в 1958 году. Из-за сильного ветра поставить палатку группа не смогла, и провела ночь просто завернувшись в брезент. В нашем случае палатка не только стоит, а стоит капитально по всем правилам.
- Лабаз. Многим кажется странным, что закладка продуктов находится не рядом с местом стоянки. В озвученном выше раскладе, это объясняется тем, что сразу лабаз и не делали, а потом ребята просто нашли более подходящее место.
- Как спустились по склону без лыж. Если принципиально, могу найти, как туристы с палками идут на подъём, убрав лыжи за клапан рюкзака. Почему так нельзя спуститься, особенно если склон знаком и расстояние небольшое.
- Почему Тибо и Золотарёв. У первого на руках двое часов (лист УД 352), кроме того, Николай хорошо рисовал кроки. Этим он занялся и в этот раз, нанеся яму с продуктами на выкопировку карты лесничества. Как я прочитал на канале «Буря над Отортеном», двое часов могли использоваться для определения долготы и широты. У Золотарёва на левой руке компас (лист УД 349). Тоже полезная вещь для определения местоположения. Кроме того, у Семёна в заднем кармане сложенная газета, поэтому вполне мог заодно сходить «до ветра», постеснявшись делать это наверху.
- Почему боевой листок рисовал именно Колеватов. Парень с юмором и не лишённый самоиронии. Его запись есть в общем дневнике группы. Листок написан в таком же ироничном стиле. В пользу того, что Александр остался в палатке, могут отнести и тот след отправления естественных надобностей, обнаруженный Темпаловым. Колеватов просто не мог отойти подальше, поэтому пристроился рядом с палаткой.
- Почему туристы ушли от палатки к кедру именно в такой последовательности. По групповым признакам. Дорошенко и Кривонищенко раздеты, есть следы воздействия огня. Тибо и Золотарёв полностью одеты, что даёт основания многим исследователям полагать, что на момент развития событий их не было поблизости. Ну а Зина, Слободин и Дятлов находятся головами по направлению к палатке, на одной прямой линии. Возможно, что они пытались убежать от кедра вверх.
Я не настаиваю, что абсолютно прав. Но в целом, многое сходится и выглядит вполне рационально. Что скажете?