Найти тему

Когда нет денег. Часть 2. Трудный переход: от мышления наемника к образу мысли предпринимателя

Я был уверен, что Андрей Валентинович, Андрей, как мы договорились с ним называть друг друга – без отчества, больше мне не позвонит. Но через два дня диалог возобновился.

Проблемы тяготят

- Здравствуйте, Алексей! Удобно говорить?

- Да. Андрей?

- Да, я.

Андрей сделал паузу.

- Простите, может не вовремя…

- Да нет, нормально. Есть время. Готов с Вами пообщаться.

- Мы с Вами как-то быстро и неожиданно тогда закончили разговор. Я думал Вы мне какой-нибудь совет дадите.

- Мне кажется, мы тогда хорошо закончили. Главное, ведь, что Вы успокоились.

- Да, благодарю Вас. Действительно после нашего с Вами разговора, как-то спокойней на душе стало. Тогда весь день почти уже не переживал. Спокойно размышлял…

- Что-то решили?

- Честно? Ничего не могу решить. Не знаю, на самом деле, что делать!..

Андрей начал говорить громко, возбужденно. Как будто от громкого его голоса кто-то третий должен был включиться в наш диалог, непременно должен был обратить на Андрея внимание, услышать его просьбу и немедленно дать ответ.

А я тоже тянул со своими советами. На самом деле, я не был уверен, что кто-либо вообще может воспринять мой совет, предложение. Тем не менее что-то тянуло нас друг к другу. Впрочем, я не настаивал на общении. Да и Андрей особенно не проявлял требовательность до этого звонка. Он судя по всему просто страдал от того, что не мог найти ответа.

-2

Воспоминания радуют

- Андрей, Вы говорили, что не можете найти работу. Что за работа, или какая профессия, или где Вы трудились до увольнения?

- Я был инженером по технике безопасности. Сократили… Наверное и предприятие закроется. Не знаю. Что-то у них там все тускло…

- Значит, Ваша профессия не пользуется ажиотажным спросом, так сказать?

- Да, видимо. Не нужен я уже…

- А Вы когда-нибудь были предпринимателем?

- Нет…

- Может быть сад, огород есть? Может с дачного участка что-то продавали?

- Это да. Как обычно: огурцы-помидоры. Но в основном жена. Кстати, чеснок был хорош в прошлом году. Да, продал пару килограммов соседу.

- Ну, вот. Значит, как говорят «предпринимательская жилка» есть?!

- Так-то есть.

Андрей оживился, вспомнив про хороший урожай чеснока…

Все новое иногда напрягает

Я продолжал.

- Вот, Вы месяц работает, а зарплата только в конце месяца. Так?

- Ну, аванс еще бывает. Два раза получается…

- А когда продавали чеснок, деньги-то сразу получали?

- Конечно! Кто же в долг-то будет продавать?

- Значит, надо найти способ продаж. Так получается?

- Так.

- Так ищите!

- Где?

- У знакомых. У тех, кто что-то продает. Учитесь продавать.

- У меня нет таких знакомых.

- Значит, если бы были, то Вы попробовали бы продажи?

- Не знаю…

Последний «пинок»

Я был уже готов в любой момент прекратить диалог.

- Андрей! Вы интересный человек. Вы как хотите выйти из своей ситуации? Чтобы ничего не поменялось у Вас лично, в Вашей жизни, а ситуация поменялась! Так?

- Как-то так, наверное. Но нет. Надо менять… Вот только что менять-то?

- Себя!

- Как?

- Вы были наемным работником, а надо стать предпринимателем. Ответственность за Вашу зарплату брал предприниматель, директор фирмы, который платил Вам гарантированно деньги. А теперь Вы сами берете ответственность за себя. Он ведь продавал, созданную всеми вами в фирме продукцию или услуги? Так?

- Так…

- Чем ваша фирма занималась?

- У нас была строительная фирма…

- Хорошо, стройка. Так теперь Вы берете товар и идете продавать! Вот и все.

- И что продавать?

- Подождите, Вы согласны продавать?

- Не знаю… Я не умею…

- Можно научиться.

- Не знаю, получится ли у мня?

- Подумайте, если у Вас нет других вариантов, позвоните, я расскажу об этом бизнесе.

Я решил побыстрее закончить этот тягомотный диалог. Хочу-не хочу, знаю-не знаю, умею-не умею. Пусть сам решает. Зачем мне его тянуть куда-то?

- Тогда до свидания, Андрей!

Я быстро отключил телефон. Мне показалось, что Андрей что-то еще говорил в трубку, или хотел сказать. Но это для меня было уже не важно. «Сопли и слюни» размазывать по своей жилетке я был не намерен. Тем более, не свои, а чужие… Мне стало смешно от этой своей метафоры.

Этот трудный «переход»

Этот первый переход – от мышления наемного работника к мышлению предпринимателя очень важен.

Бесполезно предлагать человеку какой-либо бизнес, схему, вообще, саму систему продаж, если он все еще рассчитывает получать гарантированно зарплату за то, что он ходит на работу. Конечно, я уверен, что Андрей, как говорится, не протирал штаны на стройке, будучи столоначальником, имея удобное кресло. Он также как все месил грязь, бегал по этажам высотных зданий, писал отчеты, вел журналы инструктажа, отбрехивался перед проверяющими. Все понятно! У него была своя зона ответственности и входила в обеспечение качества труда фирмы.

Были и работники, в зону ответственности которых входило обеспечение качества выполняемых работ.

Наверняка, за его многолетнюю службу были случаи, когда приходилось идти на сделку с собственной совестью, идти на поводу у начальства и уговаривать работника, получившего травму на стройке, что тот якобы пострадал дома. Например, неудачно упал со стремянки, вкручивая …лампочку в люстру.

Подумай! Определи свою зону и возьми ответственность за нее

А вот руководитель предприятия брал на себя особую роль: ответственность по продаже их выполненных строительных работ. Не значит, что он не брал ответственности за все остальные сферы. Нет! Он просто делегировал часть своей ответственности по другим сферам на других руководителей и работников фирмы. Конечно, единолично в целом, отвечая за все: за все работы, за всю фирму, перед всеми, с кем приходится фирме взаимодействовать, как внутри нее, так и вовне – от собственных работников до контролирующих и проверяющих органов.

И вот, как обычно, при первых серьезных трудностях, поворачивается мышление у таких людей, как Андрей: виноваты все, я никому не нужен.

И очень трудно сместить его зону ответственности с продукции, функции, на зону продаж.

В нынешних компаниях, которые предлагают их участникам быть продавцами, теперь, как правило, товар хороший, качественный. Лучше, конечно, продукцию «проверить на себе». И, наконец, мобилизовав себя, включиться в работу в качестве продавца. В таких компаниях, очень хорошо налажена система обучения продавцов. Даже в России, где многие десятилетия быть продавцом считалось чем-то зазорным. Быть продавцом в магазине – себя не уважать. Вот инженер! Это да! Теперь баланс морального выравнивается: «все профессии хороши, выбирай на вкус».

-3

«Треугольник» и выход из него

Можно много рассказывать таким людям, как Андрей, что я – причина всех проблем и радостей, которые случаются со мной. Такие выводы могут принять только прошедшие психологические тренинги. Не всякий священник найдет способ просто и доступно объяснить человеку, что во всем прежде нужно повинить себя. Но эти объяснения идут несколько с другой стороны – со стороны понятия грех.

В христианстве, например, начало подобных рассуждений идет от отказа от осуждения. Не осуждай, не осуждай, не осуждай. Вообще никого не осуждай. Тогда какой вывод? Я что ли виноват? Но традиция христианской аскетики говорит не о чувстве вины, а о смирении.

И как раз здесь и происходит «нестыковка» психологии и религии: науки и веры, обыденного мышления и религиозного мировоззрения.

Вопрос виноватого решен в психологии: всякий, вводящий себя в чувство вины, включает себя в треугольник отношений. Этот треугольник очень жесткий и вырваться из него очень трудно: палач-жертва-спасатель. Эти психологические состояния в общем легко понятий с эмоциональной точки зрения.

Вот, я жертва. Меня мучает палач: начальник, гаишник, чиновник. И я ищу спасателя: друга, жену, прохожего, соседа, вообще незнакомого человека, чтобы пожалиться, поплакать в жилетку.

Вот, я спасатель. С работы приходит жена, нервничает, рассказывая про коллегу, который ее подставил. И тут я с чувством справедливого возмущения встаю на защиту родной половины: угрожаю гаду-палачу, сотрясая воздух громким высказыванием и взмахами кулаков.

Вот, я палач (в других источниках: агрессор, тиран, преследователь). Ребенок получил «двойку» по «любимому мною предмету». Мы ведь, все вынуждены учить за детей уроки. Столько задают! «Как?! Мы ведь с тобой столько занимались! Ты же мне все рассказал! Что случилось? Ты просто бездарь, тупица!», - наказываю своего отпрыска гневными эпитетами. Если ребенок еще не очень взрослый, то с удовольствием ставлю его в угол.

Так что в треугольнике все ходят по кругу, думая, что что-то меняется в их жизни.

Выход из треугольника означает изменение отношения к ситуации. Когда я перестаю винить, наказывать и погружаться в состояние жертвы, я начинаю использовать ситуацию как возможность. Это сначала трудно понять. Но путем нескольких разборов и с помощью хорошего наставника, наконец становится нормой поведения и входит в мировоззрение. И тогда, это становится первой победой. Первой победой над собой!

(Продолжение, начало в вып. от 9 февраля)