Найти тему
Александр Иванов

История 9. Играем по-крупному. Аммиак.

После опыта с топливом и маслом, заниматься уж чем-то совсем мелким не хотелось. Хотелось что-то по-настоящему большое, прибыльное, и, главное - надолго. Однако, когда появилась идея продать состав аммиака, я долго не воспринимал ее всерьез. Просто потому, что не мог поверить, что это вообще возможно.

Судите сами. Разве можно представить, что тройка крупных (и успешных) предприятий, для решения такого мелкого (для них) вопроса как поставка нескольких тысяч тонн аммиака, не смогут обойтись без нас - "коммерсов", как нас тогда называли?

В реальности - все так. Не могли обойтись. Или не хотели. Я даже и не знаю, почему. В общем, ситуация была такая. Три хим.предприятия, назовем их для краткости "Азот", "Аммофос" и "Карбамид" работали в тесной связке, выпуская определенный ассортимент удобрений. При этом, "Азот" имел собственное производство аммиака, потреблял его сам и на 100% снабжал этим сырьем два других предприятия и активно отправлял его на экспорт по железной дороге. "Карбамид" получал аммиак только по трубе с "Азота", и собственных терминалов для разгрузки, например, аммиака их ж/д цистерн не имел, как не имел и собственных хранилищ. "Аммофос" - большое предприятие, поэтому имел возможность получать аммиак как с "Азота" по трубе, так и принимать его ж/д цистернами. Соответственно - имелись у него и хранилища.

Но в этой налаженной системе был один нюанс. Каждый год, летом, "Азот" попеременно останавливал первый и второй агрегаты по производству аммиака на плановые месячные ремонты. На этот период полностью преращался экспорт и..... останавливался "Карбамид" - в плановом ремонте он не нуждался, ему просто не хватало сырья. В этой ситуации было что-то ненормальное, и мы, естественно, решили на этом заработать.

Я не помню, кому конкретно из команды пришла в голову в меру гениальная мысль, что раз экспорт аммиака прекращается, то и специализированный подвижной состав под аммиак (цистерны по 60 и 120 тонн.) стоит без дела в тупиках "Азота". "Карбамид" долго уговаривать не пришлось - в период вынужденного простоя он быстро согласился на поставку 5000 тонн аммиака, даже не особо торгуясь по цене, лишь бы не останавливать производство на месяц. Выработка, конечно, в этот месяц была бы существенно меньше плановой, но это лучше, чем стоять совсем. Следом пришлось договориваться с "Аммофосом", чтобы он принял у нас аммиак, и уступил аналогичный объем "Карбамиду", который тот получит от "Азота" по трубе в период ремонта. Оставалось взять в аренду подвижной состав на "Азоте". Это оказалось поразительно легко, и мы лишь много позже поняли, почему.

Дело в том, что в период ремонтов транспортный цех "Азота" ремонтирует и подвижной состав, готовя его к сезону экспорта. Заводчане, традиционно презираюшие "коммерсов" спихнули нам максимально убитые цистерны, естественно, забыв об этом упомянуть в договоре аренды. Зато не забыли написать, что возвращается из аренды подвижной состав в состоянии полной исправности. Мы, находясь во власти эйфории от грядущей прибыли, просто не обратили на это внимание.

А когда первые цистерны пришли в Тольятти и встали под загрузку на местном "Азоте", наш факс (да, была тогда в ходу такая техника) просто закипел от гневных писем. Неисправна была КАЖДАЯ цистерна. Из тольятти писали, что не будут грузить в неисправные бочки и требовали немедленно забрать порожняк. А цистерны все прибывали и прибывали.

Разруливать нужно было быстро, и уже через сутки туда прибыл командированный нами "специалист", вооруженный сотовым телефоном (редкий и весьма солидный аксессуар в те времена), внушительной суммой в налике и решительным настроем пить и "решать вопросы" столько, сколько нужно. "Специалист" ничего не знал про аммиак, но хорошо умел общаться с работягами. Ремонт цистерн начался той же ночью, без документов и отметок в паспортах, естесвенно. К концу мероприятия (через три недели), весь налик был потрачен, вся водка выпита, а за "специалистом" отправилась машина, так как он потерял где-то паспорт и самолетом вылететь никак не мог.

Убыток, конечно, от этого нежданного ремонта был очень велик, но и оставшаяся прибыль весьма радовала. Операция завершалась. Не так счастливо, как планировалось, но все же в огромный плюс. И тут мы, по неопытности, совершили страшную ошибку, написав гневную рекламацию в транспортный цех "Азота", требуя компенсацию за ремонт подвижного состава. На что получили качественный и едкий отлуп - в паспортах отметок о ремонтах нет, поэтому.... "вы все врете" и позорите честь нашего предпрития. За что и попадаете навсегда в "черный" список.

Вот так перспективное дело оказалось одноразовой, хотя и вестьма доходной операцией.