Помнится, в детстве (которое было в другой реальности, давным-давно) я очень боялась гусей. А их много тогда было в деревне, где жила бабушка. И очень гуси не любили, когда мимо них проходила шумная детвора. Да и не шумная тоже. Почти всегда какой-нибудь гусь, считавший, видимо, личным пространством всё находящееся вокруг него в радиусе двадцати метров, завидев в этих пределах приближающихся людей, с громким шипением, хлопая крыльями бежал к "нарушителям границ", стараясь больно ущипнуть. Детям пяти-семи лет было страшно.
Особенно если встреча с "агрессором" происходила один на один.
Группой же мы хорохорились друг перед другом, похваляясь, что не боимся. И ходили мимо гусей цепочкой, показывая пернатым "фигушки" на вытянутых в их сторону руках. Считалось, что "фигушек" гуси боятся и, увидев, уйдут подальше. Ну, и ещё всякие у нас были способы противостояния гусям и демонстрации собственной храбрости перед товарищами. Хвалились, а коленки дрожали...И уж точно в то время никакой красоты в этих домашних птицах я не находила. Для детей ведь в мире всё просто устроено: красивы только "хорошие", а "плохие" не могут быть красивыми. Гуси были злыми, и значит, плохими.
Прошло много лет. Гуси, как и прочая домашняя живность, стали редкостью. Их живописные изображения вызывают ностальгию. А такие, как на картинах Кириака Константиновича Костанди, — чувство восхищения. И красотой гусей, и мастерством художника.
Нет никакого страха, хотя гуси идут прямо на зрителя. Эти гуси кажутся добрыми и прекрасными. Их оперение словно переливается, впитывая и отражая различные оттенки заходящего солнца и вечернего воздуха, наступающих летних сумерек, поэзию заканчивающегося дня. Волшебная и завораживающая картина!
Кириак Костанди (1852 - 1921) — украинский художник греческого происхождения. Закончил Императорскую Академию художеств в 1882 году и затем вернулся в Одессу. В 1897 году примкнул к движению «передвижников». Был одним из основателей Товарищества южнорусских художников и председателем этого общества с 1902 года по 1920 год.
В 1907 г. получил звание академика Императорской Академии художеств.
Большая часть жизни и работы Костанди связана с Одессой. Преподавал в Одесском художественном училище имени Великого князя Владимира Александровича. С 1917 года был директором Одесского городского музея.
Следовал реализму, но некоторые его работы можно причислить к импрессионизму. Работы находятся в музеях Одессы, Киева, Москвы, Петербурга.
Это очень краткое описание биографии, перечисление наиболее важных дат. Подробнее прочитать о жизни Кириака Костанди и познакомиться с его творчеством можно, например, в Энциклопедии мировой живописи.
Я же хочу остановиться на теме гусей.
В Одессе в начале прошлого века шутили: если увидел гуся, тащи к Костанди — он сделает из гуся шедевр. В каждой шутке есть доля правды. В этой шутке — доля весьма значительная. Гуси часто появлялись на картинах художника. Чем-то они привлекали его. Впрочем, Кириак Константинович брал сюжеты из жизни, из окружающей действительности, писал близкое и родное, знакомое всем.
Картина "Гуси", репродукция которой приведена выше и на фоне которой сделано фото художника, определённо написана под влиянием импрессионизма. Недаром Костанди называли русским Писсаро. Работы Писсаро и других импрессионистов Кириак Константинович видел воочию. Он несколько раз бывал в Европе, где посещал музеи и выставки, знакомился с новейшими течениями в искусстве. И вслед за импрессионистами стал приверженцем пленерной живописи, старался в своих работах остановить мгновение, передать свет, настроение.
Виктор Михайлович Васнецов говорил одесским художникам: "Берегите… как зеницу ока своего Костанди. Он у вас, по-моему, барбизонец. Я не могу забыть его «Гусей», столько там солнца". Илья Ефимович Репин ценил умение Костанди точно передавать колорит, чувствовать нюансы цвета и называл живописные произведения коллеги "бриллиантами".
Видеть красоту в простом, повседневном, слышать "звучание красок" Кириак Константинович учил и своих учеников, многие из которых стали впоследствии известными живописцами. Пётр Нилус, Степан Колесников, Исаак Бродский, Митрофан Греков, Алексей Шовкуненко и многие другие начинали свой путь в искусстве под руководством Костанди.
Исаак Бродский моментально узнал почерк учителя, когда в 1920-ом году в голодном Петрограде обнаружил "Гусей" среди других полотен в рулонах на развалах Гостиного двора. Бродский немедленно приобрёл картину для своей знаменитой коллекции. И сейчас "Гусей" Костанди можно увидеть в музее-квартире И.И. Бродского в Петербурге.
Вариант этой картины, в два раза меньшего размера (45 x 35 см), написанный в 1913 году на картоне, находится в Национальном художественном музее Украины в Киеве.
Когда говорят о Костанди, именно "Гуси" 1911-ого года вспоминаются мне в первую очередь. Простой сюжет, показанный очень лирично. Шедевр.
Прекрасны и другие гуси, запечатлённые Костанди. Прошло больше века с тех пор, как художник изобразил их. Но они и сейчас продолжают радовать зрителей. Хорошие гуси, совсем не страшные. Добрые. :)
Следующей картине, хранящейся в Русском музее, даже посвящены стихи. Автор Иван Есаулков.
Весенний трепет небольшого полотна.
На нём внимательному зрителю видна
С обветренным лицом курносая девчонка,
А также гуси белоснежные в сторонке.
В густую тень кустов запрятавшись, сидит
Пастушка, за гусиной стайкою следит
И в это время деловито что-то вяжет.
«Работница!» - о ней любой, конечно, скажет.
Лучами солнца вся обожжена трава,
Контрастна ей деревьев и кустов листва.
По травке гуси деловитые гуляют,
Их крылья белые на солнышке сияют.
А девочка не забывает про гусей.
Одежда выгоревшая видна на ней.
Проникновенно, ласково и тонко
Написаны и гуси, и девчонка!