Конечно можно, но нужно знать как работает сам приём 180 градусов (или восьмёрки — второе название приёма), чтобы нарушить его.
Вот как оно звучит: При съёмке диалога двух и более человек, камеры ставим только с одной стороны. Если снимаем диалог справа, то каждый актёр должен быть подснят с правого положения камеры.
Так делают, чтобы при просмотре зрители сформировали мысленную карту, как в кадре располагаются актеры, и с первого плана знали, что «Один слева, а второй справа".
Есть и такая штука — если одного человека снимать из-за правого плеча собеседника, то второго надо показать из-за левого плеча первого. Это и есть восьмёрка — камеры на одной стороне, а зритель не путается.
Но давайте зададимся вопросом:
А действительно ли путается зритель, неужели в эффекте Кулешова, где зрителю нужно додумать самому, что произошло — он не путается? А вот при смене стороны кадра обязательно запутается.
Вряд ли, максимум — получит дискомофрт. А при нарушении 180 градусов мы этого и добиваемся. Обычно на площадках за такими нарушениями следит скрипт-супервайзер.
Да и правило остается правилом, пока вы его соблюдаете. Зрители не такие глупые, какими их считали 60 лет назад, но парадигма «не сотрясать фундамент стандартов и правил» осталась.
Посмотрите фильмы Ясудзиро Одзу, Робера Брессона и Карла Дрейера. В их работах вы найдете много техник, нарушающих комфортный монтаж.
Но самый наглядный и известный пример «Сияние» Кубрика.