Найти в Дзене
на волне

Права ГИМС: Правила плавания судов по ВВП (интернет-конспект)

Обработка официального документа в виде конспекта. Правила плавания судов по внутренним водным путям устанавливают порядок плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации, правила движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей. Первоисточник и полный текст документов (далее Правил) доступны: Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку. Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению. Основные понятия ВВП - внутренние водные пути (классификация ВВП). ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов. Затон – часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов. Акватория – водное пространство в пределах рейда, затона, порта. Зона прибрежного плавания - участок акватории между полосами системы разделения движения и береговой чертой. Цель установ
Оглавление

Обработка официального документа в виде конспекта.

Правила плавания судов по внутренним водным путям устанавливают порядок плавания судов по внутренним водным путям Российской Федерации, правила движения и стоянки судов в бассейнах внутренних водных путей.

Первоисточник и полный текст документов (далее Правил) доступны:

Самоподготовка выполняется на страх и риск того, кто выполняет самоподготовку.
Для тех, кто не готов брать эти риски на себя, рекомендую пройти подходящие качественные курсы по судовождению.

Основные понятия

ВВП - внутренние водные пути (классификация ВВП).

Классификация ВВП
Классификация ВВП
ГОСТ 23903 Пути водные внутренние и их навигационное оборудование. Термины и определения

Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.

Затон – часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.

Акватория – водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

Зона прибрежного плавания - участок акватории между полосами системы разделения движения и береговой чертой. Цель установления 3оны прибрежного плавания - удерживать суда местного плавания на достаточном расстоянии от СРД.

СРД - система разделения движения. В СРД движения судов осуществляется по "полосам" обозначенным соответствующими знаками.
Зону прибрежного плавания могут использовать:
- суда длиной 20 метров и менее;
- парусные суда;
- суда, занятые ловом рыбы;
- суда, следующие к/от месту/a посадки/высадки лоцмана или какому-либо другому месту, которые находятся в пределах зоны прибрежного плавания, или для избежания непосредственной опасности.

Судовой ход на ВВП

Судовой ход (фарватер) – водное пространство на внутреннем пути (реке), предназначенное для движения судов и обозначенное на местности и/или карте.

По ссылке: Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода (ГОСТ 26600-98)

Основной судовой ход – судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

Дополнительный судовой ход - судовой ход, отходящий от основного, а затем соединяющийся с ним, а также судовой ход, отходящий от основного и предназначенный для подхода к берегу, причалам, затонам и т.п.

Основной судовой ход притока является дополнительным по отношению к основному судовому ходу реки, в которую этот приток впадает.

Ось судового хода – условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозначенная навигационными знаками.

Кромка судового хода – условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

Правой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная справа при движении вниз по течению.

Левой кромкой судового хода является кромка судового хода, расположенная слева при движении вниз по течению.

Рисунок из сети Интернет
Рисунок из сети Интернет
На транзитных судовых ходах водохранилищ правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения от зоны выклинивания подпора к плотине.
На подходах к портам, пристаням, убежищам, а также на судовых ходах притоков, впадающих в водохранилище, правая или левая кромка судового хода определяется по направлению течения к транзитному судовому ходу.
На каналах и озерах правая или левая кромка судового хода определяется по направлению условного течения.

Полоса движения – часть судового хода между его осью и правой (левой) кромкой.

Перевал судового хода – часть судового хода с одного берега к другому.

Судно считается идущим вверх, если оно осуществляет движение в направлении:

  • на участках ВВП, обозначенных знаками навигационного оборудования - от устья к истоку реки (против течения, вверх по течению), включая участки ВВП, где при отливах и приливах направление течения меняется;
  • на судовых ходах, отходящих от основного судового хода и предназначенных для подхода к берегу, причалу или затону (далее - дополнительный судовой ход) - от основного судового хода к берегу.
  • На озерах, каналах и водохранилищах направление оговаривается в соответствующих нормах и правилах.

Судно считается идущим вниз, если оно движется в направлении, противоположном движению вверх.

Правый берег - это берег внутреннего водного пути, расположенный справа от наблюдателя, смотрящего вниз по течению.

Левый берег – слева от наблюдателя, смотрящего вниз по течению.

Для обозначения судового хода на знаках используются цвета:
- зеленый на левом берегу,
- красный на правом берегу.
ГОСТ 26600-98

Правила плавания

Правила плавания определяют требования к судам, приоритеты и порядок действий при плавании на ВВП в зависимости от:

  • вида деятельности судов;
  • зоны и времени плавания;
  • типа судов и их размеров;
  • выполняемых судами маневров и сопутствующих обстоятельств.

Правила плавания на ВВП отличаются в зависимости от вида деятельности судов:

  • При плавании;
  • При ловле рыбы;
  • При выполнении работ и проведении специальных мероприятий;
  • При пассажирских перевозках.

Правила плавания на ВВП отличаются в зависимости от зоны и времени плавания:

  • При плавании судов по судовому ходу;
  • При плавании за пределами судового хода;
  • При плавании по СРД;
  • При плавании в зонах с особыми условиями (шлюзы, мосты, порты, каналы);
  • При плавании в ограниченных условиях видимости.

Требования к судовой сигнализации (знаки, огни и сигналы) и правила плавания на ВВП (приоритеты и порядок действия при расхождении судов), отличаются в зависимости от типа судов и их размеров:

  • судах с механическим двигателем;
  • маломерных судах;
  • парусных судах;
  • плотах;
  • судах, ограниченных в возможностях маневрирования.

Правила плавания на ВВП (порядок действий судов) отличаются в зависимости от выполняемых маневров и сопутствующих обстоятельств:

  • При встречном плавании;
  • При пересечении курсов судов;
  • При обгоне;
  • При буксировке;
  • При стоянке и швартовке.

Взаимные обязанности судов

Судовая сигнализация

На каждом судне должны использоваться предназначенные для организации судовой сигнализации средства (в соответствии с Законодательством): огни и знаки, звуковая сигнализация.

Сигнализация, используемая на судах при плавании по ВВП.

Права ГИМС: Судовая сигнализация на ВВП (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ2 марта 2022

Ведение наблюдения и оценка ситуации

Судоводители должны постоянно вести визуальное и слуховое наблюдение, а также наблюдение с помощью имеющихся технических средств применительно к существующим обстоятельствам и условиям для того, чтобы полностью оценить ситуацию, в которой находится судно.

В случае неуверенности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача или неправильное подтверждение сигналов, сомнении в безопасности маневра, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования) судоводитель должен уменьшить ход или прекратить движение судна до выяснения ситуации.

Навигационные знаки и огни, используемые на ВВП

Права ГИМС: Навигационные знаки и огни на ВВП (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ2 марта 2022
Для указания судового хода и организации движения судов, на ВВП устанавливаются знаки навигационного оборудования и навигационные огни, приведенные в приложении N 4 к Правилам.
Межгосударственный стандарт, Знаки навигационные внутренних судоходных путей (Министерство транспорта Российской Федерации, 2000).

Скорость судна

Каждое судно должно всегда следовать с безопасной скоростью с тем, чтобы оно могло предпринять действия для предупреждения столкновения и могло быть остановлено в пределах расстояния, требуемого при существующих обстоятельствах и условиях.

Судно на участках пути, где скорость движения ограничена, в соответствии с требованиями правил движения и стоянки судов, знака "Скорость ограничена" должно двигаться со скоростью, не превышающей установленного ограничения.

Движение на ВВП

Движение судов по ВВП регулируется знаками, приведенными в приложении N 3 к Правилам.

Основные маневры и сопутствующие обстоятельства:

  • движением маломерных судов на судовом ходу;
  • лов рыбы;
  • самосплав (на ВВП запрещено движение судов и плотов самосплавом);
  • встречное плавание;
  • пересекающиеся курсы;
  • обгон;
  • расхождение и пропуск;
  • движение по СРД;
  • использование зоны прибрежного плавания;
  • пересечение судового хода;
  • пересечение полос движения;
  • буксировка;
  • стоянка;
  • ограниченная видимость;
  • территории с особыми условиями плавания;
  • непредвиденные обстоятельства.

Движение маломерных судов на судовом ходу

Судно длиной 20 метров и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода (в СРД для движения маломерных судов предназначена зона прибрежного плавания). В случае, когда это невозможно, маломерное судно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромке судового хода в пределах 10 (десяти) метров от нее.

При (вынужденном) движении на судовом ходу, маломерное судно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами.

Судну длиной 20 метров и менее, а также парусному судну запрещается:

  • затруднять движение любого другого судна (состава), которое может безопасно следовать только в пределах судового хода;
  • останавливаться или становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих знаков навигационного оборудования (за исключением судов технического флота).

Судоводитель судна длиной 20 метров и менее не может требовать, чтобы другие суда на судовом ходу уступили ему дорогу.

Гидроциклы, водные лыжи, и других аналогичные средства: разрешается использовать за пределами судовых ходов и только в светлое время суток при видимости более 5 (пяти) километров.

Движение скоростных судов в неводоизмещающем положении разрешается только в светлое время суток при видимости 1 километр и более.
Экраноплан, эксплуатирующийся на ВВП, должен выполнять требования Правил как самоходное судно с механическим двигателем. Экраноплан при взлете, посадке и во время полета вблизи поверхности воды должен держаться в стороне от всех других судов и не затруднять их движение.

Лов рыбы

При лове рыбы запрещается:

  • затруднять движение любого судна (состава), которое может безопасно следовать только в пределах судового хода;
  • выметывать рыболовные снасти на судовом ходу на расстоянии менее 1 (одного) километра от судоходных пролетов мостов;
  • выметывать рыболовные снасти более чем наполовину судового хода;
  • начинать выметывание рыболовных снастей перед приближающимися судами (составами);
  • производить лов рыбы неводом несколькими судами, идущими фронтом, в пределах судового хода.

Суда, занятые ловом рыбы, должны выставлять соответствующие визуальные сигналы (для обеспечения видимости сигналов с других судов). Другие суда должны проходить на безопасном расстоянии от судна, выставившего такие сигналы.

"береговым" рыбакам при использовании рыболовных снастей также нужно соблюдать правила обеспечения безопасности плавания судов (обозначения и сигналы)

Самосплав

На ВВП запрещено движение судов (составов) и плотов самосплавом.

Встречное плавание

Движение двух судов, двигающихся навстречу друг другу:

  • на участке с двухсторонним движением судно должно следовать правой полосой движения (по ходу)
  • если двухстороннее движение затруднено (по путевым, гидрометеорологическим или иным условиям), судно должно придерживаться оси судового хода, обеспечивая готовность к безопасному расхождению со встречными судами левыми бортами.

Пересекающиеся курсы

Пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения.

Участки ВВП, на которых запрещается расхождение и обгон судов (составов), указаны в правилах движения и стоянки судов, на навигационных картах, атласах и обозначены на местности знаками "Расхождение и обгон запрещены" или "Расхождение и обгон составов запрещены".

На ВВП запрещены:

  • обгон и расхождение с одновременным нахождением на траверзе друг у друга трех судов при ширине судового хода менее 200 метров;
  • расхождение и обгон судов в зоне аварийно-ремонтных работ, заградительных ворот каналов, переправ (при ширине судового хода менее 200 метров).
Траверз (Breast, beam, the line upon the beam) — направление, перпендикулярное к курсу судна или к его диаметральной плоскости. Быть на Траверзе какого-нибудь предмета означает, что наблюдатель с судна видит данный предмет в направлении, перпендикулярном курсу судна (т.е. по левому или правому борту судна).
Траверз, рисунок из сети Интернет
Траверз, рисунок из сети Интернет

Обгон

Приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22,5 град. позади траверза обгоняемого судна и обгон его.

Обгон одного судна (состава) другим, за исключением плота, должен осуществляться по левому борту обгоняемого судна (состава).

Обгон плота осуществляется по борту, указанному судоводителем судна, буксирующего плот.

Обгон по правому борту разрешен только тогда, когда безопасный обгон по левому борту невозможен.

Обгон должен производиться после того, как судоводители обгоняющего и обгоняемого судна (составов) удостоверились в том, что обгон не представляет опасности, и подтвердили согласие на обгон.

Перед выполнением обгона, судоводитель обгоняющего судна (состава):

  • запрашивает разрешение на обгон у судоводителя обгоняемого судна (составов):
    - либо по УКВ радиосвязи и визуальными сигналами;
    - либо звуковым сигналом "Запрос на обгон".
Запрос на обгон - Два продолжительных и два коротких звука.

Судоводителю обгоняющего судна (состава) запрещается производить обгон до получения разрешения.

Перед разрешением обгона, Судоводитель обгоняемого судна (состава):

  • Если считает, что обгон невозможен или небезопасен -
    - сообщает об этом судоводителю обгоняющего судна (состава)
    по УКВ радиосвязи или звуковым сигналом "Предупреждение".
Предупреждение - Серия коротких звуков.
В этом случае судоводителю обгоняющего судна (состава) запрещается производить обгон до получения разрешения.
  • Если считает, что обгон возможен и безопасен -
    - сообщает об этом судоводителю обгоняющего судна (состава)
    по УКВ радиосвязи и|или подачей отмашки с борта, с которого разрешен обгон.
Разрешение должно быть дано судоводителем обгоняемого судна (состава) без повторного запроса со стороны судоводителя обгоняющего судна (состава).

Судоводитель обгоняемого судна (состава) по требованию судоводителя обгоняющего судна (состава) должен уменьшить скорость и предпринять другие действия для обеспечения безопасного обгона.

"Прошу уменьшить ход" - Один продолжительный и один короткий звуки

При обгоне парусного судна другим парусным судном судоводитель обгоняемого судна должен обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

Наветренная сторона – это сторона яхты, на которую дует ветер.

Расхождение и пропуск

Расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании.

Судно (состав), получившее информацию о занятости участка ВВП, должно обеспечить безопасное расхождение/пропуск, а если участок ВВП не позволяет осуществлять движение судов (составов) в обоих направлениях одновременно - остановиться и ожидать в безопасном для пропуска встречного судна (состава) месте.

Судно, идущее вниз, имеет преимущество по отношению к судну, идущему вверх.

Согласование расхождения

При расхождении судно (состав), идущее вверх, должно первым согласовать свои действия с судоводителем встречного судна (состава) и подать отмашку с левого борта.
Судно (состав), идущее вниз, должно подтвердить указанную сторону расхождения/пропуска подачей отмашки.
Согласование действий выполняется с помощью УКВ радиосвязи или звукового сигнала "Внимание" и подачей отмашки со стороны борта, которым будет выполняться расхождение.
"Внимание" - Продолжительный звук.

Расхождение судов левыми бортами - при расхождении на участках ВВП с двухсторонним движением каждое судно должно своевременно уклониться вправо (в той мере, насколько это необходимо и безопасно), и следовать так до тех пор, пока встречное судно не будет оставлено позади.

Пропуск - частный случай расхождения или обгона.

При расхождении на участке ВВП, где расхождение по каким-либо причинам затруднено, судно (состав), идущее вверх, должно заблаговременно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно, убавить ход или остановиться в безопасном месте и осуществить пропуск встречного судна (состава) по левому борту.

При одновременном подходе судов (составов) сверху и снизу к участку ВВП, который не позволяет осуществлять движение судов (составов) в обоих направлениях одновременно, судно (состав), идущее вверх, должно остановиться в безопасном месте и пропустить судно (состав), идущее вниз.

В случае, когда по каким-либо причинам расхождение с судном, идущим вниз, затруднено, судно (состав), идущее вверх должно маневрировать таким образом, чтобы расхождение произошло в наиболее удобном месте.

В случае невозможности расхождения судов левыми бортами, идущее вверх судно должно заблаговременно перейти на левую по ходу сторону судового хода в наиболее удобное место, убавить ход до минимального или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по правому борту.

Расхождение судов длиной менее 20 метров, парусных судов

Если два судна длиной 20 метров и менее следуют опасно пересекающимися курсами, то:

  • самоходное судно с механическим двигателем должно уступать дорогу судну, не использующему механический двигатель;
  • судно, не идущее под парусом, должно уступать дорогу судну, идущему под парусом.

Если два парусных судна идут опасно пересекающимися курсами, то:

  • когда суда идут разными галсами, судно, идущее левым галсом, должно уступить дорогу другому судну;
  • когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно уступить дорогу судну, находящемуся под ветром.
  • если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это другое судно, то оно должно уступить ему дорогу.
Галс - движение судна относительно ветра (отрезок пути, который проходит парусное судно от одного поворота до другого при лавировке).
Левый галс - ветер дует в левый борт; англ. portside.
Правый галс - ветер дует в правый борт; англ. starboard.
Наветренной стороной считается сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении судна - сторона, противоположная той, на которой находится самый большой парус (далее - наветренная сторона).

Расхождение судов с механическим двигателем

Если два судна с механическими двигателями идут опасно пересекающимися курсами,

  • судоводитель, который наблюдает другое судно со стороны своего правого борта, должен уступить ему дорогу;
  • судно, уступающее дорогу, не должно, если позволяют обстоятельства, пересекать курс другого судна по носу;
  • судно, которому уступают дорогу, должно сохранить свой курс и скорость, однако, когда для судоводителя судна, которому уступают дорогу, становится очевидным, что судоводитель судна, которое должно уступить дорогу, не принимает для этого соответствующих действий, он должен предпринять меры для избежания столкновения собственным маневром.
Положения настоящего пункта применяются на ВВП с кардинальной системой навигационного оборудования.

Одиночное самоходное судно с механическим двигателем и толкающее или буксирующее состав самоходное судно на ходу должны уступать дорогу (за исключением ситуации обгона):

  • судну, буксирующему плот;
  • судну, лишенному возможности управляться;
  • судну, выполняющему девиационные работы;
  • судну, занятому подводными работами.

Буксирующее плот судно на ходу должно уступать дорогу (за исключением ситуации обгона):

  • судну, лишенному возможности управляться;
  • судну, выполняющему девиационные работы;
  • судну, занятому подводными работами.

Расхождение со скоростным судном

При расхождении со скоростным судном, сторону расхождения с другими судами (за исключением судов, буксирующих плоты) определяет и показывает судоводитель скоростного судна.

Использование зоны прибрежного плавания

Зона прибрежного плавания — зона, установленная между береговой линией и прибрежной границей системы разделения движения (СРД), предназначенная для прибрежного плавания.

система разделения движения (СРД) — разделение встречных потоков судов посредством установления зон и/или линий разделения и полос движения.
Рисунок из сети Интернет
Рисунок из сети Интернет

Установленная зона прибрежного плавания удерживает суда местного плавания (а также маломерные суда) на достаточном расстоянии от движения по СРД, а транзитные суда (использующие СРД и зону в пределах судового хода, но не зону прибрежного плавания) от приближения к берегу и навигационным опасностям.

Судно длиной 20 метров и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода (т.е. за пределами СРД, в пределах зоны прибрежного плавания). В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромке в пределах 10 (десяти) метров от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами.

Движение по водным путях с СРД

На ВВП с СРД (системой разделения движения), судно должно следовать в соответствующей полосе движения в принятом на ней общем направлении потока движения и держаться, насколько это возможно, в стороне от линии (зоны) разделения движения.

Судно, не использующее СРД:

  • не должно мешать движению судов, использующих СРД;
  • должно держаться на удалении от СРД.

Судно, занятое ловом рыбы, не должно затруднять движение судна, использующего СРД.

Пересечение судового хода

Судам (составам) запрещается пересекать полосы движения, за исключением случаев перехода на дополнительные судовые ходы для подхода к причалам или месту работ, оказания помощи судам и/или людям, терпящим бедствие.

Судно (состав), идущее от берега, причала или по дополнительному судовому ходу, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

Судну (составу) разрешено пересекать судовой ход, входить в дополнительные судовые ходы, в притоки и выходить из них только после того, как судоводитель удостоверился в том, что эти маневры безопасны и что другие суда не будут вынуждены изменять свой курс и/или скорость.

На ВВП запрещено полное или частичное пересечение судового хода на расстоянии менее 1 километра от приближающихся судов без согласования взаимных действий.

Пересечение судового хода должно производиться под углом, близким к прямому.

При плавании по участкам ВВП, где ось судового хода обозначена осевыми знаками навигационного оборудования, судно (состав):

  • должно следовать в соответствующей полосе движения в установленном на ней направлении;
  • должно входить на полосу движения и выходить из нее под возможно меньшим углом к установленному на полосе движения направлению;
  • производить обгон судов (составов), следующих в пределах полосы движения, разрешается в соответствии Правилами.

При пересечении судового хода на встречных курсах расхождение судов может производиться любыми бортами, при этом первым выходит на УКВ радиосвязь и определяет сторону расхождения судоводитель судна, идущего от правого берега.

Пересечение полос движения

Судам (составам) запрещается пересекать полосы движения, за исключением случаев перехода на дополнительные судовые ходы для подхода к причалам или месту работ, оказания помощи судам и/или людям, терпящим бедствие.

Судно (состав), идущее от берега, причала или по дополнительному судовому ходу, должно пропускать суда, следующие по основному судовому ходу.

Судну (составу) разрешено пересекать судовой ход, входить в дополнительные судовые ходы, в притоки и выходить из них только после того, как судоводитель удостоверился в том, что эти маневры безопасны и что другие суда не будут вынуждены изменять свой курс и/или скорость.

При пересечении судового хода на встречных курсах, расхождение судов может производиться любыми бортами, судоводитель судна, идущего от правого берега, первым выходит на УКВ радиосвязь и определяет сторону расхождения.

Суда длиной 20 метров и менее, а также парусные суда должны пересекать судовой ход под углом, близким к прямому углу к направлению оси судового хода, и в возможно короткий срок.

Оборот судна или состава - изменение курса на обратный (поворот на 180°).

Оборот за кормой проходящего судна судном (составом) выполняется без согласования взаимных действий.

Оборот судна, связанный с пересечением курса приближающегося судна (состава), выполняется только после согласования с судоводителем этого судна (состава) взаимных действий.

Суда длиной 20 метров и менее должны выполнять оборот, связанный с пересечением судового хода, таким образом, чтобы он был завершен не менее чем за 500 метров до приближающегося судна или за кормой проходящего судна.

Буксировка

в т.ч. буксировка состава, толкание состава, совместная буксировка и толкание состава.

При осуществлении буксировки судна под бортом (за исключением случаев буксировки судна под бортом в пределах рейда) буксируемое судно должно находиться с правой стороны судна, осуществляющего буксировку.

Управлять движением, маневрированием и обеспечивать подачу сигналов должен судоводитель судна, осуществляющего такую буксировку.

Самоходному судну, буксирующему или толкающему другие суда, запрещается оставлять эти суда при швартовке и/или постановке на якорь до тех пор, пока они не освободили судовой ход, и пока судоводитель состава не убедился в том, что эти суда безопасно ошвартованы или стоят на якоре.

При буксировке управлять движением, маневрированием и подачей сигналов должны:

  • буксирующее или толкающее судно с наиболее мощными главными двигателями;
  • буксирующее или толкающее судно, имеющее свободный обзор по направлению движения;
  • буксирующее или толкающее судно, левый борт которого находится ближе к оси судового хода, если буксировка или толкание выполняется судами, главные двигатели которых имеют одинаковую мощность;
  • судно, которому оказывается помощь в маневрировании или прохождении затруднительных участков.

При буксировке подачу сигналов визуальной и звуковой сигнализации осуществляют:

  • головное судно - если буксировщики соединены в кильватер;
  • буксирующее судно - при осуществлении совместной буксировки и толкании или оказании помощи самоходному судну;
  • судно, с которого подан буксирный трос, если буксировка осуществляется судами, ошвартованными бортами, при этом у судна, с которого подан буксирный трос, должен быть свободен левый борт.

Судоводитель буксируемого судна должен осуществлять соответствующее обстоятельствам управление своим судном.

Если в составе визуальная связь между буксируемыми судами и буксировщиком становится невозможной, состав должен остановиться в ближайшем безопасном месте.

Запрещена буксировка плавучих кранов с поднятой стрелой

за исключением случаев буксировки:
- плавучих кранов по ВВП с малыми гарантированными габаритами судовых ходов (шириной до 50 метров и радиусом закругления до 500 метров)
- буксировки плавучих кранов, у которых по техническим причинам опускание стрелы невозможно.

Стоянка судов

Снятие с якоря и отход судна от причала

При снятии судна с якоря или отходе судна от причала судоводителю необходимо удостовериться в том, что другие суда не будут вынуждены изменить свой курс и/или скорость, и оповестить судоводителей других судов о своем намерении по УКВ радиосвязи.

Стоянка судов

На ВВП суда должны осуществлять стоянку у причалов, на рейдах, обозначенных на навигационных картах, атласах и/или знаком "Указатель рейда", а также за кромкой судового хода, если это позволяют осадка судна, характер грунта и фактические глубины с учетом возможного колебания уровня воды.

При стоянке в условиях ограниченной видимости судно должно подавать соответствующие звуковые сигналы.

указаны в приложении N 2 к Правилам.

Стоянка судов запрещена:

  • на участках ВВП, обозначенных знаком "Якоря не бросать";
  • под мостами, воздушными линиями электропередач, в зоне гидротехнических сооружений, водозаборов и подводных переходов трубопроводов;
  • в крутых коленах и на подходах к ним, а также у берега с прижимным течением;
  • на входах в притоки и выходах из них;
  • на подходах к пассажирским и грузовым причалам, остановочным пунктам, переправам и вблизи знаков навигационного оборудования.

Во время стоянки экраноплан и судно на воздушной подушке должны выполнять требования, применяемые в отношении стоянки к самоходным судам.

Отстой судов осуществляется в пунктах отстоя, обеспечивающих безопасную стоянку судов при любых гидрометеорологических условиях с предоставлением судовладельцем информации о месте отстоя в Администрацию Бассейна ВВП.

Запрещена стоянка на якоре двух судов, ошвартованных друг к другу, если одно из них имеет на борту опасный груз.

Исключениями являются случаи проведения операций по передаче бункерного топлива судами-бункеровщиками или приема с судна подсланевых и фекально-хозяйственных вод специализированными судами, а также случаи перегрузки грузов с судна на судно.

Швартовка

Суда (составы) и плоты должны быть поставлены на якорь или пришвартованы таким образом (с учетом ветра, волнения, течения и изменения уровня воды), чтобы они не могли изменить своего положения, создать угрозу для других судов или помешать другим судам.

Суда при стоянке у причала должны быть надежно ошвартованы во избежание перемещения под воздействием ветра, течения или волнения.

При швартовке судна к борту другого судна, стоящего у причала, последнее должно обеспечить кранцевую защиту борта и прием швартовых концов, подаваемых на это судно.
Швартовка судов к причалу допускается при соблюдении установленных для причала норм эксплуатационных нагрузок на причал, которые указываются в техническом паспорте причала и на плакате, установленном на видном месте на причале, в том числе при постановке нескольких судов к одному причалу одновременно.
Не допускается швартовка к причалу судна с параметрами большими, чем параметры расчетного судна, указанного в паспорте причала.
Запрещается использовать для швартовки не предназначенные для этого устройства (парапеты, тумбы, колонны, поручни, деревья).

После окончания швартовки судна его якоря должны находиться в клюзах, якорные цепи зажаты винтовыми стопорами, за исключением случая швартовки с отдачей якоря.

Якоря, отданные с судов, наплавных мостов, не должны создавать опасность для проходящих судов.

Постановка судна на якорь на судовом ходу разрешена только при следующих условиях:

  • дальнейшее движение судна представляет опасность;
  • судно вынуждено остановиться вследствие его технических повреждений;
  • судовой ход закрыт другими судами.

При постановке судна на якорь на судовом ходу судоводитель обязан, используя все доступные средства связи, сообщить об этом диспетчеру Администрации бассейна ВВП.

Запрещается использовать знаки навигационного оборудования для швартовки судов (составов) и плотов.

На судовом ходу запрещается:

  • стоянка на якоре судов без экипажа;
  • стоянка без сопровождения буксировщика/толкача.

Перегрузка грузов с судна на судно

Осуществляется при наличии достаточного водного пространства и глубины для маневрирования при подходе выгружающихся судов к принимающему груз судну и отходе от него.

Запрещено ставить суда к причалам для загрузки или разгрузки при недостаточном запасе воды под днищем (с учетом безопасной стоянки судна в груженом состоянии).

Нефтеналивные суда

Швартовка нефтеналивных судов к причалам должна производиться неметаллическими канатами. Допускается использовать металлические швартовые тросы, при этом рабочие места палубы, битенги и кнехты должны быть покрыты настилами или изолирующими материалами, предотвращающими искрообразование.
Подход и швартовка судов и иных плавсредств к нефтеналивному судну во время проведения на нем операций по сливу-наливу нефти и нефтепродуктов не допускается. Во время проведения швартовых операций все операции по сливу-наливу нефти и нефтепродуктов на нефтеналивном судне должны быть прекращены.
Погрузка или выгрузка нефти и нефтепродуктов в таре башенными и портальными кранами и погрузочными мостами разрешается при скорости ветра не более 12 метров в секунду, остальными средствами - при скорости ветра не выше 15 метров в секунду.

Плавание в условиях ограниченной видимости

Видимость - суда могут считаться находящимися на виду друг у друга только тогда, когда каждое из этих судов может визуально наблюдаться с каждого из других судов.

Ограниченная видимость означает любые условия, при которых
видимость ограничена из-за тумана, мглы, снегопада, сильного ливня,
песчаной бури или по каким-либо другим подобным причинам.

Судно (состав) должно немедленно остановиться при ухудшении видимости, наличии других судов, если условия плавания не обеспечивают безопасность дальнейшего движения судна (состава).

Судам длиной 20 метров и менее, парусным судам и судам, занятым ловом рыбы, в условиях ограниченной видимости запрещается выходить на судовой ход.

Суда, которые прекратили движение или которым плавание в условиях ограниченной видимости не разрешено, должны отстаиваться по возможности в таких местах, где они не будут создавать затруднений для ориентировки и прохода других судов, продолжающих движение.

В условиях ограниченной видимости запрещается движение:

  • пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60°C, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками,
  • экранопланам;
  • судам на воздушной подушке;
  • скоростным судам;
  • судам с динамическим принципом поддержания в неводоизмещающем положении.
Правилами движения и стоянки судов могут быть установлены участки ВВП, на которых разрешается движение пассажирских судов и судов с нефтегрузами, имеющими температуру вспышки паров ниже 60 °C, их остатками, взрывчатыми или ядовитыми веществами и их остатками, в условиях ограниченной видимости.

Движение судов в условиях ограниченной видимости разрешено, если на судне имеется и используется следующее находящееся в исправном состоянии оборудование:

  • радиолокационная станция;
  • прибор, указывающий скорость поворота судна, или компас;
  • судовое устройство УКВ радиосвязи, позволяющее осуществлять УКВ радиосвязь между судами и между судном и береговыми пунктами диспетчерского регулирования движения судов;
  • устройство для подачи звуковых сигналов.

При плавании в условиях ограниченной видимости на судне должно быть обеспечено постоянное визуальное, слуховое и радиолокационное наблюдения, а также постоянное слежение на радиоканале, предназначенном для передачи сообщений о бедствии, безопасности судоходства, срочных сообщений, согласования взаимных действий судоводителей и обмена информацией с береговыми службами в части организации движения судов.

При плавании в условиях ограниченной видимости на ходовом мостике, кроме лица, выполняющего обязанности рулевого, должны находиться два судоводителя, при этом одним из судоводителей должен являться капитан судна.

При плавании в условиях ограниченной видимости судно (состав) должно подавать соответствующие звуковые сигналы.

При подходе судна (состава) к участку ВВП с ограниченной видимостью или к непросматриваемому участку ВВП, где встречное судно визуально заблаговременно обнаружить невозможно, судно должно уменьшить скорость до минимальной, подать звуковой сигнал "Внимание" (в темное время суток этот звуковой сигнал должен дублироваться лучом прожектора, направленным вверх) и сообщить другим судам по УКВ радиосвязи о подходе к такому участку.

При следовании по участку ВВП с ограниченной видимостью большой протяженности судно должно через промежутки не более двух минут подавать звуковой сигнал, состоящий из двух продолжительных звуков.

Судоводители судов и составов при движении в одном направлении в условиях ограниченной видимости, если они не намерены производить обгон, должны соблюдать между собой безопасную дистанцию, которая должна быть не менее пятикратного расстояния, необходимого судну (составу) для полной остановки.

указаны в приложении N2 к Правилам.

В условиях ограниченной видимости разрешается:

  • при ширине судового хода менее 100 метров:
    - движение
    одиночных самоходных судов с механическим двигателем
    -
    движение толкаемых составов с несамоходным судном только вверх
  • при ширине судового хода от 100 до 200 метров:
    -
    двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем,
    -
    движение толкаемых составов только вверх
  • при ширине судового хода свыше 200 метров:
    - двухстороннее движение
    самоходных судов с механическим двигателем и составов
    -
    движение плотовых составов только по озерам и водохранилищам;
  • на каналах (независимо от ширины судового хода), при визуальной видимости берегов по траверзу и шириной канала не менее двух длин судна (состава) по курсу:
    -
    двухстороннее движение одиночных самоходных судов с механическим двигателем и толкаемых составов.

Обгон и расхождение судов при ограниченной видимости

При ограниченной видимости запрещаются расхождение и обгон судов (составов) на участках, где судовой ход имеет ширину менее 200 метров, если визуальная видимость составляет менее трех длин судна (состава).

Капитан судна/судоводитель при принятии решения о движении, обгоне или расхождении в условиях ограниченной видимости и на участках ВВП с неосвещаемыми в темное время суток средствами навигационного оборудования должен учитывать фактическую дальность видимости, интенсивность движения судов, соотношение габаритов судов (составов) и судового хода, характеристики и ограничения радиолокационного оборудования, установленного на судне.

Судоводитель судна (состава), обгоняющего другое судно (состав) в условиях ограниченной видимости, должен по УКВ радиосвязи получить от судоводителя обгоняемого судна (состава) разрешение на обгон и согласовать с ним место обгона и взаимные маневры.

Судоводитель судна (состава), обгоняющего другое судно (состав) в условиях ограниченной видимости, должен по УКВ радиосвязи получить от судоводителя обгоняемого судна (состава) разрешение на обгон и согласовать с ним место обгона и взаимные маневры.

Судоводители встречных судов (составов) при ограниченной видимости должны заблаговременно по УКВ радиосвязи договориться об удобном месте расхождения/пропуска и (за исключением расхождения с плотовыми составами), осуществлять его только левыми бортами следующим образом:

  • судно (состав), идущее вверх, при подходе к согласованному месту расхождения/пропуска должно уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно, уменьшить скорость до минимальной или остановиться и осуществить пропуск встречного судна по левому борту;
  • судно (состав), идущее вниз, при подходе к согласованному месту расхождения/пропуска должно заблаговременно уменьшить ход до минимального, уклониться вправо насколько это необходимо и безопасно и следовать так до тех пор, пока встречное судно (состав) не будет полностью пройдено.
  • Расхождение с плотовым составом осуществляется по борту, указанному судоводителем судна, буксирующего плот.

При плавании в условиях ограниченной видимости при обнаружении на экране радиолокатора эхо-сигналов судов, положение и движение которых может создать ситуацию чрезмерного сближения, или при приближении к участку ВВП, где могут находиться невидимые на экране радиолокатора суда, судоводители обязаны уменьшить скорость до минимальной или полностью прекратить движение судна и сообщить по УКВ радиосвязи судоводителям других судов о подходе к такому участку.

Судоводитель, который обнаружил присутствие другого судна только с помощью радиолокатора, должен определить, развивается ли ситуация чрезмерного сближения и/или существует ли опасность столкновения. Если опасность столкновения существует, то судоводитель должен своевременно предпринять действия для обеспечения расхождения. При этом насколько возможно следует избегать изменение курса:

  • влево, если другое судно находится впереди траверза и не является обгоняемым;
  • в сторону судна, находящегося на траверзе или позади траверза.

Территории с особыми условиями плавания

Мосты, паромы, подводные переходы и водозаборы, пересечение зон выполнения работ, шлюзы.

Габариты судна и размещение грузов

Груз должен быть размещен на судне таким образом, чтобы были обеспечены круговой обзор с поста управления и видимость сигнальных огней и знаков.

Длина, ширина, надводный высотный габарит, осадка судов (составов) и плавучих объектов (далее - габариты) должны быть меньше соответствующих габаритов судового хода, мостов и шлюзов на величину запасов, определенных Правилами.

Приказ Минтранса России:
Минимальные запасы по высоте при прохождении судов под мостами
Минимальные запасы по глубине

Запрещается выставлять за пределы габаритов судна предметы, которые представляют опасность для других судов, гидротехнических и судоходных гидротехнических сооружений, воздушных переходов линий электропередач.

Движение по ВВП, пропуск через шлюзы, проход через шлюзы, проход под мостами судов (составов) и плавучих объектов, габариты которых не соответствуют требованиям Правил, допускается при наличии плана обеспечения безопасности плавания судна (состава) и плавучего объекта в рейсе (далее - План), разработанного судовладельцем/владельцем по всему маршруту следования и согласованного соответствующей Администрацией Бассейна ВВП до начала движения судна (состава) и плавучего объекта по ВВП. В случае отсутствия согласованного Плана, движение по ВВП не допускается.

Подводные переходы и водозаборы

При проходе зон подводных переходов или водозаборов, обозначенных на местности и на навигационной карте или атласе соответствующими знаками, судно (состав) или плот должно проследовать такую зону, надежно закрепив якоря и выбрав лоты, цепи (тросы)-волокуши и иные устройства, находящиеся за бортом.

В случае обнаружения в зоне подводного перехода или водозабора выбросов газов, нефтепродуктов или нефтяных пятен, на судне должны объявить общесудовую тревогу, запретить работы, связанные с огнем, курение и нахождение на палубе посторонних лиц, использование УКВ радиосвязи и/или мобильных телефонов.

После выхода из зоны опасного участка капитан судна обязан сообщить по УКВ радиосвязи диспетчеру Администрации бассейна ВВП о происшествии в зоне подводного перехода трубопровода.

Мосты

Проход под мостами разрешается только через предназначенные для этой цели судоходные пролеты, оборудованные знаками навигационного оборудования и навигационными огнями.

Пропуск судов через разводные и наплавные мосты регулируется с помощью светофоров или знаков "Семафор".

На расстоянии не менее 1 километра до наплавного моста судоводитель должен согласовать свои действия по УКВ радиосвязи, а в случае, когда установить УКВ радиосвязь не удалось, подать звуковой сигнал "Внимание".

1 продолжительный звук - "Внимание"

Судоводитель при подходе к воздушным переходам и мостам должен заблаговременно уточнить их высотные габариты с учетом фактического уровня воды на соответствующем участке ВВП и принять необходимые меры по предотвращению повреждения конструкций воздушных переходов, мостов и судовых устройств.

Приказ Минтранса России:
Минимальные запасы по высоте при прохождении судов под мостами

На ВВП запрещено расхождение и обгон судов в пролете мостов, а также расхождение судов (за исключением скоростных судов) в пределах 500 метров выше и ниже мостов, если движение судов осуществляется через один пролет.

Запрещение расхождения и обгона в пределах 500 метров выше и ниже моста не относится к мостам, расстояние между которыми километр и менее, а также не распространяется на маломерные и скоростные суда.

При одновременном подходе судов сверху и снизу к мосту с одним судоходным пролетом первым его проходит судно, идущее вниз, или скоростное судно независимо от направления движения.

В правилах движения и стоянки судов могут быть установлены особые условия прохода под мостами, обусловленные их конструкцией, расположением и гидрологическими особенностями соответствующего участка ВВП.

В условиях ограниченной видимости проход судов и толкаемых составов под мостами разрешается только при условии, что судоходные пролеты имеют средства навигационного оборудования, позволяющие судоводителю увидеть эти пролеты не менее чем за 500 метров и уверенно ориентироваться при подходе к ним (визуально или с помощью технических средств). При этом ширина судоходных пролетов:

  • для одиночных судов и однониточных составов -
    должна быть не менее пятикратной (5х) ширины судна (состава);
  • для других составов -
    не менее трехкратной (3х) ширины состава.

Паромы

При подходе к парому канатной переправы (на траверзе знака "Внимание", а при его отсутствии не менее чем за 1 километр до такой переправы) судоводитель судна должен согласовать свои действия по УКВ радиосвязи, убавить скорость до минимальной и следовать, соблюдая необходимые меры предосторожности.

Парому разрешено пересекать судовой ход только тогда, когда судоводитель парома убедился в том, что движение других судов дает возможность сделать это безопасно и что другие суда не будут вынуждены изменять свой курс и/или скорость.

Паром канатной переправы не должен оставаться на судовом ходу дольше, чем это необходимо для пересечения судового хода.

Паром канатной переправы, не осуществляющий перевозки, должен стоять на месте, которое ему отведено для стоянки, а тросы паромной переправы должны лежать на грунте.

Пересечение зон выполнения работ

Судно при подходе к работающему на судовом ходу дноуглубительному или дноочистительному снаряду должно на расстоянии не менее 1 (одного) километра согласовать по УКВ радиосвязи сторону прохода. В случае если дноуглубительный или дноочистительный снаряд не выходит на связь по УКВ радиосвязи, судно должно подать звуковой сигнал "Внимание".

Дноуглубительный снаряд должен освободить часть судового хода, достаточную для пропуска судна, и показать сторону прохода в темное время суток миганием двух тентовых огней (если дноуглубительный снаряд отошел к левой кромке судового хода - зелеными, к правой - красными), в светлое время суток - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

Дноочистительный снаряд показывает сторону прохода в темное время суток миганием одного кругового огня (белого - при работе у левой кромки судового хода, красного - у правой), в светлое время суток - светоимпульсной отмашкой или флагом-отмашкой.

При получении от командира (вахтенного начальника) дноуглубительного или дноочистительного снаряда согласования стороны прохода судоводитель судна должен подать отмашку с соответствующего борта и проходить дноуглубительный или дноочистительный снаряд, соблюдая необходимые меры предосторожности.

При невозможности пропуска судна командир (вахтенный начальник) дноуглубительного или дноочистительного снаряда должен заблаговременно, но не менее чем за километр до приближающегося судна, сообщить об этом по УКВ радиосвязи судоводителю приближающегося судна. В случае, когда командиру (вахтенному начальнику) дноуглубительного или дноочистительного снаряда не удалось установить УКВ радиосвязь с судоводителем приближающегося судна, он должен подать сигнал "Предупреждение".

Предупреждение - Серия коротких звуков.

Судно, получив сигнал "Предупреждение", должно прекратить движение и не возобновлять его до получения от командира (вахтенного начальника) дноуглубительного или дноочистительного снаряда разрешения на проход без повторного запроса.

При одновременном подходе судов к дноуглубительному или дноочистительному снаряду сверху и снизу судно, идущее вниз, а скоростное судно независимо от направления движения проходит в первую очередь.

Дноуглубительный или дноочистительный снаряд не должен допускать подхода к нему или отхода от него судов во время прохождения других судов (составов).

Обмен сигналами и прохождение мимо судна, занятого подводными и водолазными работами на судовом ходу (подъем судов, прокладка труб, кабеля), осуществляются в таком же порядке, как и с дноочистительным снарядом.

Тема "Правила пропуска судов через шлюзы ВВП" вынесена в отдельную статью.

Права ГИМС: Правила пропуска судов через шлюзы ВВП (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ23 февраля 2022

Непредвиденные обстоятельства

В случаях, когда судоводитель судна (состава) обнаруживает препятствие, представляющее опасность для судоходства, капитан судна должен немедленно сообщить об этом в соответствующую Администрации бассейна ВВП и территориальный орган Ространснадзора, а также находящимся на этом участке ВВП судам.

Когда судно (состав) или плот в пределах судового хода теряет предмет, представляющий опасность для судоходства, капитан судна должен немедленно сообщить об этом в соответствующую Администрацией бассейна ВВП, территориальный орган Ространснадзора, а также находящимся на этом участке ВВП судам, указав место, где потерян такой предмет, отметить это место и принять меры для извлечения предмета, если это представляется возможным по гидрометеорологическим или иным условиям.

Если с судна (состава) произошел сброс загрязняющих веществ или имеется угроза такого сброса, то капитан судна обязан немедленно сообщить об этом диспетчеру Администрации Бассейна ВВП, указав характер и место сброса загрязняющих веществ, и принять меры по локализации загрязнения, указанные в плане чрезвычайных мер по предотвращению загрязнения с судов нефтью и ликвидации последствий такого загрязнения.

При обнаружении загрязнения окружающей среды, произведенного другим судном, капитан судна обязан сообщить об этом диспетчеру участка Администрации бассейна ВВП.

В случае отсутствия у капитана судна возможности передачи информации диспетчеру Админстрации бассейна ВВП о сбросе загрязняющих веществ или имеющейся угрозе такого сброса, а также об обнаружении загрязнения окружающей среды, произведенного другим судном, капитан судна обязан уведомить судовладельца или уполномоченное им лицо, для последующей передачи указанной информации диспетчеру Администрации бассейна ВВП.

При транспортном происшествии, представляющем опасность для находящихся на борту лиц, капитан судна должен предпринять все возможные меры для спасения этих лиц.

Если судном (составом) или плотом поврежден или смещен знак навигационного оборудования, то капитан судна должен немедленно сообщить об этом в соответствующую Администрацию Бассейна ВВП и территориальный орган Ространснадзора.

Капитан судна должен немедленно сообщить в соответствующую АБВВП обо всех случаях неисправностей, замеченных в знаках навигационного оборудования на ВВП.

Затонувшее на судовом ходу или вблизи него судно должно быть ограждено соответствующими плавучими знаками навигационного оборудования.

Другие статьи по блоку вопросов ВВП:

Права ГИМС: Судовая сигнализация на ВВП (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ2 марта 2022
Права ГИМС: Навигационные знаки и огни на ВВП (интернет-конспект)
тюлилихум ааухуМ2 марта 2022

Тесты для самопроверки: Блок ВВП

Права ГИМС: оглавление интернет-конспекта
тюлилихум ааухуМ7 февраля 2022

#ГИМС #парус #яхтинг #экзамен #самообучение #права гимс #gims #море