Найти тему
ИНОСМИ

Россия и Китай поставили США в ужасное положение

Источник: Алексей Дружинин. РИА Новости
Источник: Алексей Дружинин. РИА Новости

В рамках всеобъемлющего долгосрочного соглашения Владимир Путин и Си Цзиньпин — два наиболее могущественных автократа — бросают вызов нынешнему военно-политическому порядку.

На прошлой неделе надевшие похожие фиолетовые галстуки президенты России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин провозгласили «новую эру» в мировом порядке и как минимум в краткосрочной перспективе одобрили территориальные амбиции друг друга на Украине и Тайване. Два наиболее могущественных автократа обнародовали всеобъемлющее долгосрочное соглашение, которое также бросает вызов Соединенным Штатам как глобальной державе, НАТО — как краеугольному камню международной безопасности, а либеральной демократии — как глобальному эталону. «Дружба между двумя государствами не имеет границ, — гласит коммюнике, опубликованное после встречи двух лидеров накануне церемонии открытия зимней Олимпиады в Пекине. — В сотрудничестве нет никаких „запретных“ зон».

Соглашения между Москвой и Пекином, включая Договор о дружбе 2001 года, все как один отличались возвышенной, хоть и расплывчатой риторикой, которая угасла и благополучно канула в Лету. Но новое детализированное соглашение на пять тысяч слов выходит за рамки набора избитых клише, сказал директор Института Киссинджера по американо-китайским отношениям Роберт Дейли. Хотя формальному союзу вроде НАТО это соглашение не соответствует, оно отражает наиболее продуманную демонстрацию солидарности за всю историю. «Речь идет об обещании бок о бок противостоять Америке и Западу как в идеологическом, так и в военном отношении, — сказал Дейли. — Это заявление можно рассматривать как начало второй холодной войны». На фоне напряженности на границе России с Европой и агрессии Китая по отношению к Тайваню выбор момента для публикации коммюнике и его прозрачность «дадут историкам конкретное событие-ориентир».

Помимо вопросов безопасности декларация также предусматривает сотрудничество в исследовании космоса, в области глобального потепления, Интернета и искусственного интеллекта. С политической точки зрения в документе говорится об отсутствии «универсального типа демократии», и обе формы авторитарного правления в Москве и Пекине провозглашаются успешными демократиями. «Этот поразительный шаг на пути к формированию альянса показывает близость видения двумя лидерами мирового порядка в XXIвеке», — сказал мне бывший посол США в России Александр Вершбоу. Путин назвал расширенное стратегическое партнерство с Китаем «беспрецедентным». Си Цзиньпин, в свою очередь, заявил, что их совместная стратегия окажет «далеко идущее влияние на Китай, Россию и мир».

Американские эксперты назвали изобилующее ложными и обвинительными формулировками коммюнике поразительным. «Я никогда не видела совместного заявления с использованием такого рода формулировок. Они действуют сообща», — заявила эксперт по России Анджела Стент, которая работала в Национальном совете по разведке и написала книгу «Мир Путина. Россия и ее лидер глазами Запада». Она считает коммюнике «вполне в стиле Оруэлла» и называет его переломным моментом, когда Россия с Китаем бросают вызов тому балансу сил, который на протяжении тридцати лет с момента окончания холодной войны определял мировой порядок. «Мы можем оказаться в начале новой эры, поскольку отношения России и Китая с Западом ухудшаются». По ее словам, новое соглашение ставит Вашингтон и его ключевых союзников в ужасное положение. «Что бы мы ни делали с целью противостояния действиям России, она все сильнее полагается на Китай».

Совместное заявление, по крайней мере на данный момент, является дипломатическим подарком Путину на фоне его противостояния с США и Европой из-за Украины. Впервые за всю недавнюю историю проявления Россией агрессии Путин заручился открытой поддержкой китайского лидера. Китай не поддержал ни войну России в Грузии в 2008 году, ни вторжение на Украину в 2014-м, а также до сих пор не признал Крым российским. Теперь Москва и Пекин, оба имеющие право вето в Совбезе ООН, заявили о своем несогласии с дальнейшим расширением НАТО и формированием других региональных альянсов с целью обеспечения безопасности. «Россия и Китай выступают против действий внешних сил по подрыву безопасности и стабильности в общих сопредельных регионах, намерены противостоять вмешательству внешних сил под каким бы то ни было предлогом во внутренние дела суверенных стран, выступают против „цветных революций“ и будут наращивать взаимодействие в вышеупомянутых областях», — гласит довольно неудобочитаемое заявление. «Тут-то они и дают клятву верности», — подчеркнул Дейли.

Вашингтон оказывал давление на Пекин, в том числе во время состоявшегося в прошлом месяце телефонного разговора между госсекретарем Энтони Блинкеном и министром иностранных дел Китая Ваном И, в попытке сохранить нейтралитет Китая и не допустить его участия в украинском кризисе. Теперь дело сдвинулось с мертвой точки, как минимум на бумаге и на публике, сказал мне Эндрю Вайс, бывший сотрудник Совета национальной безопасности, который в настоящее время работает в Фонде Карнеги за международный мир. «Теперь у России есть Китай, поддерживающий занятую Путиным в отношении Украины непростительную провокационную позицию».

Намеки на перемены в китайском подходе появились в течение последних двух недель, когда украинский кризис затронул и без того напряженные американо-китайские отношения. Президент Байден своей внешней политикой стремился направить отношения с Пекином в русло стабильной и управляемой конкуренции. Однако обычно дипломатически сдержанный Китай явно этому сопротивляется. Поговорив в прошлом месяце с Блинкеном, министр иностранных дел Китая публично заявил, что озабоченность России по поводу расширения НАТО в области безопасности является законной и должна быть устранена. На прошлой неделе администрация Байдена выступила с предостережением, что у Запада есть «множество инструментов» воздействия на иностранные компании, в том числе китайские, которые помогают России избегать карательных санкций.

Россия, в свою очередь, в новом соглашении подтвердила поддержку Политики одного Китая, которая считает Тайвань его неотъемлемой частью, и выступила против его независимости. Также Москва поддержала принимавшиеся Пекином на протяжении последних двух лет суровые меры против диссидентов в Гонконге. Самоуверенные утверждения звучат на фоне углубившихся за последнее десятилетие военных связей между двумя странами, отметил Вайс. Россия и Китай провели десятки совместных учений и военно-полевых сборов при участии многих тысяч военнослужащих с целью отработки тактических и оперативных возможностей. Российские официальные лица хвалились, что наращивание оборонного партнерства призвано упредить давление на Москву со стороны Соединенных Штатов и НАТО. Военно-морские операции включали имитацию захвата островов, патрулирование дальними бомбардировщиками воздушного пространства над Японским и Восточно-Китайским морями и наведение ракет класса «земля-воздух». Прошлым летом Путин и Си Цзиньпин наблюдали за военными учениями на территории Китая, а в октябре провели совместные военно-морские учения у дальневосточного побережья России. «Частота, сложность и географический охват учений неуклонно увеличиваются, что говорит о наращивании двусторонних отношений в области обороны», — сообщал в прошлом году Военно-морской институт США. Более тесное взаимодействие России и Китая как охватывающих Европу и Азию ядерных держав может изменить военные и дипломатические правила игры. «Они хотят, чтобы все выглядело не менее угрожающе, чем их официальный союз, но официальных обязательств по взаимной обороне они брать не хотят, — считает Дейли. — Да и не нужно. Сдерживающим фактором послужит перспектива взаимной помощи».

Совместное заявление также отражает изменение баланса сил между Россией и Китаем. «Русские долгое время снисходительно относились к Китаю как к ничем не примечательному сельскому обществу, — прокомментировал Вайс. — А теперь Китай смотрит на Россию и спрашивает: „Ну, и на что ты годишься?“ Через Москву амбиции Китая не проходят». По его словам, Китай стал «практичнее» в использовании потребностей России. «Москва становится послушным орудием в руках Пекина в стремлении последнего не допустить разворот США в сторону Азии. Китаю выгодно то, что мы вынуждены постоянно обращаться к Путину, как к этакому местному задире».

Путин был наиболее высокопоставленным лидером из присутствовавших на открытии зимних Олимпийских игр в Пекине. США и другие крупные державы решили не направлять туда своих чиновников в знак протеста против нарушений прав человека в Китае, особенно в отношении уйгуров. А России, между прочим, после допингового скандала запрещено официально отправлять спортсменов на международные соревнования. Они не имеют права использовать национальную символику и исполнять национальный гимн, соревнуясь вместо этого под эгидой Олимпийского комитета России. После встречи с Си Цзиньпином Путин отправился на стадион поприветствовать команду своей страны во время Парада наций на церемонии открытия Игр. Но цель его визита явно была другой.

Теперь вопрос в том, как далеко Россия и Китай зайдут в рамках заключенного соглашения. «Слова — это одно, — подытожил бывший посол Вершбоу. — Но нужно посмотреть, перерастет это заявление в ощутимую поддержку Китаем агрессивного поведения России или нет, и они повернут в другую сторону со словами: „Мы вас услышали, удачи!“» В отношениях с США и Европой у китайцев другие, в чем-то более прагматичные и жизненно важные для экономики интересы. «Ради отношений с Россией они не станут сжигать все остальные мосты».

Робин Райт, писательница и обозреватель The New Yorker с 1988 года. Является автором книги «Потрясение касбы: Гнев и восстание в исламском мире» (Rock the Casbah: Rage and Rebellion Across the Islamic World).

Оригинал публикации на английском языке

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц