Эта картина только вот вошла в прокат, а уже имеет неоднозначные отзывы и оставляет смешанные чувства после просмотра. Одни восхваляют, а другие не воспринимают вовсе. Так что же это? Театр абсурда или попытка ткнуть человечество носом в свою же тарелку?
Начнем с того, что актерский состав не может не заинтересовать, тем более в таких не типичных для них амплуа. Убедительная игра Леонардо Ди Каприо и невыносимая героиня Мэрил Стрип оставили после себя впечатление. Практически с первой минуты события набирают свои обороты. Но в какой-то момент они встают колом и, к большому сожалению, дальше не развиваются. Поэтому все с самого начала.
Астрономы, а в частности аспирантка Кейт Дибиаски (роль которой исполняет Дженифер Лоуренс), обнаруживают комету. Рассчитав траекторию, ученые узнают, что столкновение с землей неизбежно через 6 месяцев. Они передают расчеты вышестоящим лицам, а также и самой президентке, но эта информация не была воспринята с должной серьезностью. Тогда доктор Рэндалл Минди (герой ДиКаприо) и Кейт Диабаски идут на телевидение, чтобы предать информацию огласке, но вместо принятия экстренных мер по спасению человечества - появляются лишь мемы и издевки.
Умение режиссера Адама МакКея доносить достаточно тяжелую и важную информацию путем комедии неоспоримо («Власть» 2018, «Игра на понижение» 2015). Однако, как было сказано в интервью с журналистом Дэвидом Сирота, главной аллегорией картины, является проявленное в фильме безразличие к столкновению кометы с Землёй, и отрицание изменения окружающей среды в реальной жизни. Но мне, как зрителю, не была понятна эта проведенная параллель, что в последствии повлияло на общее впечатление. Зато хорошо была заметна связь с Илоном Маском, компанией Applе, а также всевозможными приложениями.
Заявленный жанр «научно-фантастический» я бы тоже оспорила. Фантастический да, но не научный. От научного в нем лишь пару формул и должностей. Правда и до хорошей комедии далеко. Не зря в сети появилась фраза «в этом фильме больше звездных актеров, чем хороших шуток», с которой я полностью согласна. Большая часть так называемых «шуток» заключалась в истериках доктора Рэндалла Минди или странных высказываниях и комментариях сына президентки, Джейсона Орлина. А, вероятнее всего, президента сделали женщиной лишь для того, чтобы подчеркнуть «неспособность» женщин занимать руководящие должности и принимать грамотные решения.
В картине мы видим 5 основный персонажей, действия которых выделяются на фоне остальных. Доктор Рэндалл Минди - астроном и преподаватель в университете. Было хорошим решением сделать его с психическими расстройствами, а точнее паническими атаками, боязнью публичных выступлений, паранойей, неуверенностью и тд. Это увело героя от клишированного персонажа-борца за справедливость, и помогло показать его рост и развитие на протяжении всей истории. Пожалуй, это единственный персонаж с историей, развитием и финалом. После громкого заявления на одном из ток-шоу, Рэндалла Минди быстро превратили в секси-доктора и начали пихать во всевозможные шоу в корыстных целях. В этих событиях мы и видим развитие этого персонажа, его работу над собой и своими страхами. Роль телеведущей Бри Эванти в исполнении Кейт Бланшет, тоже можно было бы опустить, однако она как бы является важной частью становления персонажа Леонардо Ди Каприо. Но, в целом ее можно убрать, что сократит хронометраж и не сильно повлияет на доктора Минди. А семейный конфликт, который произошел из-за отношений с Мисс Эванти, мог бы спокойно строиться на телевизионной карьере доктора Минди.
Кейт Диабаски – аспирантка доктора Рэндала Минди. Комета «Диабаски» была названа в ее честь, как первооткрывателя, за что Кейт и обвиняли. Один из самых приятных и адекватных персонажей, который вызывает сочувствие и к сожалению, не раскрывается. Кейт всячески пыталась донести до людей ту страшную новость, но из-за ее эмоциональных высказываний, она стала всемирным мемом, образом для насмешек и порицания. Сцена, где Кейт приезжает к родителям вообще не имеет никакого смысла, особенно при том, что они не пустили ее даже на порог. Возможно, авторы фильма пытались растянуть хронометраж, но это не совсем логично с длительностью в 138 мин. Связь с героем Тимоти Шаламе тоже не совсем ясна. Убрать этого персонажа не составит труда, ведь его нахождение ничем не обусловлено. Какую роль он выполняет? Или это роль «звездного популярного мальчика», чтобы выйти в прокате? Однако Кейт ни к чему не приходит, ничего не понимает и ничего не решает даже с ним, чего очень хотелось бы.
Президентка США Джейн Орлин и ее сын Джейсон Орлин, а также по совместительству глава аппарата белого дома. О них можно говорить много, так как эти персонажи вызывали очень много эмоций, на что, собственно, и был сделан расчет. Их действия настолько абсурдны, что вызывает негодование. Тотальное безразличие, приоритет статуса и информационных ценностей, вместо мировой катастрофы. Да, безусловно, если проводить параллель, то это отражение нашего мира. Безразличие и алчность управляют государствами. Однако, если опять же проводить параллель, то можно сделать вывод, что это заложено в нашем менталитете уже очень давно, с самого начала нашего существования. Человек – приспособленец, который жаждет лучшего и самому себе. Об этом свидетельствуют миллионы исторических фактов, начиная от бортничества, заканчивая инфоцыганами. Борец за справедливость никогда не будет управлять страной, он лишь может частично повлиять на улучшения. Поэтому, хочется сделать вывод, что авторы высмеивают себя, сами того не подозревая. Если бы актеры не переигрывали, а юмор больше был бы похож на сатиру, а не на шутки уровня «я хочу помолиться за материальное» [слова Джейсона Орлин во время запуска космического корабля] или «Я смотрю вниз на прекрасный голубой шар, который мы зовем домом. Гордые белые люди работают с усердием. Храни вас Бог. Я бы хотел передать привет индейцам и тем другим, которые ездят на слонах, и которые носят луки и стрелы. Кстати почему вы не объединились? Было бы круто! Передаю всем привет! Всем геям…» [Слова Бенедикта Драска, во время его полета на космическом корабле], то возможно картинка бы изменилась в лучшую сторону. Интересно, что хотели высмеять авторы в этом случае? Расизм? Странно слышать это от страны, президентом которой был Барак Обама. Америка одна из самых многонациональных стран, тема расизма настолько актуальна и искореняется, что страшно себе представить сколько работы проделано. С учетом того, что практически в каждом американском фильме вскользь затрагивается тема расизма, с целью демонстрации равенства и всепрощения. Тоже самое касается и темы ЛГБТ.
Питер Ишервел – миллиардер и главный директор BASH. В переводе с английского bash – удар. Возможно и в это вложен некий смысл. Ведь приложение и смартфон доступны, значит низшие сословия можно контролировать, а «bash» олицетворяет «удар плетьми» и покорность зависимого населения. Ведь помните главную цель «bash»? Это контроль эмоций с помощью приложения. Если вам грустно или вы злы, то приложение подберет вам соответствующий ролик или информацию, чтобы вы веселились. Да, именно подавление истинных эмоций и контроль над ними, только не с помощью работы над собой и силы воли, а с помощью искусственного интеллекта. Тем самым контроль действий всего населения одновременно. Ну, а сам Мистер Ишервел – нынешний Илон Маск. Нам показывают, что даже президентка США находится под влиянием космического миллиардера и его деньги решают абсолютно все.
Раскрытых и не раскрытых, понятых и недопонятых, персонажей собрали за одним столом. Якобы показать нам, как единственные борцы за справедливость и мир в всем мире, были правы. И мораль хороша «У меня было все» и безмолвные разговоры, отрицание реальности, сделали очень сильной эту сцену. И вот казалось бы, такой хороший финал. Появляется желание что-то делать, ведь в действительности этот фильм отражение нашей реальности. И вот только мысли начинают свое формирование, как нам показывают финальную сцену. Миллиардер Ишервел и его прихвостни, после долгого сна, наконец приземляются на некую планету, с максимально отвратительной графикой. Возможно все деньги ушли на гонорары и «аренду белого дома», поэтому графику делали в PowerPoint. Если бы не было финальной сцены, то план бы удался. И зрители бы поняли, что перед смертью все равны и деньги ничего не решают, сколько бы нулей не было на счетах, умрут все. Но авторы решают иначе и вставляют этот «шедевр». Единственной целью этой сцены было показать, что выживут все равно те, у кого кошельки толще. Эта сцена высмеивает все «ценности», которые нам пытаются, якобы, показать создатели, что и подтверждает мои слова, сказанные ранее.
Швеция покупает мусор у соседних стран, чтобы можно было обеспечить работу перерабатывающего завода, а общественный транспорт работает на пищевых отходах. В Австралии сигареты стоят от 25$ за пачку, а в магазинах используют, вместо полиэтиленовых пакетов, тканевые сумки. Если эта картина имела социально значимые подтексты, то у них это не получилось, ведь единственная цель этого проекта была коммерческой. Когда продюсеру приносят сценарный план или же готовый сценарий, то в первую очередь его интересует сможет ли он его продать, и только после этого решаются остальные вопросы. Если бы цель была предать огласке и привлечь внимание к глобальной проблеме, то на 75$ млн. (бюджет проекта) можно было бы сделать это иначе и действительно решить какую-либо глобальную проблему, а потом снять о своих подвигах фильм. Вряд ли сейчас, на вырученные деньги, они все побегут спасать мир. А зная любовь NetfliX к успешным коммерческим проектам, шансы иметь благую цель сразу же отпадают. Спрятавшись за стеной из благочестия и беспокойства за нашу землю-матушку, мы видим лишь цель заработка, ведь тема актуальна, хоть и скрыта за стеной аллегории.
Кстати, что касается времени, то авторы тут нас не пожалели. Скажу словами одного из героев: «ничем не примечательно и скучно». Буквально каждые 20 минут отвлекаешься на часы, в надежде скорейшего финала.
Так что же это: театр абсурда или жестокая реальность? Как по мне и то, и то. Жесткая реальность в театре абсурда. Только жестокая реальность не в том безразличии, что нам показали, а в том, кто это нам показал.