Найти тему
Ольга Краева

Уильям Скротс (Англия,). «Портрет Елизаветы Тюдор, королевы Англии, в детстве», 1546 г.

"Жила и умерла королевой и девственницей"» - эти слова Елизавета I Тюдор завещала написать на своей гробнице. Правление этой властительницы называют золотым веком, считается, что именно при ней были заложены основы британского владычества на море, значительно расширились границы государства, создавал свои великие произведения Вильям Шекспир. Однако, если верить современникам, по характеру Елизавета была довольно застенчива и нерешительна. Её ранимость, скрытую под маской величия, подметил и придворный художник Уильям Скротс, когда ему приказали написать портрет тринадцатилетней принцессы. Декорацией для неё служит тяжёлый бархатный занавес, на котором контрастно выделяется алое платье, что было характерно для маньеризма, как и удлинённая фигура. Рыжие волосы Елизаветы почти сливаются с французским чепчиком-наколкой. Их, как и белую кожу, она унаследовала от отца, короля Генриха VIII, а тёмные, проникающие в душу глаза, от матери, красавицы Анны Болейн, казнённой по приказу супруга. Драгоценный крест на её груди, раскрытая Библия на подставке слева и молитвенник в руках с длинными тонкими пальцами, унизанными перстнями свидетельствуют о религиозности протестантской принцессы. А недоверчивое выражение лица, напряжённая поза и хрупкие угловатые плечи подростка довершают её образ. Вот такой противоречивой натурой была «добрая королева Бесс», которая ради власти отправляла на плаху своих врагов, имела множество фаворитов и при этом дала обет целомудрия: «Мой супруг – Англия, дети – мои подданные».